Сельская газета

Фундамент инновационной экономики

Совет Республики отправил на доработку очередной вариант проекта закона «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Национального собрания Александр Попков охарактеризовал его как основополагающий закон, определяющий перспективу развития сельского хозяйства на ближайшие десятилетия. Поэтому необходимо предусмотреть всевозможные риски и проблемы, которые ставит стремительно изменяющаяся ситуация.


Болевые точки селекции

Действующий Закон «О семеноводстве», по которому наши аграрии работают с осени 2013 года, направлен на получение семян с лучшими сортовыми и посевными качествами. Он регулирует правовые производственные отношения между производителями, потребителями и поставщиками семенной продукции, конкретизирует механизмы производства, хранения, реализации и использования посевного материала. Однако практика показала, закон не в полной мере соответствует перспективному развитию как растениеводческой, так и животноводческой отраслей.

По мнению специалистов, в первую очередь из законодательства выпала селекционная работа. А ее принято считать основополагающей, ведь именно создание новых высокопродуктивных сортов — главный критерий успеха семеноводческой отрасли, да и растениеводства в целом.

Пересмотреть тематику селекционных исследований следует исходя из приоритетов развития животноводства, которое обеспечивает 80 процентов выручки. Этой отрасли нужны сорта зерновых с высоким содержанием белка, пригодные для кормопроизводства. А что имеем на деле? Больше половины площадей ячменя, например, засевается сортами пивоваренного направления с невысоким содержанием белка. В результате белковое сырье приходится импортировать.

Неграмотное и нецелевое использование сортов можно назвать экономическим преступлением, поскольку искусственно создается высокозатратная проблема импорта белкового сырья.


Актуальным остается и применение высокопродуктивных сортов. В большинстве сельхозпредприятий огромные площади засеваются давно районированными сортами зерновых, которые по многим параметрам уступают современным. Например, озимая пшеница «копылянка» районирована 22 года назад и не дает весомой прибавки урожайности. За это время, кстати, ученые вывели и рекомендуют к применению около 60 новых высокоурожайных сортов.

Назрела необходимость предусмотреть и критерии оценки продуктивности предлагаемых для включения в Государственный реестр и к использованию сортов. Если бы каждый новый сорт озимой пшеницы, например, давал прибавку хотя бы центнер с гектара по отношению к предыдущему, то урожайность этой культуры достигла бы 90 центнеров.

Кадровое голодание

В республике готовят в лучшем случае 20 селекционеров в год. Подготовка специалистов такого профиля практически свелась к нулю. Во многом профессия стала непопулярной из-за низкой оплаты труда. Труд ученого оценивается очень скромно. Об этом говорится на разных уровнях: размер зарплаты научного сотрудника весьма далек до заветных 500 долларов в эквиваленте. В результате многие молодые специалисты, окончив Белорусскую государственную сельхозакадемию по специальности «Селекция и семеноводство», ищут счастья за пределами страны, где им предлагают более выгодные условия и оплату труда. Их недостаток может привести к дефициту идей в аграрной науке. А впоследствии — негативно сказаться на конкурентоспособности отечественной продукции. Ведь талантливого ученого-селекционера невозможно подготовить в вузе за 5 лет. Опыт нарабатывается десятилетиями. Чтобы вывести новый сорт, нужно пройти путь ошибок и неудач, многочисленных опытов и испытаний. Поэтому привычные подходы к подготовке кадров для селекции и семеноводства требуют тщательной ревизии и пересмотра с учетом сложившейся обстановки.

Экспорта картофеля никто не отменял

Не так давно Беларусь на рынке картофеля была вне конкуренции. Теперь она практически потеряла этот рынок. Специалисты утверждают, что есть возможность восстановить былую славу картофельной республики: имеются высокопродуктивные семена, передовые технологии возделывания этой культуры, необходимая техника. Однако на практике сельхозпредприятия практически повсеместно не высаживают планируемого количества картофеля, не соблюдают требований севооборота, из-за дефицита финансовых ресурсов недостаточно вносят удобрений, используют средств защиты. В итоге снижаются урожаи, что приводит к такой плачевной ситуации, когда производители отказываются от этой культуры.

Но это только часть проблем. Для развития экспорта тех же семян картофеля необходима унификация законодательства со странами ЕС. Да и на российском рынке возникает немало нормативно-правовых вопросов. Так, в приграничных с Беларусью областях очень востребованы наши семена картофеля, выведенные для производства крахмала. Однако торговле мешает бесконечная цепочка согласований различных министерств и ведомств. По времени они растягиваются иногда на месяцы. Разрешение на поставку семян порой удается получить, когда сроки посадки завершились.

Пути решения проблем

Все эти вопросы обсуждались на недавнем совещании в Совете Республики, где речь шла о проекте закона «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений». В обсуждении приняли участие руководители профильного министерства, научно-практических центров НАН Беларуси, ведущие ученые аграрной науки. Они пришли к выводу — система семеноводства, к сожалению, разрушена. Уровень государственной поддержки неэффективен. В страну импортируются семена овощных культур и сахарной свеклы в полном объеме. Не восстановлено качество льнопродукции. Игнорируется семеноводство в сфере частного предпринимательства. В таких условиях не исключены поставки из дальнего зарубежья генно-модифицированных сортов сельхозкультур.

Не отвечает современным требованиям и существующая база селекционных центров, особенно межрегиональных. Не отрегулировано оказание им господдержки, отсутствует правовое регулирование производства семян генно-модифицированных культур.

Фото tut.by

Совершенно очевидно, настало время пересмотреть подходы к семеноводству и сформировать закон «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» на перспективу, учитывая вопросы национальной безопасности нашей страны. Анализ развития мировой аграрной отрасли показывает, что, по долгосрочным прогнозам ФАО, планируется увеличение численности населения мира до 9,7 миллиарда человек. Это повысит спрос на продукцию сельского хозяйства на 50 процентов по сравнению с 2013 годом. Это хорошая перспектива и для дальнейшего развития экспорта белорусской сельхозпродукции.

Однако показатели эффективности работы аграрной отрасли свидетельствуют о том, что сложившийся уровень производительности труда в экономике и сельском хозяйстве нашей страны недостаточны для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Это касается и валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в расчете на одного работника Беларуси (средний ее показатель около 15 тысяч долларов, а нужен не менее 30 тысяч долларов), и удельный вес инновационной продукции в стоимости экспорта (всего 4,3 процента). К сожалению, у нас пока еще нет производства, основанного на глубокой инновационной базе. И это касается селекции и семеноводства в первую очередь. Сегодня необходимо думать о создании инновационной экономики сельского хозяйства, способной повысить эффективность производства в целом. Основа этой экономики — в том числе и высокопродуктивные сорта сельхозрастений.

Среди первоочередных мер по улучшению ситуации, которые предлагались на совещании, — создание правоспособного госоргана, регулирующего и контролирующего вопросы семеноводческой деятельности. Заинтересованное ведомство должно определять перечень размножаемых культур и сортов в каждом регионе, репродукцию и объемы производства, отслеживать перемещение семенного материала в пределах страны, выполнять другие функции.

В новом законодательстве предлагается повысить требования к результатам труда селекционеров и сортоиспытательным работам. Вновь созданные сорта растений должны превосходить районированные в 2—3 предшествующих года, а не просто применяемые в производстве. Сортоиспытание должно строиться не по административному типу, а иметь зональный характер применительно к конкретным условиям регионов.

Предлагается также сократить количество районированных сортов по всем культурам, привести их в соответствие с реальными потребностями республики и возможным экспортом.

По мнению специалистов, следует изменить требования к производителям семян. Выбор семеноводческих хозяйств должен проводиться не по заявительному принципу, а на основе конкурса, проводимого центральным семеноводческим органом среди лучших сельхозорганизаций.


Наталья ЖАРКЕВИЧ,
помощник председателя Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?