“Французский сад” по-белорусски

К экологическому воспитанию в Раковской средней школе подходят не формально, а с большой фантазией

Без солнца не только люди становятся хмурыми и сонными, для комнатных растений его отсутствие просто губительно. Это выяснил в ходе исследования “Роль солнечного света в жизни растений” и третьеклассник Раковской средней школы Воложинского района Кирилл Реут. Вместе с научным руководителем совсем юный ученый проводил опыт с 9 ноября 2006 года по 9 февраля 2007 года. Представляя свой проект, Кирилл практически ни разу не запутался в сложных терминах. Сейчас третьеклассник готовится к областной научной конференции.
Третий класс — и уже научные исследования! Впрочем, Раковская средняя школа привыкла удивлять. “Уже два года в школе ведется активная работа по благоустройству и озеленению территории”, — рассказывает директор Светлана Адамович. И уже в прошлом году школьный проект “Замковая клумба” стал лауреатом республиканского конкурса по озеленению и благоустройству среди учреждений образования в номинации “Каменистый сад”. Идея необычной клумбы появилась у школьного военно-исторического клуба “Roch”, в котором ученики под руководством учителя истории Евгения Мельникова занимаются реконструкцией вооружения и костюмов военного сословия Великого княжества Литовского. На клумбе смоделировали средневековые замки, которые соединены между собой мощеной дорожкой. Вместе со сторожевой башней и стеной они представляют собой единый комплекс миниатюрного музея замков.
Нет — скучным грядкам
По мнению Светланы Казимировны, создание развивающего экологического пространства — одна из основных функций современной школы. “На первом этапе работы по благоустройству пришкольного участка были функционально изменены клумбы, разбиты ландшафтные участки с беседкой, водоемом, альпийской горкой. Использовались также малые архитектурные формы из щебня, дерева, местного камня. А вот коллекционный участок школы много лет имел традиционный вид с унылыми прямоугольными грядками, которые давно не привлекали внимания детей и взрослых”, — рассказывает директор предысторию создания нового шедевра, занявшего первое место на областном этапе конкурса “Цвети, мой край!”
Создатели нового проекта решили кардинально изменить форму коллекционного участка. Оригинальную идею “подсмотрели” в статье журнала “Хозяин” “Французский огород на белорусский лад”. Так называемый “французский огород” обычно основан на симметрии и геометрических фигурах. Однако раковцы решили не придерживаться симметрии, а использовать различные геометрические фигуры, применяя элементы фитодизайна, моноколористических композиций на основе стилевых особенностей национального колорита. Возможно, нестандартная идея пригодится и другим учебным заведениям.
Воплощенная мечта
На подготовительном этапе была создана инициативная группа учителей и учеников школы и разработана программа по осуществлению проекта. На втором этапе коллекционный участок был разбит на сады, подготовили почву. Дети и взрослые выращивали и высаживали рассаду. Коллекционный участок школы имеет прямоугольную форму площадью 520 квадратных метров. “В центре прямоугольника мы начертили круг диаметром 2 метра, который решили обнести плетнем высотой 60 сантиметров и наполнить землей, — поясняет Светлана Адамович. — С внешней стороны этой “сердцевинки” начертили четыре полукруга-”лепестка”, ограниченных плетнем высотой двадцать сантиметров”.
Остальную территорию ученики и учителя Раковской средней школы разбили на пять неравных участков, разделенных дорожками. Участники проекта работали группами: одна возводила забор, отделяющий пришкольный участок от жилого дома и чужого огорода, другие посыпали гравием дорожки, третья группа — художники — расписывала забор. Вскоре на участке появилась бревенчатая “избушка” (нарисованная на заборе) с открытым окошком, из которого “выглядывали” добродушные старики — дед и бабка.
Еще одна группа творцов, самая многочисленная, занималась высадкой рассады, семян, художественным оформлением сада. На месте бывшего коллекционного сада появилось сразу пять садов на клумбах разной геометрической формы. В “Ароматном саду” площадью 38 квадратных метров можно понюхать пряно-ароматические и душистые растения — всего 24 вида. Сад “Зеленая аптека” (его площадь составляет 30 квадратных метров) вместил 24 вида лекарственных растений. “Сад камней” нынешней осенью решили обновить, высадили новые почвопокровные растения. В “Саду цветов” четыре участка. Два из них — моноколористические, в “желтом” и “белом” садах собраны цветы одного цвета.
“Сад гурманов” — самый большой по площади, он вмещает 11 сортов овощных растений. “Работа по осуществлению проекта рассчитана на три года. Мы планируем создать еще два моносада, увеличить количество коллекционных растений, закончить декорацию забора, создать экологическую тропу, — заглядывает в будущее директор школы. — Благодаря этому проекту дети удовлетворяют базовую потребность — участвовать в творчестве, а также приобретают новые знания и умения”.
Работа учителей Раковской средней школы не сводится только к участию в конкурсах по благоустройству и озеленению. Большое внимание экологическому воспитанию уделяется в начальной школе. Доказательство — выход в свет книги учителя высшей категории Натальи Улич “Экологическое воспитание младших школьников”. Уже по названиям школьных кружков и клубов можно понять, насколько разнообразен мир экологических знаний, предложенных раковцам: “Юный турист”, “Званочак”, “Росинка”, “Гармония”, “Школьное лесничество”, “Цветовод”, “Крылатый дозор”... Вот и выходит так, что трудолюбие и фантазия могут вывести в лидеры и обычную на первый взгляд сельскую школу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter