Народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский — эталон актера-интеллектуала

Гамлет из сибирской деревни

Иннокентий Смоктуновский считал себя по крови белорусом

Этой весной поклонники народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского отметили 95-летие со дня его рождения. Иннокентий Михайлович прожил поистине уникальную жизнь в искусстве, подарив нам в театре и на экране нового героя-интеллектуала, тонкого, погруженного в себя, порой страдающего от несовершенства этого мира. Почти всех его героев объединяет тема поиска гармонии и идеала. Но идеал всегда недостижим.


Диапазон ролей Иннокентия Михайловича поражает: князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, Порфирий Головлев — в театре, композитор Петр Ильич Чайковский, Гамлет, Порфирий Петрович, авантюрист Юрий Деточкин — в кино. Можно сказать, что Смоктуновский ввел новые стандарты актерской органики и перевоплощения. При первом знакомстве с ним зритель испытывал лишь одно чувство — глубокое потрясение. Наверное, справедливо будет сказать, что до Смоктуновского таких героев на экране не было. 

Его биография вместила в себя все беды и радости неспокойного двадцатого века. Артист родился в деревне Татьяновка Томской губернии в семье мельника Михаила Смоктуновича и Анны Махневой. По свидетельству самого актера, по крови он — белорус, так как его прадед Николай Смоктунович служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году был сослан в Сибирь вместе с семьей за убийство зубра.

Спасаясь от голода, семья Иннокентия Михайловича переехала из деревни сначала в Томск, потом — в Красноярк, где он начал заниматься в драматическом кружке и в 14 лет впервые попал в театр. То, что Смоктуновский увидел на сцене, его поразило, хотя во многом было наивно. «Во мне уже тогда заговорило нутро», — скажет он позже. Когда отец ушел на фронт, Иннокентий окончил фельдшерско-акушерское училище, чтобы кормить семью. Позже, в 1942 году, окончил курсы киномехаников и поступил статистом в Красноярский драматический театр. Признавался, что научился подделывать театральные билеты, покупать их каждый день возможности не было, а жить без театра он уже не мог. В 1943 году был призван в армию, участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Попал в плен и бежал. Его укрыла простая украинская семья, с которой он поддерживал связь до конца жизни.

«Мертвые души».

После войны Иннокентий Михайлович поступил в студию Красноярского театра, с 1946 года работал в Заполярном театре драмы в Норильске (там по требованию директора изменил фамилию, здесь же познакомился с Георгием Жженовым), жил и работал в Грозном, Махачкале, Сталинграде... Но мечтал о большем и в 1955 году приехал в Москву. Показывался во все театры, но никого не заинтересовал. «Он был не нужен, — писал историк театра Анатолий Смелянский, — и по справедливости: «ментальность» артиста была на редкость неподходящей для репертуара той поры. Ему некого было играть. Высокий, худой, с прозрачными голубыми глазами и светлыми, чуть вьющимися волосами, с каким-то завораживающе-странным голосом, которым он как бы не управлял, испуганной, осторожной «тюремной» пластикой… Артист с такими данными был безнадежен для тех пьес, что определяли репертуар».

Через какое-то время перелом в биографии все-таки наступил: Евгений Лебедев, снимавшийся вместе со Смоктуновским в фильме «Шторм», порекомендовал его режиссеру Георгию Товстоногову, для постановки «Идиота» в БДТ. И это был первый громкий успех. Совсем скоро Смоктуновский стал востребован в кино и из-за этого ушел из БДТ, где всегда требовали полной самоотдачи. Появились фильмы «Девять дней одного года», «Гамлет», «Берегись автомобиля», «Преступление и наказание». Практически каждая его роль становилась событием. Выдающийся талант актера стали отмечать не только в родной стране, но и на Западе.

За роль Порфирия Петровича в фильме Льва Кулиджанова Смоктуновский получил Государственную премию имени братьев Васильевых, за Гамлета был номинирован на британскую премию BAFTA за лучшую мужскую роль. «Чайковский» Игоря Таланкина был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. За роль композитора Чайковского актер получил приз на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Если бы международных проектов в советском кино было больше, Иннокентий Михайлович вполне мог стать достойным партнером Берта Ланкастера, Лоуренса Оливье, Марлона Брандо, Марчелло Мастроянни.

«Гамлет».

В Малый театр в 1971 году Смоктуновский был приглашен специально на роль царя Федора Иоанновича в трагедии Алексея Толстого. Позже Олег Ефремов позвал его в МХАТ. Дебютом на мхатовской сцене стал чеховский Иванов. Ролей успешных и разных было много. Смоктуновский с удовольствием работал в телевизионных спектаклях, сыграл в интересных картинах маститых режиссеров: «Дочки-матери» Сергея Герасимова по сценарию Александра Володина, «Степь» Сергея Бондарчука, «Маленькие трагедии» и «Мертвые души» Михаила Швейцера. Многим запомнился его романтический трубач в новаторской ленте Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Погруженный в себя Иван Модестович в экзистенциальной драме Анатолия Эфроса по сценарию Андрея Битова «В четверг и больше никогда». Невозможно представить без Смоктуновского телевизионные фильмы «Кража» Леонида Пчелкина и «Пиковая дама» Игоря Масленникова. Многим запомнился мистический детектив «Странная история мистера Джекила и доктора Хайда».

Иннокентий Михайлович никогда не снижал актерский градус в работе. Его темперамент на экране с годами приобретал новые краски. Интересны и его поздние работы. Одной из лучших стала драма «Дамский портной», где он исполнил роль портного Исаака. Остро и неожиданно сыграл безобидного клошара, возжелавшего разжиться дармовой выпивкой в богатом доме, — это папаша Мерлуш из ироничного детектива Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины». Опустившийся, но, видимо, талантливый художник, подтверждение известного тезиса о том, что талант не пропьешь. В авантюрном детективе режиссера Виктора Сергеева «Гений» Смоктуновский сыграл Принца — главу мафиозного клана. К слову, Смоктуновский воплотил еще одного теневого мафиози — Луковецкого в детективе Всеволода Шиловского «Линия смерти».

Советское кино, освободившись от идеологической цензуры, только пробовало существовать по западным рецептам. В «перестроечном» кино появлялись новые герои и темы. И тут надломленная, чуть декадентская фактура зрелого Смоктуновского оказалась тоже кстати. Ему удалось создать интересный образ в психологической драме Вадима Дербенева «Черный коридор» по прозе Владимира Тендрякова.

«Берегись автомобиля».
gorod24.online

Из поздних работ на общем фоне выделялась и кинопритча Владимира Наумова «Белый праздник», снятая по мотивам повести Тонино Гуэрры «Сто птиц». Полумистическая, полутрагическая история. А последней работой Смоктуновского в кино стала лента «Вино из одуванчиков», его роль озвучил Сергей Безруков.

…И сегодня каждая встреча с Иннокентием Михайловичем в кино, обессмертившим его имя, для нас бесценна. Внучка Анастасия Смоктуновская продолжает актерскую династию, успешно работая в театре Армена Джигарханяна.

ЦИТАТА

В 1965 году на вопрос, что предпочитает актер — театр или кинематограф, Смоктуновский ответил: «И то и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter