Лет до 7 я была уверена, что ананасы растут на деревьях. В этом прекрасном младенческом заблуждении я пребывала благодаря книге детских стихов Чуковского с рисунком чудо–дерева. На нем вперемешку росли апельсины, бананы, конфеты, печенье и ананасы, естественно, тоже. Став школьницей и прочитав детскую энциклопедию, я с удивлением выяснила, что экзотическая «буржуйская» шишка растет на грядке, почти так же, как наша ягода клубника, например.
С тех пор прошло немало лет. Впрочем, частенько замечаю, что многие мои сограждане, достигшие вполне зрелого возраста, до сих пор уверены, что ананасы растут прямо на деревьях. Ну или пребывают в полнейшем невежестве в отношении множества других вещей. Грустно, когда умопомрачительные (не побоюсь этого слова!) знания демонстрируют покупателям работники торговли.
— Девушка, это сок киви или лайма? Мне отсюда не видно, что написано на этикетке.
— Не знаю. Это сок вот из этих зеленых ежиков, нарисованных на бутылке...
Вы захотели бы попробовать сок «зеленых ежиков»? Я — нет.
А вот еще наблюдение, на этот раз не магазинное — рыночное.
— Берите нектарины, — уговаривает продавщица. — Вот эти — гибрид яблока и персика, вот эти — груши и персика, а вот эти — самые вкусные — персик с ананасом!
А, между прочим, нектарин — никакой и не гибрид, а сорт персика, его еще называют окультуренным или голым. А уж словосочетание «гибрид персика и ананаса» и вовсе звучит как бред, ну вроде нашего «гибрид сливы и баклажана». Кстати, нехитрые подробности из жизни нектарина я откопала в Интернете за 5 минут!
Ладно, когда продавец не разбирается в разновидностях тропических фруктов. Это еще можно понять — не в Бразилии живем все–таки и у нас под окнами не шуршат на ветру плантации сахарного тростника. Но, продавая повседневные товары, бытовую технику, должен же продавец ориентироваться в том, что предлагает покупателю! Должен же грамотно ответить на любые вопросы потребителя, должен в конце концов оформить ценник так, чтобы не столбенел покупатель перед ним, пытаясь понять, что такое «лодка педальная» или «фумигатор с комарами» (фумигатор — прибор для распыления фумигантов, средств для отпугивания насекомых. — Т.Г.).
Пролистав несколько документов, регламентирующих работу торговли, нашла постановление Совета Министров от 28 апреля 2005 года № 434, в котором ясно говорится: на упаковке товара или в магазине должны содержаться «...необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю». И еще: «Информация о товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателя на белорусском или русском языке в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров».
Торговые объекты, будь то огромный супермаркет или небольшой продуктовый павильон, наряду с музеями, галереями, вокзалами, улицами городов — лицо нашего государства. Порой, именно разговаривая с продавцом, получает первый опыт общения в стране заезжий турист, именно на ценники обращает он внимание прежде всего... Разве не должно и здесь все быть красиво, гармонично, грамотно?
Запомнится ли приветливая улыбка продавца, стоящего рядом с безграмотной вывеской «Безолкогольные напитки» или «Пиво вразлив»? Вряд ли...
Так что я за всеобщую грамотность не только в школьных тетрадях, но и за прилавками магазинов! Может быть, именно тогда на ценниках появится слово «катамаран» вместо «лодки педальной», «черпак» вместо «ложки разливальной» и «фумигатор» будет от комаров, а не с ними...
Фумигатор с комарами
Лет до 7 я была уверена, что ананасы растут на деревьях. В этом прекрасном младенческом заблуждении я пребывала благодаря книге детских стихов Чуковского с рисунком чудо–дерева