Начало террористическим атакам положило убийство французского учителя, который на уроке, посвященном свободе слова, продемонстрировал скандальные карикатуры своим ученикам. После этого ряд французских изданий в знак солидарности с погибшим перепечатали эти карикатуры, что и положило начало целой череде нападений и атак, самой кровавой из которых стала резня, учиненная в католическом соборе в Ницце.
Франция становится объектом атак мусульманских радикалов не в первый раз. Череда кровавых терактов прокатилась по республике в президентство Франсуа Олланда. Именно тогда весь мир и узнал о сатирическом журнале Charlie Hebdo, чей юмор на грани фола обернулся кровавой трагедией и вовлек Францию в конфликт со всем мировым мусульманством. Похоже, история повторяется, и снова в эпицентре конфликта оказался скандальный журнал. Почему так происходит?
Франция попала в ловушку собственных идеологических противоречий и теперь расплачивается за неспособность их разрешить. С одной стороны, французское общество со времен Великой революции носит светский характер и гордится приверженностью принципам свободы слова и отсутствием запретных тем. Журнал Charlie Hebdo стал крайней формой проявления этих принципов. Сатира, не брезгующая самыми грязными и низменными приемами, находит своего благодарного потребителя и присутствует на информационном рынке Франции уже не первое десятилетие.
Это не составляло особой проблемы, пока французское общество было внутренне однородным. Общественный консенсус по поводу ценности свободы слова предполагал терпимость даже к таким ее одиозным проявлениям. И пока основная масса населения разделяла эти представления, французский еженедельник мог невозбранно куражиться на любую тему.
Однако сегодня Франция — далеко не то мононациональное общество, каким она была еще лет 100 назад. Доля мусульман, по оценкам, во Франции сейчас составляет порядка шести миллионов человек, и их удельный вес будет только расти, учитывая более высокий уровень рождаемости.
Проблемой является не столько наличие иммигрантов само по себе, сколько их неспособность интегрироваться во французское общество и следовать принятым в нем правилам и нормам. Во многом в этом виновата политика самих французских властей, взявших на вооружение принцип мультикультурализма, который предполагает, что граждане могут свободно следовать своим этническим и религиозным традициям, а еще мирное сосуществование разных культур внутри одного общества.
То, что далеко не все культурные традиции стыкуются с французскими ценностями просвещения и свободы слова, выяснилось слишком поздно. Мирное сосуществование еженедельника Charlie Hebdo с многочисленной мусульманской общиной оказалось весьма проблематичным. Во многом это обусловлено не только особенностями самого ислама, не готового с терпимостью взирать на глумление над своим пророком, но и тем, что многие мусульмане слабо интегрированы во французское общество, занимая в нем нижние этажи социальной иерархии. Эта ситуация создает благодатную почву для радикальных проповедников, вербующих сторонников среди мусульманской молодежи.
Какой может быть выход из создавшейся ситуации? Это, возможно, ограничение свободы слова с учетом мнения мусульманских верующих. Однако пойти на это многие французы не готовы, и это умонастроение выразил сам президент Макрон, заявивший, что французское общество не поступится собственными принципами.
Другим ответом на этот вызов может стать более жесткая политика в отношении мусульман: ограничение иммиграции и меры, направленные на ассимиляцию уже живущих во Франции мусульман. С такой программой выступает Марин Ле Пен и ее партия «Национальное объединение». Однако и к этому французские элиты не готовы, предпочитая прятать голову в песок и делать вид, что ничего не происходит.
Для Макрона такая беспомощность может обернуться повторением судьбы Олланда. Рейтинги французского президента падают, и весьма вероятно, что Марин Ле Пен получит второй шанс занять президентское кресло.
vs.shimoff@gmail.com