«Китайское» прошлое, три десятка юных велосипедистов и водонапорная башня с гнездом аиста: чем живет деревушка с неземным названием

Габитация притягивает людей

Габитация. Деревня под таким необычным названием есть под Будславом.  Ехать до нее из Минска часа два на машине, а на автобусе — и все три. Раньше деревня была большой, да и сейчас, можно сказать, многочисленная: здесь 28 домовладений и 11 постоянных жителей. Приезжают сюда несколько раз в неделю автолавки с продуктами питания. Принцип тяготения «люди — земля» почему-то никогда не обходил это местечко стороной. И сегодня оно привлекает дачников, молодежь и семьи с детьми. Шаг за шагом деревня возрождается силами своих активных жителей. Корреспондент «Р» посетила островок умиротворения, расположенный на границе Мядельского и Вилейского районов.

«Возрождаемся, а не вымираем»

Встречать меня в Габитации должен был самый старший житель деревни, 84-летний Марьян Красовский, но здоровье у него уже не то, что прежде, порой подводит. Поэтому моим гидом по селу стал не менее почетный гражданин местечка Вальдемар Лубневский.

Вальдемар Иосифович с женой Анной Яковлевной недавно сыграли золотую свадьбу — 50 лет вместе.

Пенсионеру хоть и 75 лет, но выглядит он бодро, с военной выправкой, потому что отслужил в советское время командиром взвода в войсках ПВО. Сразу видно, собеседник мой очень инициативный, живет деревней и ее проблемами. Недавно он, как подобает военному стратегу, организовал с сельчанами и МЧС пожарный пруд, и на этот сезон на повестке дня много планов по благоустройству. Вальдемар Иосифович на пенсии, приезжает сюда из Вилейки на летний период с женой Анной Яковлевной. Сын Евгений хоть и живет в Минске, также с удовольствием навещает с семьей эти места. Вальдемар Лубневский вспоминает:

— Габитацию соседи прозывали когда-то «китайским» поселением — из-за многочисленности населения. Представьте себе, в 1950-е годы на колхозные работы в деревню выходило под 90 женщин. Но после этапа укрупнения колхозов люди стали постепенно покидать деревню, уезжать в города. Расположение Габитации очень удачное — тянется она с севера на юг, здесь много солнца, рядом река Зуйка течет, приток Сервачи. Ловится рыба, собираются ягоды, боровиков много. Место, наверное, от обильного солнца такое жизнерадостное, сюда массово приезжают дачники. Активно покупают дома минчане, молодечненцы и вилейчане. Не пустует наша деревня, а слава богу, возрождается!


Вальдемар Иосифович показывает батьковские дома, которые со временем стали собственностью детей, внуков. А кто-то просто покупает деревенские домики: вон там профессор живет, там подполковник милиции… Но упоминать разные социальные статусы новых хозяев — это лишнее… Подтягиваются в Габитацию просто хорошие люди. В июле каждого года проходит здесь массовое гулянье под названием «Праздник деревни», объединяющее несколько поколений в одном месте. Это душевный музыкальный вечер под открытым небом, где меньше сотни человек и не собирается. И каждый год в программе мероприятия что-то новое. Например, в прошлый раз было чествование брачных юбиляров. Собеседник показывает фотографии семейных пар, которые прожили вместе 5, 10, 30, 40, 50 лет. На нас со снимков смотрят счастливые жизнерадостные лица.

Габитчане в душе и по паспорту

По преданию, в селении жили габиты, или габитчане, — разработчики леса. Есть место и другой версии: с латыни «габитация» переводится как «околица, поселение», а жителей называли латинниками. Исторически это была всегда католическая местность, она относится до сих пор к приходу Будславского костела, основанного еще в 1504 году. И в конце Габитации возле пруда возведен новый католический крест. А вот в начале деревни стоят уже два: православный и католический. Раньше они были деревянными, а теперь их осовременили — они стали металлическими.

Еще один любопытный штрих. Более трех с половиной веков деревню населяли жители с фамилией Оношко. В современной Габитации Оношек по-прежнему много. Идем с Вальдемаром Иосифовичем по деревне и слышим звонкий смех детей. Это резвятся потомки ветвистого рода. Знакомимся. Наталья Оношко — современная минчанка, но приезжает на родину практически каждые выходные из столицы с мужем, дочерью, зятем и внуком пяти лет. Наталья обожает эти места детства, показывает, где раньше были клуб и библиотека, где она запоем читала книги. Дед ее — Николай Викентьевич Оношко — был здесь первым бригадиром колхоза. Женщина с гордостью показывает нам паспорт, в котором деревня Габитация Вилейского района значится местом ее рождения. 

Семья ОНОШЕК каждые выходные приезжает в солнечную Габитацию.

А через улицу живет ее однофамилица — Ольга Оношко. Она постоянная жительница деревни, многодетная мать: у нее четыре дочери и один сын. Ольга Александровна с одной из дочек сидит на скамеечке, наслаждается солнечной погодой и с удовольствием рассказывает про свой быт, но просит не фотографировать:

— Не подготовились мы, ненакрашенные, снимайте лучше нашу красивую деревню! 

«Порядок — в наших руках»

Идем рассматривать Габитацию повнимательнее с веселой компанией взрослых и детей Оношек. Начинаем фиксировать пробелы, которые можно заполнить полезными делами. Место хоть и притягательное, но есть здесь и не очень симпатичные пейзажи из прошлого. Особенно бросаются в глаза фундаменты полуразобранных зданий: свинарников, коровников, клуба, библиотеки и других. Торчат, словно кладбищенские плиты, наводя тоску не только на потенциальных гостей и туристов. 

А еще летом бывает так, что до трех десятков детей гоняют по Габитации на велосипедах, и, конечно, ребятишкам очень нужна спортплощадка для выплеска энергии. Жители и сами готовы установить на ней инвентарь: турники, ворота, сетки, кольца и другое для занятий. Нужна только помощь сельсовета в заказе спецтехники: бульдозера и экскаватора.

Фундаменты разобранных зданий пора сносить.

Вальдемар Лубневский и жители всеми руками за то, чтобы преобразить Габитацию: 

— Работы здесь на самом деле немного — всего на пару дней. Нужно снести старые фундаменты и выровнять земельные участки под ними. Есть территории, которые могут присоединиться к полям, но из-за не нужных никому руин прошлого этот уголок земли не засевается и простаивает. А тысячи католиков-паломников из разных стран, которые летом идут на Будслав, видят с дороги эту неприглядную картину... Обида берет, ведь это сказывается на имидже большой деревни и всего района.

Также неподалеку «красуется» неисправная, дырявая от времени водонапорная башня, на которой аисты свили «буслянку». Толку от этого ржавого памятника уже никакого. Староста деревни предлагает ее снести, идею поддерживают остальные жители. 

Два раза в неделю приезжает автолавка потребсоюза.

О благоустройстве Габитации все волнуются на самом деле, потому что так принято было здесь всегда. Люди искренне любят эти места, что отражается в их теплых словах. Молодая мама Анастасия, дочь Натальи Оношко, гладит с пятилетним сынишкой Димой резвую белую собачку и, улыбаясь, признает: 

— Люди здесь спокойные, добрые, общаются как одна большая семья. Посмотрите, есть ряд пустующих домов, но никогда никто не посмел тронуть чужое. Дачники летом калитки не закрывают, а новые хозяева высоких заборов не возводят. Очень уж душевно в нашей Габитации!

shimuk@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter