Гадание на нефти

Вслед  за  нефтью  дешевеют   и  нефтепродукты,  но  очевидных  признаков  восстановления  «докризисного»  спроса  пока  нет

Вслед  за  нефтью  дешевеют   и  нефтепродукты,  но  очевидных  признаков  восстановления  «докризисного»  спроса  пока  нет

«Сегодня плохо, но будет не лучше», — примерно в таком духе высказывается большинство аналитиков нефтяного рынка. При этом они расходятся в оценках, кто из игроков пострадает больше других. Действительно, нефтедобывающим странам уже приходится нелегко — всего лишь за несколько месяцев черное золото подешевело почти в три раза, а это означает неминуемое сокращение доходов от его продажи. Но как новый расклад рынка повлияет на нефтепереработчиков? Для Беларуси, в экспорте которой нефтепродукты занимают весомую долю, вопрос далеко не праздный.

Назад  в  прошлое

Спад торговой активности на оптовых рынках нефтепродуктов налицо. Многие трейдеры стараются не рисковать и приобретают партии лишь для обеспечения текущих заявок. Финансовые возможности зачастую не позволяют им закупать нефтепродукты в больших объемах. Отсутствие платежеспособного спроса заставляет поставщиков быть более сговорчивыми при заключении контрактов. Да и что остается делать, ведь цены все равно падают. Ситуация меняется порой не по дням, а по часам. Например, в России за сравнительно короткий период времени цены мелкого опта вернулись к уровню ноября—декабря 2007 года, а розничные приблизились к показателям апреля 2008-го. С трудностями столкнулись и предприятия концерна «Белнефтехим», особенно на западных рынках. Официальная статистика за январь—сентябрь уже фиксирует незначительное снижение экспорта — на 0,5 % к январю—сентябрю 2007-го (в физическом выражении). Отрасль поддержали потребители стран СНГ — отгрузки туда хоть и невелики, но выросли в 2,5 раза. Экспорт в страны дальнего зарубежья упал на 7,1 %. По оценке Федеральной антимонопольной службы РФ, цена на бензин по всему миру упала на 15—20 % с середины лета. Впрочем, рынок в разных странах реагирует по-своему на дешевую нефть. Например, в США стоимость автомобильного топлива снизилась более чем в два раза по сравнению с летней ценой и составляет менее $ 2 за галлон (3,78 литра), а в некоторых штатах можно заправиться и за $1,3.

Затаились  в  ожидании

Участники рынка ожидают, что результатом стремительного падения цен станет адекватное увеличение спроса. Этого пока не происходит. Поведение рядовых потребителей несколько инерционно: научившись экономить на топливе, автолюбители не сразу избавятся от этой привычки. Между тем в августе совокупный пробег американских автомобилей уменьшился на 15 миллионов миль по сравнению с прошлым годом. Это рекорд со времен Второй мировой войны. Впрочем, последние данные фиксируют робкие признаки оживления. Нефтяных трейдеров в настоящее время больше беспокоит поток негативной экономической информации: рост безработицы, неясные перспективы доллара, увеличение запасов «черного» сырья в США. Тем не менее в отчете «MasterCard Inc. SpendingPulse» говорится, что потребление топлива в американских штатах в последние недели прирастает на 1—2 %, а средний показатель последних четырех недель оказался на отметке 63,9 млн. баррелей в не-делю, или на 2,1 % меньше, чем в аналогичный период годом ранее.

Но не одним потребительским рынком силен рынок нефти и нефтепродуктов. Спрос на энергоресурсы во многом зависит от темпов мирового экономического развития. Покупатель № 1 — США — фиксирует падение ВВП: в третьем квартале оно составило 0,3 %. В лучшем случае такой показатель будет и по итогам года, прогнозирует ФРС США. Ожидается, что в 2009-м динамика будет колебаться между снижением на 0,2 % и ростом на 1,1 %. Неудивительно, что основные надежды эксперты возлагают на Китай, который является вторым мировым потребителем энергоресурсов. В частности, рынок положительно отреагировал на планы китайского руководства вложить в развитие инфраструктуры 600 миллиардов долларов. Это потребует большого объема ресурсов, что должно повысить спрос.

Подтолкнуть  вверх

Какова вероятность изменения тенденций на нефтяном рынке? Пока прогнозы аналитиков больше напоминают гадание на кофейной гуще, и оценки текущей ситуации не дают вволю разгуляться фантазии оптимистов. Понятно, что серьезное давление на цены создает значительный дисбаланс между спросом и предложением. В то же время сырьевые страны пока не готовы всерьез пересматривать объемы добычи. Даже генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри признал недавно, что рынок перенасыщен. При этом он заявил о планах рассмотреть вопрос о снижении поставок углеводородов на следующем заседании «международного картеля», которое состоится в середине декабря в Алжире. Впрочем, подобного решения рынок ждет уже давно, и некоторые аналитики считают, что тянуть дальше некуда. Несколько дней промедления могут стоить дальнейшего заметного падения, предупреждают эксперты. В то же время многие не без оснований утверждают, что нынешняя цена барреля черного золота не оправдана даже текущим положением экономик США, Европы, Японии. Положительный сигнал подает и Россия, которая заявила о подготовке совместно с ОПЕК плана действий по поддержанию уровня цен на энергоносители.

Кризис  снабжения?

Удивительно, но более отдаленные перспективы развития рынка вызывают у экспертов больше единодушия. Уже сегодня очевидно, что инвестиции в отрасль будут сокращаться. Об этом предупредили многие российские компании, в планах которых на следующий год — снизить капиталовложения чуть ли не наполовину. Добыча нефти в России уже демонстрирует снижение — в январе—ноябре на полпроцента к аналогичному периоду прошлого года. Под угрозой оказалась реализация таких дорогостоящих проектов, как, например, освоение шельфовых месторождений, нефтеносных песков в Канаде. В результате добыча нефти может снизиться не искусственно, чему так противится ОПЕК, а вполне объективно. В то же время резкого падения потребления не предвидится, а это значит, что нефть и нефтепродукты окажутся дефицитным товаром. Подобный дисбаланс в пользу предложения вновь станет давить на цены, а потому долгосрочную тенденцию можно прогнозировать с высокой долей вероятности. Спорными остаются только даты, когда исполнятся ожидания. Некоторые эксперты считают, что рубеж в $ 100 за баррель может быть достигнут уже весной следующего года, другие называют более поздние периоды, вплоть до 2015 года…

-----------

Убыточная  добыча

При  цене  российской  нефти  Urals  в  $  44  за  баррель  добывающие  компании  теряют  $ 68  на  каждой  тонне  сырья

Совещание в российском правительстве, которое состоялось на прошлой неделе, облегчения нефтяникам не принесло. Сообщается, что крупные компании обсуждали с представителями исполнительной власти инвестиционные планы на следующий год, но конкретных решений не принято. Предварительно нефтяники разработали схему изменения налогового законодательства, некоторые нововведения они предлагают внедрить уже с 2009 года. В частности, считается целесообразным установить необлагаемый налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) минимум на уровне $ 23 за баррель уже с 2009 года. Ранее Минэнерго предлагало поднять минимум до $ 25, но с 2010 года. В настоящий момент этот показатель составляет $ 9, с 1 января 2009 года вступят в силу поправки Налогового кодекса, увеличивающие цену его до $ 15. Помимо этого, нефтяники предлагают при расчете НДПИ учитывать инфляционную составляющую, а также текущий курс доллара. Еще одним предложением является введение налога на сверхприбыль, учитывающего реальную экономику предприятий.

В настоящее время себестоимость добычи нефти в РФ, по оценкам экспертов, находится на уровне
$ 8—9 за баррель, при этом необходимые капвложения для поддержания текущего уровня добычи колеблются в районе $ 10—11 за баррель. Такую работу себе в убыток еще могут преодолеть компании, у которых развитая переработка и сбыт компенсируют «минусы» добычи. Однако компании, испытывающие нехватку перерабатывающих мощностей, а также малые нефтяные фирмы уже с начала 2009 года могут просто остановить добычу, если ситуация с налогообложением не изменится, считают нефтяники.

Эффективность добычи нефти рассчитали и в Минэнерго РФ (заложена стоимость российской Urals в $ 44 за баррель). Результаты неутешительные: на одной тонне компании теряют $ 68,4. Так, при стоимости 1 т сырья в $ 321,2 экспортная пошлина составляет $ 192,1, операционные затраты оцениваются в $ 90,4, транспортные расходы — в $ 14, налог на добычу полезных ископаемых — в $ 56,2, трансферные затраты — в $ 36,9.

С 2009 года налоговая нагрузка на «нефтянку» в России снизится. По расчетам экспертов, при сохранении цены в $ 40 за баррель экспортная пошлина c 1 января составит $ 125 за 1 т.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter