Футбол положено строить с фундамента

Чемпионат Беларуси в первой лиге — штука эфемерная...

Чемпионат Беларуси в первой лиге — штука эфемерная. Настолько, что многие из тех, кто без запинки перескажет вам новости английской премьер–лиги, споткнется даже о названия географически куда более близких команд. На ум придет разве что «Городея», собравшая в своем составе немало в прошлом громких имен, да еще недавно обретавшийся в «вышке» могилевский «Днепр». О «Руденске» если и вспомнят, то в разрезе финансовых проблем, которые не так давно вынудили игроков объявить забастовку, а федерацию снять с команды 3 очка за непогашенные долги перед футболистами. Хотя в действительности команда из Марьиной Горки стоит того, чтобы не просто присмотреться к ней, а тщательно изучить, обсудить и использовать ее опыт. Причем не только в футболе.

Футбольный путь «Руденска» начался так, как начался он для большинства обретающихся в подвалах чемпионата страны клубов. С энтузиастов, в какое–то время решивших превратить свою любовь к игре в нечто более осязаемое и выходящее за рамки телеэкрана и банки с пивом. В поселке Дружный (географически «Руденск» появился именно там) такого человека звали Иван Барташевич:
— После института физкультуры вернулся домой, 15 лет проработал в школе учителем физкультуры... У меня ведь тренер появился, только когда я в институт поступил. Знаю, каково это — хотеть стать звездой футбола в деревне. И мечта осталась с тех пор — открыть интернат для юных спортсменов из сельской местности, в котором они могли бы постигать азы футбола. Знаете, сколько их теряется, не получив элементарной возможности попытаться! Резерв огромный. Вот и создал клуб. Потом при нем открыл несколько предпринимательских лицензий, занялся строительством...

Со спонсорами в Беларуси беда. Об этом может рассказать любой, кто так или иначе сталкивался с изнанкой жизни игровых видов спорта. Гиганты, способные в одиночку решить все финансовые проблемы команд, давно распределены. Поймать в контрактные сети более мелкую рыбку от бизнеса — задача также не из простых. Наживки нет. И все попытки перевести спорт на самоокупаемость до сих пор терпели крах. «Руденск» — едва ли не единственный пример того, что система, которую игровикам уже который год навязывают «сверху», может работать. О выстроенной системе Иван Барташевич говорит с подчеркнутой гордостью:
— До недавнего времени мы вообще обходились без спонсоров. Сами зарабатывали, обеспечивали свои потребности... Строительство приносило прибыль, мы развивались, покупали технику. Спортивный результат? Я о нем тогда не думал — мне просто нравилось заниматься футболом. Бизнес — это ведь так, необходимость. А потом стали чемпионами Минской области, города Минска, заявились во вторую лигу... Стали чемпионами, поднялись выше. И все это своими силами и практически без легионеров!

Процесс, как водится, уперся в деньги. Финансовый кризис, подкосивший год назад многие клубы страны, не обошел стороной и «Руденск». Клуб, поднявшийся к тому времени в первую лигу, требовал все более серьезных финансовых затрат, производство же, наоборот, снижало обороты.
— Дебютный сезон в первой лиге мы прошли без помощи. А вот в прошлом году пришлось идти в райисполком. Доходы падали, денег перестало хватать, начались суды. Благо нас услышали, помогли, и на сегодняшний день все долги перед футболистами мы погасили...

В рядах игроков, которые еще недавно грозили руководству команды демаршем и даже «лишили» клуб трех очков, отбросивших «Руденск» в зону вылета из первой лиги, сегодня «брожений» уже не наблюдается. Симптомы прошли. Место главного тренера занял Владимир Ананевич. Словно в подтверждение слов Барташевича, что вся смута в командах так или иначе идет от наставника, буря в «Руденске» стихла. Сам же Владимир Викторович говорит не столько о финансах, сколько о последствиях июньских волнений и стоящих перед ним планах:
— Сегодня в клубе все спокойно. Зарплаты выплачиваются, команда постепенно возвращается в рабочий режим, пытается наверстать последствия паузы в тренировочном процессе... Думаю, за место в десятке мы сможем побороться: если не будет потрясений и текучки кадров, эти ребята способны и на большее.

Всех финансовых проблем клуба, впрочем, господдержка не решила. Но, по словам Ивана Барташевича, самый сложный период уже позади. Зарабатывать Иван Александрович всегда умел, и потому сегодня уверенно расчерчивает новую схему, как вывести в плюс и себя, и свой клуб. И команда, которая в течение двух–трех месяцев должна стать на ноги, а в следующем сезоне вновь попытаться заявить о себе в верхней части турнирной таблицы. Звучит красиво. В теории. На практике же для выхода на качественно новый уровень одних стараний Барташевича недостаточно. С теми же, кто мог бы поддержать и развить инициативу, в стране дефицит не меньший, чем с местного разлива Неймарами и Месси.
— Слова «частный клуб» всем режут слух. Все убеждены, что мы здесь думаем только о том, как себе карманы набить. Если бы меня это заботило, я бы вообще никакой команды не создавал — зачем? И во время кризиса мог все закрыть. Сегодня же кто–то результат требует, кто–то деньги. Суды, забастовки, заседания федерации футбола... О том, что в свое время я начал строить стадион в Дружном, выкупил офис, создал такую базу, которая есть не у каждого клуба в высшей лиге, и вложил в футбол около 3 миллионов долларов, почему–то никто не вспоминает. Тогда приезжали представители федерации и обещали поле с искусственным покрытием. Сегодня склоняют за не вовремя выплаченные зарплаты, хотя «Руденск» оказался единственным среди клубов первой лиги, который долги перед игроками закрыл не за счет бюджета...

Говоря о помощи, Барташевич имеет в виду и перечисляемые на счет клуба средства. Это — путь в никуда. Действующий лишь до Нового года указ о господдержке команд по игровым видам спорта рано или поздно вновь вынудит живущие исключительно на дотации клубы идти с протянутой рукой и говорить о том, что при нынешних зарплатах, бюджетах и условиях команды просто не в состоянии обеспечить себя сами. В качестве яркого примера, почему спорт в Беларуси не может избавиться от роли просящего, обычно приводят новополоцкий «Химик–СКА», где даже включение в оборот всех доступных площадей и ресурсов оказалось неспособно удовлетворить десятой доли запросов команды. Барташевич согласен с этим лишь отчасти: деньги есть, но, во–первых, их нужно искать не только вокруг площадки или поля, а, во–вторых, унять разыгравшийся аппетит.
— На уровне первой лиги подобные вопросы вообще не должны возникать. Не те бюджеты, хотя и они раздуты как минимум втрое. Проблема белорусского футбола в другом — он переоценен. Постоянно растут бюджеты, игроки требуют все большие и большие зарплаты... И начинается этот процесс с первой лиги. Дай бог успеха «Городее» или любому другому клубу в высшей лиге. Но объясните, в чем смысл клубу первой лиги брать в состав 35–летнего игрока, оказавшегося ненужным в высшей лиге? В чем задача нашего футбола? Эти 60 возрастных футболистов из высшей лиги растворяются в низшем дивизионе, взвинчивают зарплаты, не соглашаясь играть менее чем за 10 — 15 миллионов, и занимают при этом места тех, у кого могли быть куда более интересные перспективы. Лучше бы тренировать шли... У нас же в клубе, например, в основном молодежь. Те, кто оказался ненужен другим командам. Но уже сегодня, получив практику и поверив в себя, они на равных играют с лидерами.

Свои мысли, которые многим могут показаться слишком уж радикальными и способными нарушить плавное течение жизни на белорусских газонах, Иван Барташевич предпочитает держать при себе. Неохотно общается с прессой, отмалчивается на заседаниях федерации. Перепроверяет на предмет «как бы не истолковали в свою пользу» каждое написанное предложение. Но в конце концов машет рукой: «Ведь правда! Не создав сильный тыл, мы никогда не сможем рассчитывать на прорыв национальной сборной».

В футбольных кругах Барташевича нередко называют коммерсантом. Намекая на непрофильность и нефутбольное происхождение. Да и в составе «Руденска» положа руку на сердце есть те, кому за 30. Временная мера, позволяющая дождаться того момента, когда подрастут две детские группы, пока лишь набирающие ход в низших чемпионатах. «Мы пытаемся изобрести велосипед, который «Руденск» создал уже 15 лет назад». Эту фразу в ответ на рассуждения о невозможности совместить спорт и бизнес сказал первый заместитель президента НОК Игорь Заичков. Сам же Иван Барташевич готов с радостью поделиться наработками:
— Можно, например, дать клубам приоритет в каком–либо виде деятельности. Работать с ними в первую очередь, позволить зарабатывать. В конечном счете ведь нет разницы, кто выполнит тот или иной заказ, если сделает это качественно. Но даже это — не главное условие. Для начала клубам нужно просто захотеть заработать. Дальше — дело техники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter