Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Гарантируем поступление, но это не точно». Побывали на частных курсах подготовки к ЦТ

Частные центры подготовки к централизованному тестированию идут на все, лишь бы абитуриенты пришли именно к ним: создают сайты с ярким дизайном, наполняют их восторженными отзывами своих учеников, обещают скидки и бонусы, гарантируют поступление. Но стоят ли подобные занятия своих денег? За ответом мы отправились на пробный урок в одну из образовательных школ Минска. 

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

Все серьезно или нет

Курсов подготовки к ЦТ огромное количество. И каждая школа, если заглянуть на сайт, уверяет: ее методы обучения мегаэффективные, а педагоги самые квалифицированные. Чтобы абитуриенты в этом убедились, многие учебные центры приглашают на пробное бесплатное занятие. Что ж, воспользуюсь этим предложением. Заполнила формы на пяти сайтах и решила: пойду к тем, кто позвонит первым. Через десять минут набрала администратор одной из компаний и поинтересовалась, какие предметы планирую сдавать. Так как на 11-классницу я похожа мало, придумала легенду: поступаю на заочную форму в БГУ и очень хочу подтянуть уровень белорусского. 

– Отлично, – звонко прощебетала собеседница на том конце провода, – ближайшее занятие по «мове» в эту субботу. Вам удобно?

Охотно соглашаюсь и уточняю, что необходимо взять с собой.

– Тетрадь и ручку, – перечислила администратор, – а еще подзарядите телефон, он вам понадобится для прохождения теста на определение уровня знаний. 

«Ого, как все серьезно», – в тот момен­т думала я и даже хотела по­листать конспект, который вела в 11-м классе, чтобы не ударить в грязь лицом. Спойлер: хорошо, что не тратила на это время.

А где учитель?

Офис размещается в историческом центре города. По дороге на занятие посмотрела, сколько примерно стоит аренда помещения в этом районе. За квадратный метр в здании, где нахо­дятся курсы, просят примерно 17 руб­лей. Двигаясь по коридору, насчитала около восьми комнат, принадлежащих центру. Если предположить, что все они похожи на ту, куда меня отвели дожидаться класса, то общая площадь явно более сотни «квадратов», а это 1700 рублей ежемесячно. Раз у владельцев хватает средств на оплату аренды, зарплаты администраторам (а их за стойкой двое) и педагогам, то бизнес явно прино­сит прибыль. 

За три минуты до начала занятий я была единственным учеником в кабинете. Где учитель и остальные ребя­та? 

– У нас возникла проблема, – виновато обратилась администратор, – у педагога заболел ребенок. При­ехать она не смогла, поэтому занятие проведем онлайн.

– Почему об этом не сообщили во время контрольного звонка? – решаю уточнить. В ответ барышня лишь пожала плечами. 

– Кроме меня, никого не будет?

– Должен подойти еще один мальчик. Вообще белорусский у нас не самый популярный предмет: с сентября всего двое абитуриентов ходят. Зато по математике и русскому приходится открывать дополнительные группы, уж очень много желающих.

Пока админ загружала на ноутбуке Zoom, в кабинет вошел второй ученик – Саша. Юноша явно не ожидал увидеть незнакомое лицо, единственное, что он смог произнести на мое приветствие, – робкое «здравствуйте».

Читай, Саша, правила

Наставник с экрана, представившаяся Юлией Леонидовной, сказала, что рада видеть нового человека – это единственный момент за весь урок, когда учитель обратила на меня внимание. Возможно, если бы я пришла заниматься за деньги, то было бы иначе, но этого мы уже не узнаем, потому что возвращаться и бесплатно я бы не стала. Первые полчаса вместе с Сашей Юлия Леонидовна проверяла домашнее задание. Сейчас они проходят прилагательные, 11-класснику нужно было определить случаи правильного образования степеней сравнения. Школьник зачитывал тестовые вопросы и называл ответы. Периодически Саша ошибался, но вместо того, чтобы объяснить, как правильно, преподаватель советовала перечитать ему правила. После д/з перешли к изучению новой темы – правописанию прилагательных. Юлия Леонидовна открыла презентацию и монотонным голосом стала зачитывать текст со слайдов (хорошо, что на мне была маска, и никто не видел, как я зеваю). Раз шесть за время лекции учитель отключала звук и выходила из кадра. Спустя полтора часа педагог сообщила, что наше время вышло, а оставшиеся три слайда с презентации она покажет на следующем уроке. После чего сразу же отключилась. Я даже не успела спросить про обещанный тест для определения уровня знаний. 

После урока барышни на ресеп­шене минут десять расспрашивали, как все прошло и готова ли я записаться в группу:

– До конца месяца действует скидка: занятие стоит 21 рубль, в месяц около 170 выходит – это дешевле, чем у репетиторов. И ребята после наших курсов стабильно показывают высокие результаты: от 70 и выше. А еще мы гарантируем поступление, иначе вернем деньги. Но таких случаев еще не было. 

– Это как? 

– На сайте можете скачать договор, там все подробно расписано. 

А я не поленилась и скачала. И нашла пункт, касающийся этих самых гарантий: «Исполнитель гарантирует качество оказываемых услуг, в связи с чем клиент вправе требовать возврата уплаченных исполнителю денежных средств в случае невозможности поступления в высшее учебное заведение на платной основе в связи с недостаточным ко­личеством набранных баллов при условии одновременного соблюдения следующих условий…». Сомнительные гарантии, не находите? Речи о бюджетной форме даже не идет, а еще про какие-то условия возврата денег говорят. В договоре перечислено девять пунктов, соблюдая которые заказчик вправе рассчитывать на взыскание средств: необходимо пройти подготовку по трем предметам ЦТ в данном центре, посетить три этапа РТ и сообщить результаты, выполнить все домашние задания и многое другое. Видимо, никто из абитуриентов даже и не пробовал собрать весь пакет докумен­тов, поэтому у центра и нет случаев возврата денег за услуги. 

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter