Юрий Альберс: у наших спортсменов большой потенциал

Гамма разных чувств

Первые кубковые этапы в исполнении белорусских биатлонистов подарили болельщикам весь спектр возможных эмоций. Юрий Альберс с этой гаммой чувств тоже разбирался в режиме реального времени. Назначенный на должность главного тренера за полтора месяца до начала сезона, опытный специалист буквально «с колес» решал накопившиеся проблемы и, заглянув в Минск во время рождественских «каникул», поделился первыми впечатлениями от возобновившейся после четырехлетней паузы тренерской карьеры:

Надежда Скардино после Нового года обещает прибавить.


— Переживаний было много. Отставка прежнего главного тренера — Валерия Польховского — случилась в то время, как я был в отпуске, и было понятно, что за полтора месяца что–то кардинально изменить невозможно. В то же время я сознавал: раз мне предложили возглавить команду, значит, других вариантов особо не было, и нужно не сетовать на предшественников, а браться и работать.

— В каком состоянии была команда?

Юрий Альберс.


— Не без проблем. В первую очередь — с состоянием спортсменов и особенно психологическим климатом. Я не могу сказать, что командой никто не занимался, но в женской сборной сразу у четырех спортсменок после тщательных обследований мы диагностировали перенапряжение сердечной мышцы второй степени. Если говорить по–простому: девушки были «загнаны», причем серьезно. В мужской команде до этого не дошло, но несколько человек успели переболеть, причем серьезно. 

— Помнится, не все спортсменки согласились работать под началом Польховского…

— Да, в команде было разделение, и это не привело ни к чему хорошему. Плюс странная система отбора. Было объявлено, что сборная для участия в Кубке мира будет отбираться по итогам летнего чемпионата Беларуси. В результате многие спортсмены начали форсировать подготовку к этому, промежуточному по своей сути старту. А чтобы нормально войти в сезон, мужская команда должна успеть набегать по снегу около 1.000 километров, и этот «норматив» пришлось нагонять в ускоренном режиме.

— Удалось?

— Почти, хотя «снежную» часть работы следовало бы начинать дней на 10 раньше. Я же начал с того, что поодиночке побеседовал с каждым спортсменом и тренером, выяснил их видения и пожелания... Показательно, что самым популярным пожеланием было «установить объективное, человеческое отношение к каждому и спортивные принципы при формировании команды». Я обещал, что все будут равны, и не отступил от этих принципов. Так что, по крайней мере, рабочую обстановку в команде создать получилось.

— Два «бронзовых» финиша Дарьи Юркевич и Владимира Чепелина на первом этапе Кубка мира — результат этого эмоционального всплеска или же стечения обстоятельств?

— Здесь немного другое. И Чепелин, и Юркевич пробежали в этих гонках медленнее, чем были способны. Но при этом соревнования проходили при сильном ветре, и каждый выстрел априори требовал от спортсменов предельной концентрации. Потом на обоих спортсменов навалилось избыточное внимание, с которым они не справились. Плюс в гонках, которые проходили в более комфортных условиях, появилось обманчивое ощущение, что стрельба будет даваться проще. Результат — потеря контроля и финиш в пятом–шестом десятке. Начались сомнения в себе... Хотя при этом Владимир, например, начал добавлять ногами и выходить на проигрыш лучшему времени в чистой гонке в пределах 4 — 5 процентов. По статистике, это позволяет бороться за призовые места на стрельбище.

Роман Елетнов уже бежит быстрее Мартена Фуркада.
www.biathlon.by


— Весьма условная перспектива...

— Не соглашусь. Мы, например, недавно разбирали гонку преследования на этапе Кубка мира в Поклюке в исполнении Романа Елетнова и Мартена Фуркада. Так вот, Елетнов на первом круге выиграл у Фуркада 3 секунды, но при этом не закрыл одну мишень (француз отстрелялся чисто). На втором круге ситуация повторилась, при этом Рома промахнулся уже трижды (у Фуркада опять ноль). Потом Елетнов проиграл 10 и 12 секунд на третьем и четвертом отрезках и добавил еще один штрафной круг. На финишном круге белорус выиграл у Фуркада 15 секунд, но при этом Мартен завоевал золото, а Роман финишировал 43–м. По статистике, француз в этой гонке лучшему времени хода проиграл почти 50 секунд, но полностью контролировал ситуацию и шел по дистанции, четко зная, как ему победить. Елетнов же рванул со старта и «застрелился», потом чуть сбавил, стрельба наладилась, но уже было поздно.

— Какой вывод следует сделать из этого анализа?

— Вывод простой: команда поздно стала на снег. Мы не успели провести несколько скоростных тренировок и поучаствовать в подводящих стартах. Все эти моменты следует обязательно учесть при подготовке к олимпийскому сезону. Хотя, несмотря на то что в нынешнем году к сезону готовились 9 мужчин, скамейки запасных у сборной все равно не оказалось. На контрольных тренировках те, кто выступает сейчас на этапах Кубка мира, очень много выигрывали у оставшихся в Кубке IBU.

— По сравнению с минувшим сезоном прогресс в занимаемых местах наблюдается только у Ирины Кривко...

— При этом в прошлом году мы в итоге получили провал на чемпионате мира. Поэтому нынешняя ситуация в какой–то мере может даже оказаться лучше с точки зрения плавного выхода на пик формы. Хотя, если скорость на дистанции не вырастет до тех 4 — 5 процентов отставания от лидеров, на хорошие результаты можно будет не рассчитывать. Что же касается Надежды Скардино, то ее нынешние места — результат «экспериментов» со стрельбой. Проанализировав ее выступления, тренеры пришли к тому, что стоит попытаться увеличить скорость стрельбы. Над этим работали все лето, но дело в том, что у каждого человека есть индивидуальная скорость передачи нервного импульса. В результате с ростом скорости стрельбы у Скардино стала резко падать точность. Когда решили вернуться к прежним условиям — все наладилось. Но обострились проблемы с шейным позвонком. На этапе в Эстерсунде мы просили помощи у норвежского специалиста, потом подключили Павла Дриневского... Проблему удалось решить, но потребовалось время для восстановления организма. Думаю, после рождественского перерыва дела у Нади пойдут на лад.

— Пожалуй, самым ожидаемым биатлонным событием на старте следующего года станет возвращение на трассу Дарьи Домрачевой. Отслеживаете ее состояние?

— Конечно, мы постоянно на связи. У Даши все идет по плану, и, как и прежде, она собирается стартовать на этапе Кубка мира в Оберхофе. С ней работает норвежский тренер, у которого есть большой опыт возвращения в спорт биатлонисток после рождения ребенка. Правда, говорить сейчас, в каком именно состоянии окажется Даша и на что сможет претендовать, сложно. Да, по ходу тренировок по всем показателям спортсменка находится в хорошей форме. Но чтобы оценить готовность и перспективы, ее нужно с кем–то сравнить. Домрачева же участия в соревнованиях пока не принимала: в Шушене просто не с кем делать контрольных стартов. Впрочем, это не столь важно. Для нас сейчас главное не те места, которые будет занимать Даша после возвращения, а то, что она сможет выйти на дистанцию, почувствовать себя в гоночном режиме и максимально хорошо подготовиться к будущей Олимпиаде. С другой стороны, присутствие в команде Домрачевой наверняка благоприятно отразится на остальных спортсменках.

— Можете сравнить нынешнюю ситуацию в женском биатлоне с той, которая была на момент ухода Домрачевой?

— Главное отличие — у женщин сейчас нет «своего Фуркада». В прошлые годы у девушек всегда была пара спортсменок, которые выглядели на голову сильнее остальных. Сначала Домрачева соперничала с Магдаленой Нойнер, потом — с Кайсой Мякяряйнен, потом — с Торой Бергер... Сегодня ситуация другая, подтверждением чему может служить результат россиянки Татьяны Акимовой, которая еще недавно занимала места в глубине пелотона. Очень нестабильно выглядят Габриэла Коукалова и Кайса Мякяряйнен. С одной стороны, конкуренция выросла, но с другой —– сами по себе результаты не выглядят сверхъестественными. Но хочу подчеркнуть: какими бы ни были результаты первых посленовогодних этапов, они не смогут считаться объективной оценкой нынешних возможностей Дарьи Домрачевой. Это будет просто точка отсчета для ее возвращения.

К сведению

В женской сборной после этапа в Поклюке произошло одно важное изменение. Команду покинула Анастасия Киннунен. Как сказал в интервью старший тренер женской сборной Федор Свобода, «ее сейчас в большей степени должны беспокоить другие, приятные для женщины вопросы, чем биатлон. Конечно, это неожиданность... Но, в конце концов, жизнь есть жизнь». Летом Анастасия Дуборезова вышла замуж за финна Ари Киннунена.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 249 (25131). Вторник, 27 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter