![]() |
Борис Аракчеев.
Фото из личного архива. |
Не каждый районный центр может похвастаться собственной художественной галереей. Крупки могут. Краеведы, организующие экскурсионные туры по белорусской глубинке, уже давно занесли координаты местного выставочного пространства в свои ежедневники. Знают: город может удивить не только своими невероятными пейзажами, восхищаться которыми в мемуарах не уставал даже автор «Недоросля» Денис Фонвизин, в свое время побывавший в этих краях. Манят Крупки и пейзажами живописными, рукотворными — все они собраны здесь, на третьем этаже городского центра культуры. Увы, отдельного помещения у галереи пока нет, разводит руками директор Крупского историко–краеведческого музея Тамара Больбот:
— Но мы не жалуемся, залы никогда не пустуют. В среднем галерею посещают около 12 тысяч человек в год. И знаете, что радует больше всего? Люди не заходят сюда бездумно, просто так, по пути. Приезжают специально, предварительно разузнав про выставку и ее авторов. Экспозиция меняется каждый месяц, а народ у нас искушенный, на «абы–што» не пойдет. Мы даже гордимся, что создали галерее такой имидж.

Сегодня в ее фондах хранятся 110 работ, 14 из которых — за фамилией династии Аракчеевых. В свое время Аракчеев–старший подарил Крупкам свое батальное полотно «Генерал Кульнев и гродненские гусары в битве под Клястицами. 1812» — именно оно стало отправной точкой создания художественного фонда.
— Открылись мы 26 мая 2005 года. Борис Владимирович с супругой приехали накануне. Но не с пустыми руками: привезли подарок — «Генерала Кульнева». Художник занимался монтажом до глубокой ночи: ползал на коленках, натягивал на подрамник. Жена все время была на подхвате. Закончили за полночь, а уже утром на торжественном открытии презентовали полотно как подарок крупчанам.
Побывав в городе однажды, Аракчеев возвращался сюда вновь и вновь. Говорят, очень уж напоминала здешняя природа родную ему Ярославщину.

Крупская художественная галерея имени Бориса Аракчеева.
— Он буквально влюбился в эти края. Мечтал, что, когда выйдет на пенсию, обязательно будет жить неподалеку. Приезжал часто, делал зарисовки. И конечно, много выставлялся: с 2009 года, как я здесь работаю, прошло его 14 персональных выставок, — вспоминает Тамара Больбот.
Не меньше (а может, даже больше) гордятся здесь и работами местных авторов. Олег Пручковский, Леонид Чемараев, Игорь Королев, Федор Сорокин, Алексей Гамин, Александр Михеев, Владимир Стулов — имена массовому зрителю совсем незнакомые, но любимые небезразличными к своей живописной истории крупчанами.
— Мы стараемся дать самодеятельным художникам толчок к развитию, раскрыть их талант, поддержать — для этого есть все условия. Благодаря галерее у маленьких Крупок появилась новая идентичность, люди начали гордиться своим пусть маленьким, но собственным выставочным пространством.
Вы спросите: ну и что может сделать художественная галерея в городе, где многие жители в местном краеведческом музее были всего–то пару раз в жизни? Отвечаю: заинтересовать, рассказать, объяснить, научить любить. Вернуть интерес к жизни, в конце концов.

— Кроме молодежи, в галерею приходит много пенсионеров. У нас ведь не только выставки проходят. Проводим творческие встречи, мастер–классы, консультации, — перечисляет Тамара Владимировна. — И люди не замыкаются в себе. Знают: после выхода на пенсию жизнь продолжается. Недавно на творческую встречу приезжала известный мастер, лауреат Государственной премии Нина Пилюзина. Уехала ошеломленная. Столько народа пришло! Все начитанные, интеллигентные, думающие. А вы говорите глубинка, периферия...
![]() |
Тамара Больбот.
|
— У ребят перед глазами замечательные примеры. Они видят всю эту красоту и учатся на этих работах.
В эти дни на почти 60 квадратных метрах расположилась новая экспозиция: пейзажи Бориса Аракчеева мирно соседствуют с пленэрными этюдами нынешних учеников знаменитой «Глебовки». Сам мастер в свое время окончил худучилище досрочно — за хорошую успеваемость.
— Аракчеев очень любил работать на воздухе. Многие из своих известных картин он написал на основе пленэрных этюдов. В работах учащихся колледжа — то же стремление передать средствами живописи едва уловимые изменения в состоянии природы, раскрыть ее величие и красоту. Вот она, творческая преемственность поколений, в которой соединяются традиции, новаторство и современность.
Выставка «Мастацкiя традыцыi: калi прырода твой настаўнiк» продлится до 4 мая. А уже на следующий день здесь будут готовить очередную новинку — персональную экспозицию памяти мастера Аракчеева.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 81 (24963). Суббота, 30 апреля 2016