«Гадкий утенок» — не диагноз

80 процентов подростков недовольны своей внешностью
80 процентов подростков недовольны своей внешностью

Если ребенок начинает часами сидеть у зеркала, значит, детство закончилось. Пришел переходный возраст, а с ним и недовольство своими ушами, носом, руками и прочими частями тела. Как правило, 8 из 10 подростков считают себя некрасивыми. И начинают экспериментировать...

Одни обрезают ресницы, думая, что после этого те вырастут длиннее и пышнее. Другие скотчем приклеивают уши, чтобы не топорщились. Третьи прокалывают брови, пупки, губы, нос, украшая лицо и тело всевозможными колечками, а потом попадают в больницу с острым абсцессом. (Потому что даже ухо прокалывать самостоятельно опасно — здесь находится больше 150 биологически активных точек, повреждение которых может вызвать осложнение.)

— Подростки мне напоминают африканских туземцев, которые обвешиваются блестящими украшениями, чтобы плюющаяся кобра не попадала ядом в глаза. Излишний макияж, татуировки, пирсинг на лице тоже призваны не просто привлекать внимание, а отвлекать, — говорит психолог детско–подросткового психо–неврологического диспансера Дмитрий Губкин. — У меня была на приеме девочка с салатовыми волосами, заплетенными в афрокосички, с пятью сережками в каждом ухе, колечком в пупке, татуировками и при этом все равно недовольная собой. Это характерно для 13 — 16–летних подростков. Поэтому и носят такую мешковатую одежду, скрывая бедра, грудь, плечи. В этом возрасте нет баланса в организме, они чувствуют себя не в своем теле. Но через пару лет проблемы внешних данных отходят на задний план. Если не заострять на них внимания.

Однако заостряют!

— Примерно четырем–пяти пациентам из 10, которые обращаются к нам по поводу пластической операции — исправления носа, ушей, челюсти, мы отказываем, так как делать операцию им либо рано, либо проблема с внешностью вообще надуманная, — говорит заведующий кафедрой челюстно–лицевой хирургии БелМАПО Александр Артюшкевич. — Коррекцию ушной раковины можно делать с 7 — 8 лет, потому что уши в этом возрасте уже больше не растут, а вот формы носа исправлять лучше после 17 лет, когда полностью сформируются лицевые кости. Но для операции должны быть серьезные показания, а не только желание. Хотя чаще подростки приходят не с лопоухостью, а с фурункулами.

А еще молодые люди 15 — 16 лет вводят себе в кисти рук вазелин. Мол, чтобы удар держать. Якобы после этого кулаками можно лупить куда угодно и с какой угодно силой — не больно. А не больно потому, что начинается некроз ткани, который может закончиться гангреной кисти. Спасти руку можно лишь хирургической операцией. И таких пациентов в Минской областной клинической больнице тоже хватает...

А сколько комплексов по поводу размера груди!.. Раньше советовали кушать больше горбушек, кочерыжек, теперь — к хирургу. Пластика груди, по словам заведующего отделением микрохирургии Минской областной клинической больницы Владимира Подгайского, показана, если ее совсем нет или она чересчур большая. А вот недостаточно большая или очень маленькая — это уже субъективное мнение, а не патология. По сути, в каждом центре пластической хирургии пациенток должен сначала принимать штатный психолог и «браковать» тех, кто страдает подростковыми комплексами. Но есть такие специалисты далеко не везде. И найдутся умельцы, готовые заработать на девчачьих комплексах.

Лет до 12 — 13 человек в принципе не задумывается, как он выглядит, а потом начинает беспокоиться, что о нем думают другие. Это еще Дарвин установил — с тех пор со стариком так никто и не поспорил. И всю последующую жизнь наше мнение о себе формируется в зависимости от восприятия окружающих. Причем человек склонен видеть самого себя в искаженном свете. Психологи провели эксперимент: выложили перед испытуемыми десять фотографий совершенно незнакомых людей и попросили указать на лицо, с которым, по их мнению, у них больше всего сходства. Абсолютно все участники эксперимента выбирали фотографию с более красивой внешностью — то есть комплексы на нас, конечно, давят, но подсознание сопротивляется. Факт.


Что доктор прописал?

Психологи утверждают, что человеку гораздо полезнее регулярно смотреть на свою удачную фотографию, чем в зеркало. Нет, в зеркало, конечно, тоже нужно, но для практических целей. А вот для поддержания внутренней гармонии стоит повесить на стену свой самый красивый портрет. Можно его заказать лучшему портретисту. Попозировать ему несколько сеансов, приговаривая: а вот волосы нарисуйте, пожалуйста, подлиннее и покудрявее, огоньку в глазах добавьте. А можно поступить проще и технологичнее. Взять любимую фотографию и отнести ее к специалистам. Ее отсканируют на высокоточном оборудовании, индивидуально обработают, приглушат погрешности, добавят необходимые штрихи и напечатают на льняном холсте.


Кстати

В детстве Шэрон Стоун была некрасивой — высокой, костлявой и носила очки с толстыми линзами. А Софи Лорен — длинную, тощую, нескладную — все окружающие дети и подростки дразнили Зубочисткой. Этим прозвищем были исписаны ее парта, школьные туалеты и даже входная дверь ее дома. Немало слез из–за косящего правого глаза пролила в детстве Деми Мур. Лео Ди Каприо, когда учился в лос–анджелесской школе Джона Маршалла, был таким маленьким и слабым, что его нередко колотили даже девчонки. Памела Андерсон в подростковом возрасте была ничем не примечательной девчонкой с угловатой мальчишеской фигурой и короткими некрасивыми волосами. Селин Дион в младшей школе дразнили Вампиром из–за выступавших зубов. Актриса и первая леди Монако Грейс Келли в детстве была «страшилкой», и ее мать убивалась: «Ну кому может понравиться наша Грейси?!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter