Франция опустила шлагбаум

В Европе объявлена «рельсовая война». Такого в истории ЕС еще не было! Франция остановила поезда, которые идут из Италии. Отцы–основатели европейских сообществ переворачиваются в гробу. Ведь проверку на прочность проходит главная идея европейской интеграции — свобода перемещения...

В Европе объявлена «рельсовая война». Такого в истории ЕС еще не было! Франция остановила поезда, которые идут из Италии. Отцы–основатели европейских сообществ переворачиваются в гробу. Ведь проверку на прочность проходит главная идея европейской интеграции — свобода перемещения. Взбунтовавшийся арабский Восток и закономерный поток беженцев, хлынувший из полыхающего региона, представляют для Евросоюза не меньшую, а, возможно, даже большую опасность, чем все экономические дрязги последнего времени, вместе взятые. Наверное, можно сказать, что Европа пожинает плоды своей не слишком дальновидной африканской политики.


Накануне римские власти опустили руки и официально признали, что не могут справиться с потоком беженцев из Северной Африки. Крохотному итальянскому островку, словно воспетому героем Андрея Миронова в «Бриллиантовой руке», не посчастливилось оказаться на пути из Туниса и Ливии в сытую Европу. Когда число нелегальных мигрантов превысило количество местных жителей, Италия обратилась за помощью к ЕС. Однако призывы о солидарности и коллективной ответственности в Брюсселе, Париже и Берлине пропустили мимо ушей...


Тогда Италия пошла на отчаянный шаг и начала выдавать беженцам временный вид на жительство, который по закону позволяет беспрепятственно путешествовать по всей Европе. В Риме прекрасно понимали, что большинство незваных гостей после этого сразу же отправятся в пригороды Парижа, Марселя и Лиона, где будут чувствовать себя как дома.


И другой немаловажный мотив. Сильвио Берлускони, конечно, поддержал Николя Саркози в его воинственной политике в Магрибе. И даже не только на словах: он выделил самолеты для ливийской кампании. Однако использовать итальянских пилотов он не разрешил. Это важный нюанс. Италия согласна с обвинениями, что Муамар Каддафи не предотвратил гуманитарную катастрофу в своей стране, однако она сомневается, что мир и процветание в Ливию можно привезти на крыле «Миража». Раз Франция думает иначе, пусть она и берет на себя ответственность за дестабилизацию в регионе. В том числе и за мигрантов.


Однако запах горящих автомобилей еще не выветрился из кабинетов Елисейского дворца. Саркози не справляется с интеграцией 5 миллионов французских мусульман. Увеличение их числа, причем за счет не самых благонадежных элементов, грозит Парижу такими проблемами, по сравнению с которыми запрет хиджаба покажется детским лепетом. Поэтому французское правительство пошло на беспрецедентный шаг и, пожалуй, впервые в истории шенгенского пространства опустило шлагбаум на своей границе с Италией.


Все происходящее уже давно вышло за рамки дипломатического скандала. Две крупные структурообразующие державы в Евросоюзе столкнулись по принципиальному вопросу. Ведь нынешний поток беженцев — еще только цветочки. Пока едут в основном тунисцы, которые спасаются не от войны, а от безработицы. Что начнется, когда в Европу потекут потоки ливийских беженцев! В последнем докладе ПАСЕ по беженцам говорится, что из Ливии уже бежали полмиллиона человек и пытались искать убежища в Тунисе и Египте.


Вообще, в Совете Европы прошла примечательная дискуссия на эту тему, которая как нельзя лучше характеризует оторванность некоторых страсбургских политиков от реальности. Автор доклада голландка Тинеке Стрик заявила, что выходом мог бы стать перевод миграции из нелегальной в легальную сферу (то, что сделала в итоге Италия). На нее тут же набросились депутаты из государств, наиболее пострадавших от нелегалов. Англичанин Эдвард Ли парировал: «Если переводить беженцев в статус легальных мигрантов, поток только возрастет». По его словам, в Великобритании сегодня 320 тысяч беженцев из Сомали, которых не удается интегрировать в общество, как бы власти ни старались. Ли убежден, что проще было бы заплатить Каддафи пару миллиардов фунтов, но вместо этого была запущена военная кампания. «От наплыва мигрантов Европу могут уберечь только стабильные режимы в Северной Африке», — подытожил он. Впрочем, несмотря на жесткую критику, резолюция по докладу все равно была принята...


Но очевидно, что Европа дошла до пределов своей терпимости к массовой миграции извне, и это еще более выпукло, чем страсбургская дискуссия, показали выборы в Финляндии. Страна одноименной водки и «Нокии» находится далеко от традиционных путей нелегалов. Однако и там ощущают их давление. Стоит ли удивляться электоральному рывку «Истинных финнов». Правые популисты выступают против притока эмигрантов, против помощи Португалии и вообще против ЕС.


Подобные политические силы есть в каждой стране Евросоюза. Если они придут к власти, допустим, во Франции (а все предпосылки падения Саркози налицо, поэтому он и развернул такую активность), в Германии, то понятие «европейское единство» останется в прошлом. И винить за это нынешнее поколение европейских политиков должно только себя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter