Остатки монастыря XII века в Полоцке никому не нужны?

Фрески под асфальтом

Не зря говорят: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Но остатки Борисоглебского монастыря XII века в Полоцке никто сегодня даже не оплакивает. На поверхности земли нет его следов. Фундаменты и подземелья, сохранившиеся под землей, могли бы стать основой музейного комплекса. Но проблема в том, что исторический район застроен жилыми домами, здесь проложены дороги еще в 1930–е годы, когда руины обители окончательно снесли. Инфраструктура и быт легли на святыню тоннами асфальта и кирпича. И судя по всему, пока никто не намерен поднимать вопрос об исследовании древних пластов. Такой вывод напрашивается из беседы с полоцкими властями и музейщиками.


Борисоглебская церковь. 
Фото начала ХХ века.

Тамара Джумантаева, директор Национального полоцкого историко–культурного музея–заповедника, вспоминает, что еще в 1985 году были планы исследования и экспонирования территории бывшего монастыря:

— Но тогда ничего нельзя было сделать. Частные подворья, дорога мешали. Они остались по сей день. Жители вряд ли захотят съезжать с насиженных мест. К слову, таких земель в историческом центре, где существует застройка над археологическими слоями, много. Например, городище, откуда, по одной из версий, начинался Полоцк. Проблему нужно решать комплексно, на высшем уровне.

Бывшая обитель располагалась в районе нынешнего Юбилейного переулка. Здесь в феврале начали прокладывать газопровод. То, что под землей находится национальное достояние, рабочие якобы не знали. Зацепили одно из строений XII века.


Памятный знак на месте разрушенной обители.

Министерство культуры направило предписание в Полоцкий райисполком и Витебский облисполком с требованием приостановить проведение земляных работ. Технику убрали. Однако, как заметила Наталья Хвир, начальник отдела по охране историко–культурного наследия Министерства культуры, полоцкие власти так и не дали ответа на главный вопрос: почему не обратились в министерство за разрешением на работы в охранной зоне? Почему никто не вызвал археологов, без которых вообще какие–либо строительные работы здесь недопустимы? Все эти грубые нарушения, как говорится в предписании Министерства культуры, должны повлечь административную ответственность виновных лиц. В райисполкоме заявили, что «в связи с реорганизацией в 2013 году Полоцкого горисполкома привлечь к административной ответственности лиц, подписавших акт выбора земельного участка, не представляется возможным».

Тамара Джумантаева считает, что можно было бы избежать подобного рода недоразумений, если бы среди людей распространялись знания о тех исторических районах, где они живут:

— Однако на территорию бывшего Борисоглебского монастыря не распространяется юрисдикция нашего заповедника, хотя за ситуацией там мы следим.

 
Плинфа (кирпич) XII века, найденная Михаилом Каргером во время раскопок в Полоцке.

Еще один казус: никто не знает, какие храмы где точно стояли и даже сколько их было. Лишь однажды, в 1965 году, здесь работал известный российский археолог Михаил Каргер. В прошлом году в музее истории архитектуры Софийского собора выставляли найденные им тут фрагменты фресок так называемого Большого собора — первого в Беларуси и на Руси храма центрической композиции. Считается, что как раз фундаменты этого собора повредили во время прокладки газопровода в феврале.

Житель улицы Юбилейной Александр Растопчин поделился воспоминаниями о раскопках Каргера:

— Тогда, полвека назад, профессор удостоил меня беседы и много рассказывал о монастыре и его церквах. Меня поразила обнаруженная им роспись на остатках стен. В ужасных условиях под землей краски не потускнели, а выглядели так, как будто их недавно нанесли на штукатурку! Надо что–то сделать, чтобы сегодня эту красоту все могли видеть.

В редакцию обратился Виктор Черевко, старший преподаватель кафедры истории Полоцкого госуниверситета. Он поблагодарил «СБ» за то, что газета обратила внимание на проблему повреждения остатков монастыря (см. статью «Фундамент нашей истории» за 18 февраля с.г.):

— Было бы хорошо, если бы с информационной поддержкой «СБ» появилась возможность не только сохранить этот археологический памятник, но в будущем и восстановить его.

В Полоцке охотно говорят о богатой истории города. Но на поверхности земли об этом напоминает немного артефактов. Слишком многое было уничтожено в прошлом. И, как показывает опыт соседнего Витебска, где в последние годы утраченное восстановлено, рано или поздно и в исторической столице Беларуси нужно будет думать о возрождении архитектурного наследия.

Справка

Борисоглебский монастырь в древности находился не в самом Полоцке, а в cеле Бельчица, известном с середины XII века. Здесь было как минимум 4 каменных храма, 2 из которых — Борисоглебский и Пятницкий — существовали до 1930–х годов. Одна из церквей являла собой триконх — с тремя апсидами, что характерно для зодчества Византии и Балкан, и такой тип храма не встречается больше нигде в Восточной Европе. Возможно, здесь была усыпальница полоцких князей. Нынче обо всем этом напоминает лишь скромный памятный камень с почти нечитаемой надписью. Территория монастыря включена в Госсписок историко–культурных ценностей.

vk@sb.by

Фото Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Советская Белоруссия № 53 (24683). Пятница, 20 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter