Возможен ли капремонт за один месяц в выбранных для эксперимента минских домах?

Галопом по ремонтам

Минчан взбудоражила новость: капитальный ремонт в десяти многоэтажках в виде эксперимента собираются сделать за... месяц! Неужели и вправду приближаемся к европейским стандартам? Ведь, например, в Германии еще 20 лет назад научились делать капремонт 300–квартирного дома за 5 (!) рабочих дней. А что сами жильцы–счастливчики? Увы, в попавшей в программу девятиэтажке № 10 по улице Притыцкого уж и не рады. Дескать, по договорам утепление термошубой светит только семи квартирам, хотя на всех кухнях, по планировке, нет отопления, холод, сырость, плесень, зимой иней в подъездах, и причина, установили в ЖЭУ, не бытовая — особенности именно фасада. Люди сетуют: проектно–сметная документация была составлена по результатам частичного обхода квартир. Любопытно, как настроены в отношении эксперимента по другим адресам?


Обитателям пятиэтажки № 6 по улице Орловской перспектива капремонта хоть и кажется заманчивой, но срок уж очень настораживает, мол, пройдутся по верхам, для галочки, а будет считаться, что проблема закрыта. Да и наслышаны уже здесь о нюансах в доме на Притыцкого... По словам 75–летней Ольги Петровны из 46–й квартиры, дому требуется буквально все:

— Я тут с самого начала поселилась. Так вот за 52 года дом не ремонтировался ни разу! Инженерные системы заменить нужно однозначно, окна, оштукатурить, покрасить, ступеньки перед подъездами поправить... Да куда ни повернись — все на ладан дышит. Правда, еще в советское время, когда я сама была председателем кооператива, мы перекрыли крышу, ибо текла она по–страшному.

Ольга Петровна, жительница дома № 6 по улице Орловской.

Больше всего жильцов удивляет, что их дом уже в каком–то экспериментальном списке, а узнают они об этом совершенно случайно по интернету.

— Хоть бы собрали нас, поинтересовались бы нашим мнением. И почему именно к нашему дому привязались с этим ускоренным ремонтом? Нам нужен нормальный, качественный.


— Все течет! — категорична Наталья из 57–й квартиры. — В подвалах во всех шести подъездах вообще безобразие творится. А лично у меня зимой постоянно что–то в нишах капает — там, где стояки рядом. Одна радость, что хоть от плесени избавилась — еще несколько лет назад обратилась в ЖЭС, чтобы обшили фасад стены, где моя квартира. Ну, мне повезло. А проблемы–то с сыростью практически у всех.

Впрочем, со стороны дом на Орловской выглядит еще ничего. Как и другой «экспериментальный» 4–этажный дом № 8 по улице Ломоносова. Здесь всего два подъезда. И кстати, с торца он уже давно утеплен. Но настроение у жильцов скептическое. По словам Аллы Викторовны из 21–й квартиры, «какие–то важные люди» месяца два назад ходили по дому, все осматривали и даже обещали организовать собрание. Правда, мнением жильцов и их пожеланиями тоже не интересовались.

ул. Ломоносова, 8.

— А вот ко мне никто не заходил! Хотя я в декретном отпуске с ребенком и все время дома, — заявила корреспондентам «СБ» Мария, что живет этажом выше. — Нам уже 10 лет капремонт обещают, но все время якобы нет денег. Кстати, в ЖЭС по этому вопросу я в очередной раз звонила буквально пару недель назад, так мне ответили, что зимой окна в подъезде поменяют. А на остальное снова средств нет.


Мария утверждает, что недавно прямо у нее в руках рассыпалась соединительная труба к крану в ванной. Что делать, этот фрагмент системы водоснабжения поменяла за свой счет, но теперь и думать боится, в каком состоянии трубы, невидимые глазу. Уверяет, что сырость в квартире ужасная, хотя на внешнюю сторону обоев в ее квартире плесень еще не просочилась.

А вот жильцы дома № 118 по улице Карла Либкнехта буквально на седьмом небе от счастья. По большому счету, им уже неважно, месяц, два или даже неделю будет длиться экспериментальный ремонт, главное — на них обратили внимание. Вздыхают: явно аварийный, причем еще с момента постройки, дом лет десять назад почему–то признан пригодным для проживания, хотя в нем нечем дышать, стены гниют, канализационные стояки как решето. Многолетняя переписка с Мингорисполкомом по поводу устранения просто невыносимых уже проблем, говорят Тамара с Анатолием из 17–й квартиры, ничего не давала.

Дом № 118 по улице Карла Либкнехта.

Да уж, картина незабываемая. Еще метров за 15 до входа в подъезд отчаянно хочется надеть противогаз. Источник адского аромата, а также дополнительного тепла находится в подвале, куда дверь давно не закрывается. Жильцы считают: при строительстве здания изначально были неверно проложены коммуникации, поэтому все содержимое канализации просто концентрируется внизу. Примерно раз в год приезжает машина, чтобы все это откачать. Эффект, правда, очень недолговременный. А, с позволения сказать, интерьеры подъездов? В третьем из гнилых, облупленных, покрытых плесенью стен на нас угрожающе пялились голуби. Дыры же — размером с конскую голову. Почему они хотя бы косметически не залатаны? А крыша, откуда, жалуются жильцы, в этом году свисали гигантские сосульки аж до второго этажа? Потому что водосточная система давно не функционирует. Что происходит с потолками и стенами в квартирах наверху, нам охотно продемонстрировала 62–летняя тетя Люся с пятого этажа — «черные дыры» буквально проели ее жилище.



— Я сюда приехала жить еще с родителями, когда в третий класс ходила, и мы еще тогда мучились со всем этим кошмаром. Всей моей жизни не хватило, чтобы тут навели порядок, а теперь обещают за месяц? Не верю! Но если получится — низкий поклон, конечно.

Увы, на вопросы, поставленные жильцами домов, вошедших в экспериментальную программу, в Минском городском жилищном хозяйстве не ответили. Дело слишком новое? Рано о чем–то конкретном говорить?

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела капитального ремонта ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Валентина Чигирь:

— Пока состоялись общие собрания с жильцами только трех домов, участвующих в эксперименте «капремонт за месяц». И мы сами крайне заинтересованы в конструктивном диалоге. Важно, чтобы получилось сотрудничество, а не противостояние. Ведь срок — всего месяц. И если у строителей не будет своевременного доступа к коммуникациям, где единственный путь — через квартиры, то задача может существенно усложниться.

Что касается проблем дома № 10 по улице Притыцкого, то никаких жалоб, относящихся к эксперименту, к нам не поступало. Весь сыр–бор по якобы необходимому утеплению фасада на самом деле затеял всего один жилец. Но давайте разберемся: насколько он компетентен? Ведь далеко не всегда сырость и плесень — это результат холодной стены. Подобный эффект может дать и проблема с вентиляцией. Надо изучить вопрос профессионально, чтобы и не выбросить на ветер огромные средства, и не усугубить ситуацию. Что касается дыр в стенах на лестничной клетке дома № 118 по улице Карла Либкнехта, то нужно выяснить их происхождение. Если это последствия неисправности коммуникаций или качества кровли, то во время капитального ремонта они будут заделаны. А если жители сами так «украсили» подъезд, то и решать проблему им придется за свой счет. Пора учиться беречь то, что принадлежит всем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Начальник управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Андрей Ромашко:

— В прошлом году было принято решение о пересмотре нормативных сроков выполнения работ по капитальному ремонту жилфонда, теперь они будут выполняться в максимально сжатые сроки — 3,5 — 5 месяцев. В идеале капремонт в многоквартирном доме должен проводиться за месяц. И уже поставлена такая задача. Поэтому во всех областях страны и Минске стартовали экспериментальные проекты под рабочим названием «капремонт за месяц». Цель: в предельно короткие сроки выполнить все необходимые работы, при этом свести к минимуму неудобства жильцов. Но не за счет ухудшения качества работ, а за счет улучшения технологий. Проанализировать результат эксперимента мы сможем уже в ноябре. Перечень работ, которые входят в понятие капитального ремонта, четко определен постановлением Совета Министров № 324 от 21 апреля 2016 года. В целом это те работы, которые необходимы для восстановления инженерных систем и конструктивных элементов, обеспечивающих дальнейшую безопасную и безаварийную эксплуатацию.

ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ

По информации Министерства ЖКХ, с 2013 года государство взяло на себя большую долю расходов по капремонту жилфонда и оплачивает 70% его стоимости, по Минску — 60%. Только люди, как правило, не очень–то ценят то, за что не платят. И даже приватизировав метры, по привычке ждут, что следить за порядком будет кто–то другой. Ведь многие жильцы, в том числе и тех домов, которые посетили корреспонденты «СБ», до сих пор уверены: во время капремонта им обязаны заменить и окна в квартирах, и даже унитазы с умывальниками. Тогда как позиция министерства такова: государство более не должно финансировать мероприятия, связанные с модернизацией и улучшением потребительских качеств частного жилья. Однако оно берет на себя обязанность обеспечить выполнение именно ремонтных работ. Вот почему с 2013 года уже не меняют за счет бюджета окна, с 2015–го — не утепляются ограждающие конструкции. Речь о ремонте общего имущества: кровли, инженерных систем, сетей, фундаментов. То есть того, что и позволяет предоставлять каждому потребителю основные жилищно–коммунальные услуги.

ЦИФРЫ «СБ»

Сегодня в капремонте нуждается 10% жилфонда. Но если в 2010 году выполнялось около 1% ремонтных работ от всей эксплуатируемой площади, то сейчас — уже 2,3%. А к 2020–му поставлена задача выполнять и все 3% в год.

eversman@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter