Фундамент есть. Можно строить

Скорость, с которой готовится законодательная база Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, впечатляет...

Скорость, с которой готовится законодательная база Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, впечатляет. Впрочем, время обязывает. До начала функционирования первого этапа — введения единого таможенного тарифа — остается меньше месяца. От законодателей требуется расторопность. И вчера Палата представителей приняла 13 законопроектов, ратифицирующих договоры, необходимые для запуска Таможенного союза.


Здесь, пожалуй, самое время поговорить о плюсах и минусах проекта для нашей страны. О них депутатам рассказал заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков. Прежде всего в актив нужно записать то, что союз «ограничит произвольные действия партнеров по уменьшению импорта белорусской продукции». Проще говоря, появятся цивилизованные инструменты разрешения спорных ситуаций, не допускающие так называемых товарных войн. Они, как известно, имели место быть. По словам А.Кобякова, союз будет содействовать и закупке российских энергоносителей по ценам ниже европейских. Хотя бы в силу того, что на единой таможенной территории запрещено применение различного вида пошлин. Кроме того, устранение контроля на внутренних границах станет фактором роста транзитной и инвестиционной привлекательности Беларуси. Ведь Беларусь становится западными воротами рынка, на котором проживает около 170 млн. человек.


Это основные преимущества. Детальное же перечисление будет весьма объемным. А что в пассиве? Андрей Кобяков обращает внимание на то, что мы полностью открываемся для конкурентов из России и Казахстана. Хотя тут же философски заметил, что если кто–то сдаст позиции на внутреннем рынке, то это повод задуматься, для чего вообще такое предприятие. Все логично. Конкуренция должна быть стимулом развития.


Еще один минус — снижается оперативность принятия мер защиты внутреннего рынка. Ведь теперь такие действия должны согласовываться с партнерами. Кроме того, каждое государство не сможет вести самостоятельные переговоры с третьими странами об организации торгового режима. И тем не менее даже эти нюансы «позволяют говорить о позитивном характере происходящих процессов в рамках Таможенного союза», — убежден вице–премьер.


На фоне такого баланса макроуровня для большинства граждан самым чувствительным остается вопрос пошлин на легковые автомобили. По нему переговоры еще будут вестись. В увязке с темой беспошлинного ввоза других товаров физическими лицами из третьих стран. Соответствующие нормы в государствах — участниках союза пока отличаются.


К слову, согласование ставок ввозных пошлин по автотранспорту шло наиболее сложно. И на повышение ставок для юрлиц по легковым автомобилям белорусская сторона согласилась лишь после того, как были приняты ее предложения об увеличении пошлин на седельные тягачи, грузовые автомобили, комбайны, станочное оборудование и электродвигатели. Ну а в целом ситуация выглядит так. После введения единого таможенного тарифа с 1 января для Беларуси 74,6% пошлин не изменится, повысится — 6,7% и понизится — 18,8%.


И еще важный нюанс. А.Кобяков предположил, что, наконец, будет снят вопрос об экспортных пошлинах на российскую нефть при ее поставках в Беларусь. «Еще достаточно времени, я думаю, договоримся», — считает вице–премьер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter