Фрески в лесах

Уникальную живопись XII века в Полоцке необходимо сохранить
Уникальную живопись XII века в Полоцке необходимо сохранить

Летом следующего года в Спасо–Преображенской церкви установят серебряную раку с мощами Евфросинии Полоцкой — копию той, которая стояла здесь 100 лет назад. На торжество прибудут Президент, митрополит Минский и Слуцкий Филарет — ожидается событие международного значения. К этому времени храм нужно привести в надлежащий вид: в первую очередь завершить реставрацию древних фресок. Однако работы внезапно приостановились...

Двуликая истина

15 лет научный руководитель реставрации росписей Спасской церкви Владимир Ракицкий трудится на лесах в храме. Раскрыты композиция «Вознесение» на барабане и куполе, евангелисты на парусах, «Распятие» и «Сошествие во ад» в трансепте храма и, кроме того, фрески в келье Евфросинии. Однако некоторые его коллеги–ученые заволновались: если снять росписи более позднего времени, то лики святых, выполненные при жизни Евфросинии, по выражению доктора искусствоведения Надежды Высоцкой, «вынесут на рукавах и плечах туристы».

Фрески XII века скрыты под многими наслоениями и записями XIX столетия. Впрочем, XIX век никуда не пропадает. С помощью специальных пленок Ракицкий переносит поздние записи на холсты и сохраняет их. Вот только где их хранить, до сих пор никто не знает. Теперь все складируется в мастерской реставратора и некоторые фрагменты в Полоцкой картинной галерее...

Но есть еще одна проблема.

— До сих пор нет отчета о проделанной с 1992 года работе, — объясняет Игорь Чернявский, заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Нет сомнения в профессионализме Владимира Васильевича. Он, кстати, один из немногих белорусов, прошедших практику в итальянском реставрационном институте ICCROM. Но памятник XII века — это не частная творческая мастерская и все, что там происходит, должно быть под строгим контролем государства.

Научно–методическая рада по охране историко–культурного наследия и реставрации ждет отчета от Владимира Ракицкого и намерена подключить к работам в храме специалистов из «Минскреставрации».

Но о сроках, когда интерьер церкви можно будет увидеть в аутентичном виде, никто ничего не говорит. Хотя можно подсчитать, что если из 600 квадратных метров фресок за 15 лет раскрыто 150, то нынешними темпами работы еще на полвека. А ведь до установки раки Евфросинии осталось меньше года...

Наука и жизнь

Все эти проблемы придется решать научному руководителю Спасо–Евфросиньевского монастыря, председателю архитектурно–художественного совета Белорусского Экзархата Геннадию Лаврецкому.

— Обитель приобретает все большую известность, — говорит Геннадий Александрович, — и начинает беспокоить не только сохранность фресок. Туристы воспринимают монахинь как живые экспонаты, а ведь женщины пришли сюда ради душевного покоя, суета должна остаться за стенами монастыря. Как совместить в этом месте церковное и светское — вот в чем вопрос.

Туристов никто не станет прогонять со двора обители, впрочем, как и выселять монахинь. Но грядут большие перемены. Во–первых, по соседству с монастырем, вероятно, построят еще один комплекс, где послушницы смогли бы оказаться в уединении от остального мира.

Рано или поздно встанет вопрос и о внешнем виде Спасской церкви. Геннадий Лаврецкий за сохранение ее в нынешнем виде, Владимир Ракицкий сделал макет реконструкции храма, воссоздав его облик XII века, — все древние конструкции, уверяют оба специалиста, сохранились.

Очевидно, что раскрытие и реставрация древней живописи также должны продолжаться. Наверное, леса неуместны во всем храме — их можно было бы оставить лишь там, где идут непосредственные работы.

— Между тем фрескам угрожает не только оседающая на древних стенах копоть от свечей, есть и другие факторы, не столь заметные невооруженным взглядом. По соседству Новополоцк, город химии, — напоминает Геннадий Лаврецкий.

Как бы то ни было, ученые и реставраторы, понимая уникальность и сложность проводимой работы, убеждены: то, что сохранилось в нетронутом виде более 800 лет, необходимо сберечь.

Справка «СБ»

Еще до войны в Полоцке были три церкви, в которых сохранялись фрески XII века. Но две из них, в бывшем Бельчицком монастыре, разрушили в атеистическом порыве, Спасская же сохранилась благодаря случаю — может, потому, что была и до сих пор находится на городской окраине. Во времена Речи Посполитой иезуиты превратили ее в костел. Вернули храм православным верующим лишь в 1833 году. Когда царь узнал, что здесь сохранилась живопись эпохи Древней Руси, то повелел оставить ее в «неприкосновенном виде». Однако через год старинные сюжеты покрыли новой масляной росписью. Свежая краска, однако, продержалась недолго. В 1885 году пришлось и «новые» фрески зарисовывать. В советское время первая попытка раскрыть их была сделана в 1929 году знаменитым искусствоведом Игорем Грабарем. Но на свое письмо в правительство Белоруссии с предложением отреставрировать весь храм историк получил лаконичный ответ: «Нет денег».

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter