Чем обернется новая волна терактов во Франции

Франция: драма с продолжением

Франция усиливает меры безопасности в отношении своих посольств за рубежом. Это стало реакцией на череду террористических актов и нападений, прокатившихся по стране в последнее время. Волну насилия вновь спровоцировали публикации карикатур на пророка Мухаммеда французского сатирического издания Charlie Hebdo. 


Начало террористическим атакам положило убийство французского учителя, который на уроке, посвященном свободе слова, продемонстрировал скандальные карикатуры своим ученикам. После этого ряд французских изданий в знак солидарности с погибшим перепечатали эти карикатуры, что и положило начало целой череде нападений и атак, самой кровавой из которых стала резня, учиненная в католическом соборе в Ницце. 

Франция становится объектом атак мусульманских радикалов не в первый раз. Череда кровавых терактов прокатилась по республике в президентство Франсуа Олланда. Именно тогда весь мир и узнал о сатирическом журнале Charlie Hebdo, чей юмор на грани фола обернулся кровавой трагедией и вовлек Францию в конфликт со всем мировым мусульманством. Похоже, история повторяется, и снова в эпицентре конфликта оказался скандальный журнал. Почему так происходит?

Франция попала в ловушку собственных идеологических противоречий и теперь расплачивается за неспособность их разрешить. С одной стороны, французское общество со времен Великой революции носит светский характер и гордится приверженностью принципам свободы слова и отсутствием запретных тем. Журнал Charlie Hebdo стал крайней формой проявления этих принципов. Сатира, не брезгующая самыми грязными и низменными приемами, находит своего благодарного потребителя и присутствует на информационном рынке Франции уже не первое десятилетие.

Это не составляло особой проблемы, пока французское общество было внутренне однородным. Общественный консенсус по поводу ценности свободы слова предполагал терпимость даже к таким ее одиозным проявлениям. И пока основная масса населения разделяла эти представления, французский еженедельник мог невозбранно куражиться на любую тему.

Однако сегодня Франция — далеко не то мононациональное общество, каким она была еще лет 100 назад. Доля мусульман, по оценкам, во Франции сейчас составляет порядка шести миллионов человек, и их удельный вес будет только расти, учитывая более высокий уровень рождаемости.

Проблемой является не столько наличие иммигрантов само по себе, сколько их неспособность интегрироваться во французское общество и следовать принятым в нем правилам и нормам. Во многом в этом виновата политика самих французских властей, взявших на вооружение принцип мультикультурализма, который предполагает, что граждане могут свободно следовать своим этническим и религиозным традициям, а еще мирное сосуществование разных культур внутри одного общества.

То, что далеко не все культурные традиции стыкуются с французскими ценностями просвещения и свободы слова, выяснилось слишком поздно. Мирное сосуществование еженедельника Charlie Hebdo с многочисленной мусульманской общиной оказалось весьма проблематичным. Во многом это обусловлено не только особенностями самого ислама, не готового с терпимостью взирать на глумление над своим пророком, но и тем, что многие мусульмане слабо интегрированы во французское общество, занимая в нем нижние этажи социальной иерархии. Эта ситуация создает благодатную почву для радикальных проповедников, вербующих сторонников среди мусульманской молодежи.

Какой может быть выход из создавшейся ситуации? Это, возможно, ограничение свободы слова с учетом мнения мусульманских верующих. Однако пойти на это многие французы не готовы, и это умонастроение выразил сам президент Макрон, заявивший, что французское общество не поступится собственными принципами.

Другим ответом на этот вызов может стать более жесткая политика в отношении мусульман: ограничение иммиграции и меры, направленные на ассимиляцию уже живущих во Франции мусульман. С такой программой выступает Марин Ле Пен и ее партия «Национальное объединение». Однако и к этому французские элиты не готовы, предпочитая прятать голову в песок и делать вид, что ничего не происходит.

Для Макрона такая беспомощность может обернуться повторением судьбы Олланда. Рейтинги французского президента падают, и весьма вероятно, что Марин Ле Пен получит второй шанс занять президентское кресло.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter