Футбол — игра словами

На Гомельщине кругами расходится «футбольно-экстремистский» скандал...

На Гомельщине кругами расходится «футбольно-экстремистский» скандал. Точнее, его продолжение. История интереса правоохранителей к фанатам ФК «Гомель» началась прошлой весной. А ныне в поле зрения попала мозырская «Славия».


В мае минувшего года на домашней игре гомельский «зелено–белый фронт» скандировал речевку, в которой рифмованно обещал «уничтожить навсегда» представителей одной из национальностей, оскорбительно при этом упомянутой. Прямое значение она вряд ли имела. Скорее, ляп творчества. Но прокуратура области отреагировала жестко, предупредив за недосмотр милицию и стадион: даже в такой форме это расценивается как призывы к насилию и разжигание национальной вражды. Руководство ФК объяснялось:


— Речевка сложилась несколько лет назад, — его новый директор Евгений Поболовец был немало растерян. — В ней упоминается не национальность как таковая, а название фанов одного из белорусских футбольных клубов, которое бытует в фанатской среде. Раньше это вопросов не вызывало. Работу мы провели, ее больше не скандируют.


Речевка сошла с местных трибун. Однако вслед за ней как черт из табакерки выскочила еще парочка–другая недоразумений. Например, видеоролики на сайте гомельских фанатов, где группировки «неинтеллектуально» молотят друг друга, орудуя ногами. Или ассортимент интернет–магазина того же сайта, в котором продавались шарфы, футболки, магниты, цветные маски с прорезями для глаз. По мнению правоохранителей, среди них оказалось немало «пороговых» дизайнерских решений, зацикленных на «ультрас» и культе силы. Один из брелков–магнитов являл собой двух мускулистых бойцов на фоне герба Гомеля и эмблемы клуба. Вроде ничего такого: на телах отметины поединка, на лицах — «оскал» боя. Только один лежит, другой — стоя его добивает. Брелок для полной ясности отправили в искусствоведческую экспертную комиссию облисполкома. Специалисты эту сцену нашли пропагандирующей насилие и жестокость. К слову, один из видеороликов — тоже.


А нынче весной фанатские сайты ляпнули пятном и по мозырской «Славии». Барышня и два товарища типа болельщики на интернет–страничках «украшали» фашистской свастикой околофутбольные призывы. Авторов вычислили, оштрафовали. Клубу предложили активнее выражать свою позицию относительно фанатских проявлений экстремизма.


Разбирательства, однако, продолжаются и сегодня. Дискуссия периодически выплескивается в интернет. Очень хочется согласиться с теми, кто думает: дуем на воду. Ведь все это было и раньше. К примеру, кельтский крест в качестве символа гомельские «зелено–белые» выбрали во времена, когда о неонацистах в Беларуси слыхом не слыхивали.


Хочется согласиться. Но даже банальная хулиганская растяжка «Лихие 90–е, мы вернулись», появившаяся в начале прошлого сезона на одном из гомельских матчей, и та била наотмашь. Ведь именно в Гомеле живо помнят зверства антигероев тогдашних преступных группировок «морозовцев» и «пожарников». Ностальгия не по адресу. Такой фанатизм футболом и не пахнет. А что вредит ему, так это очевидно. Вредит и реальным фанатам, для которых на первом месте все–таки любимая команда, а не демонстрация чужих отмороженных идей.


В прокуратуре области, несмотря на активные интернет–атаки, твердо держатся буквы закона: малейшие позывы к экстремизму и насилию должны пресекаться, а внутренняя жизнь болельщиков сегодня достойна большего интереса со стороны клубов. Однако для того, чтобы реально приблизиться к решению проблемы, закон должен включиться в действие повсеместно и не допускать двойных трактовок: если запрещено — значит, запрещено всем. Пока же многие вещи затрибунной жизни видятся нам сквозь пальцы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter