Francemobile Club

1. Об использовании средств фото и видео фиксации в регулировании дорожного движения, в работе органов контроля за соблюдением ПДД и в качестве доказательств правонарушений, связанных с организацией дорожного движения

Последнее время на вооружение органов государственной автомобильной инспекции поставлены и активно и, надо полагать, не безрезультатно используются средства видео фиксации правонарушений со стороны водителей. Объективность и беспристрастность подобного средства фиксации правонарушений, в частности, нарушения скоростного режима, сомнений не вызывает. Технике абсолютно все равно кто находится за рулем – брат, сват, близкий родственник или школьный друг. Беглый анализ активности использования средств фото и видео фиксации в борьбе с нарушителями ПДД в соседних странах и в частности – странах Западной Европы, только убеждает в целесообразности и необходимости и дальнейшего внедрения подобных средств.
На наш взгляд, подобная практика использования видео записи и фотографий, должна применяться не только в отношении водителей инспекторами ГАИ, но и максимально разносторонне. Например, целесообразным, в свете последних событий, связанных с обнародованием и, порой, надо отметить, достаточно громким обнародованием фактов возможных правонарушений со стороны инспекторов Госавтоинспекции, видится использование систем типа видеорегистратор на автомобилях ГАИ. Повсеместная практика применения подобных систем в США, например, может служить достаточно весомым доказательством целесообразности их внедрения и применения.
Информация, полученная с подобного устройства, установленного на автомобиле ГАИ, поможет:
 во-первых, дать ответы в случаях возникновения жалоб на действия сотрудников ГАИ;
 во-вторых, наличие подобного постоянно записывающего устройства и осознание того, что все твои действия фиксируются, отобьет желание преступить закон и совершить правонарушение еще на стадии обдумывания – эффективная мера в борьбе со взяточничеством, в борьбе с предложением взяток и т.д.
 в-третьих, в спорных моментах разбора попавшего в объектив и зафиксированного на видео дорожно-транспортного происшествия, позволит провести детальный анализ и получить ответы на спорные вопросы;
 в-четвертых, осознание водителями того факта, что за ними, пусть и с автомобиля ГАИ, движущегося рядом, ведется беспристрастное наблюдение станет фактором, который вряд ли поспособствует совершению правонарушения.

Кратко о технических возможностях подобных систем. Автомобильные видеорегистраторы (те, которые по логике оптимально было бы использовать в автомобилях ГАИ) представляют собой небольшие системы видеонаблюдения, оборудованные четырьмя видео входами и одним аудио входом. Четыре видео входа позволят разместить соответственно четыре миниатюрные видео камеры, предположим, следующим образом: две смотрят вперед, для формирования картинки с разворотом 180о, одна фиксирует происходящее сзади автомобиля и еще одна направлена на водителя. Аудио вход и микрофон позволят фиксировать звук как разговора внутри автомобиля, так и снаружи. Достаточно емкие жесткие диски позволяют сохранять информацию с камер в течение продолжительного времени без ее уничтожения.
Стоимость подобных систем, активно продающихся даже в России, будет порядка 1000-1500 у.е., что является не такой большой суммой. В условиях оптовой тендерной закупки стоимость может быть и меньше. Более того, предложите какому-либо белорусскому производителю организовать производство подобных систем и стоимость будет еще меньше.

Считаем целесообразным и необходимым, применять практику пресечения правонарушений посредством фото и видео фиксации этих самых правонарушений со стороны самих же водителей. Лично я не вижу ни одного факта, который бы опроверг целесообразность подобного нововведения. В настоящий момент практически каждый водитель имеет при себе мобильный телефон. Последние в свою очередь, в подавляющем большинстве своем, имеют цифровые фото камеры, позволяющие оперативно произвести съемку совершенного правонарушения. Со стороны ГАИ достаточно проанализировать методику приема и анализа подобных доказательств нарушения ПДД и организовать четкую и понятную каждому водителю схему приема обращений. Допустим, в случае фиксации правонарушения, водитель должен обратиться в близлежащий отдел ГАИ с письменным заявлением и приложить фото или видео доказательство. В идеале, конечно, было бы применение практики обращения посредством электронной почты.
К слову, данный вопрос обсуждался мной лично на некоторых автомобильных интернет-форумах. Со стороны водителей звучали примерно следующие тезисы о том, что это будет "стукачество", что белорусский водители, исходя из солидарности, не пойдут на подобные меры и т.д. Называть обсуждаемый вопрос можно как угодно. Лично мое мнение, пусть меня хоть тысячу раз назовут стукачом, но если своевременное обращение поможет пресечь правонарушение и спасти чью-то жизнь – на здоровье, называйте.
Опять же психологический фактор – водитель, знающий, что любой из потока автомобилей может заснять его правонарушение и предоставить данную информацию в ГАИ, за что виновник понесет наказание подстегнет иной раз воздержаться от проезда на красный свет или разворота через двойную сплошную. Это касается всех без исключения водителей – будь то рядовой дачник, таксист, водитель министра или инспектор ГАИ.

2. О некоторых вопросах регулирования дорожного движения в условиях напряженного городского потока

Прежде всего, хочу отметить, что на мой взгляд, регулирование потока автомобилей в условиях города – первостепенная задача, которая требует детального и взвешенного подхода. Характер движения в городе различен и зависит от времени суток, района города и многих других факторов. Так, скажем, в часы-пик на основных улицах, по которым движется наиболее плотный поток, зачастую приходится видеть откровенно неграмотное светофорное регулирование. Последнее же на многих перекрестах не изменяется в зависимости от времени суток. А должно было бы! В данном вопросе необходим тщательный анализ со стороны специалистов как дорожных служб, так и ГАИ. Ведь на многих перекрестках есть возможность значительно облегчить движение водителям за счет корректной работы светофоров, а в частности за счет увеличения продолжительности горения зеленого сигнала.
На крупных развязках в городе, считаем целесообразным организовывать движение исключительно "через красный", причем с задержкой. Нередка ситуация, когда на крупном перекрестке автомобиль, выехавший на перекресток на моргающий зеленый сигнал светофора (а в большинстве случаев и на желтый) заканчивает проезд перекрестка, когда перпендикулярно следующему потоку уже секунд 10 горит зеленый. В результате "задержавшийся" с проездом перекрестка перпендикулярный поток начинает ускоряться, стараясь быстрее проскочить, что приводит, как минимум, к нервозности, а то и к созданию аварийных ситуаций. Во многих же случаях следует и вовсе ответная реакция – перпендикулярно следующий поток выезжает на перекресток и на желтый, а некоторые и на красный сигнал светофора.  Это даст возможность безопасно и спокойно завершить маневр тем, кто по той или иной причине задержался с проездом перекрестка, это даст возможность тем же пешеходам спокойной закончить переход улицы.

Следующий момент, касающийся движения в условиях города. Организация парковок и стоянок. Вопрос наболевший, сомнений нет, однако как никогда актуальный. О темпах роста автомобилизации страны рассказывать представителям ГАИ, думаю, не имеет смысла. Все большее количество людей используют автомобиль не как роскошь или средство облегчения ведения подсобного дачного хозяйства, а как ежедневное средство передвижения.
В настоящий момент ситуация в городе, с точки зрения автомобилиста, такова, что в некоторых местах города иначе как с нарушением правил невозможно припарковать свой автомобиль. Следует делать акцент на организацию краткосрочных бесплатных мест для стоянки автомобилей. Поставьте данную задачу перед каждым мало-мальски крупным центром торговли или магазином. Во всех странах Западной Европы является нормальным организация мест для стоянки автомобилей, где любой посетитель магазина может оставить свое транспортное средство. Давайте рассматривать возможность внедрения краткосрочных контролируемых парковок. Скажем, в той же Германии четко организована и отлажена схема, когда водитель, приехавший в тот или иной магазин, оставляя автомобиль на стоянке выкладывает на приборную панель циферблат-часы, на котором отмечает время постановки автомобиля на парковку. При превышении допустимого времени стоянки, скажем час, водитель знает что он не только может, но и гарантированно получит штраф. Поэтому либо ему придется бегать каждые полчаса-час и крутить циферблат, либо не нарушать и оставлять автомобиль в тех местах, где это разрешено.

Следующий момент. Необходимо акцентировать внимание на обращение внимания водителей и организацию остановки транспортных средств вблизи пешеходных переходов, перекрестков, выездом с прилегающих территорий на расстоянии, обеспечивающем безопасный обзор для водителей, движущихся в попутном направлении. Едва ли не каждый перекресток, пешеходный переход и выезд со двора в спальных районах закрыт припаркованными автомобилями. Во многих случаях эти автомобили еще и припаркованы не вдоль тротуара, а под углом в 45о, а иногда и перпендикулярно бордюру. Как в подобной ситуации водитель, выезжающий со двора или приближающийся к переходу может видеть выбегающего пешехода, автомобиль? – это невозможно, а следовательно тут же мы получаем аварийную ситуацию, выйти из которой порой крайне тяжело.
Быть может, имеет смысл дорожным службам, для начала хотя бы в спальных районах на наиболее оживленных переходах, переходах и выездах с прилегающих территорий наносить желтую разметку у края проезжей части, которая бы напоминала водителям о том, что в данном месте останавливаться нельзя.

Отдельно следует остановиться на движении пешеходов, которые в свете последних изменений ПДД, дающих им безоговорочное преимущество, попросту перестали думать и заботиться о своей безопасности. Правила правилами, однако законы физики, простите, пока никто не отменял и автомобиль, двигающийся в потоке со скоростью 60-65 км/ч невозможно остановить мгновенно. Каждый пешеход должен знать об этом и понимать, что даже на зебре его жизни угрожает опасность, если его действия будут явно провокационными.
Кроме того, до сих пор для 95% и водителей, и пешеходов остается неясным какие санкции применяются или хотя бы теоретически могут быть применены к пешеходам, нарушающим правила перехода улицы. Извините, но порой приходится наблюдать откровенно абсурдные картины:
когда автобус, остановившийся в 30 метрах от перехода, открывает двери и все пассажиры начинают переходить улицу по принципу тридцати метрового треугольника – то есть переход для них начинается за 30 метров до зебры и заканчивается за 30 метров после нее. Принцип необходимости перехода улицы строго перпендикулярно разве отменяли? Почему водителей ГАИ готова лишать прав, при этом не уделяя практически никакого внимания пешеходам. Месячники под названием "Пешеход", которые недавно прошли в Минске, если честно, порой умиляли. Лично я постоянно наблюдал ситуации, когда трое дружинников, дежурящих на переходе, стоят посреди дороге, на островке безопасности, кружком и радостно общаются. При этом за их спинами как пешеходы ходят кто куда, так и водителям наплевать на пешеходов. Я наблюдал случаи, когда два расположенных друг от друга на расстоянии в 50 метров перехода находятся под чутким наблюдением дружинников, зато между этими переходами пешеходы ходят кто как хочет. Зачем такие акции?
Почему бы ГАИ не выступить со следующим предложением. Во-первых, инициировать активную работу дружинников и инспектор на переходах, привлекая как учеников автошкол, так и добровольцев (ради общего дела, думается, те же автоклубы поддержат инициативу). Четко фиксировать нарушения ПДД со стороны пешеходов и в случае, если Василий Пупкин трижды нарушил правила, в добровольно-принудительном порядке привлекать его к такой же работе. Заставьте его регулировать переход через дорогу таких же нерадивых, как и он сам, скажем в течение 50 часов. Уверяю вас, только полный […] в следующий раз захочет нарушать.
Меры наказания как для водителей за не пропуск пешехода на переходе, так и для пешеходов за переход в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора должны быть адекватными и соизмеримыми. Не только водитель должен четко знать, что он представляет угрозу для пешехода и может понести наказание, но и пешеход должен понимать, что в противостоянии "полторы тонны железа, движущегося со скоростью 60 км/ч и незащищенный пешеход" последнему придется гораздо менее приятно.

Следующий вопрос движения в городе – круговое движение. Прежде всего, ГАИ следует выступить с инициативой внесения изменений в курс обучения в автошколах. Отдельным пунктом инструктора должны учить и, главное, - научить молодых водителей проезжать перекрестки, на которых организовано круговое движение. Простите, но когда водитель, не глядя на знаки, по кругу может срезать три полосы – это предел. Выехав на круг со второго ряда, многие из наших коллег умудряются на середине круга оказаться уже в четвертом, а на выезде с круга – в первом. При этом все остальные должны "уворачиваться" от столкновения. И таких случаев – тьма, на любом перекрестке с круговым движением.
Автошколы – прежде всего. Вторым пунктом – четкая организация движения при помощи знаков и разметки. Иногда даже опытный водитель не сможет, подъезжая к кругу, четко определить в какой же ряд он должен выехать. И дело здесь вовсе не в незнании ПДД.

3. Об организации клубного движения в г. Минске

Думаю, что подниму актуальный и наболевший, с точки зрения, автомобильных клубов, вопрос. Вопрос о наличии, а точнее отсутствия в городе Минске и его пригородах мало мальски пригодных площадок для проведения клубных мероприятий. Мы в клубе практикуем и намерены и далее практиковать проведение клубных мероприятий в формате, называемом у нас как "хитростно-скоростное маневрирование". Суть подобных мероприятий и их основная цель – совершенствование навыков вождения членами клуба. В результате подобных мероприятий водитель лучше чувствует автомобиль, гораздо более уверен за рулем. Скорость при проведении подобных "покатушек", как правило, не превышает 20 км/ч.
Однако в настоящий момент проблема, которая лично меня, как человека, занимающегося организацией подобных мероприятий, волнует – это абсолютное отсутствие в городе или его ближайших пригородах свободных и доступных площадок. Раньше была возможность приехать на старое кольцо для картинга в Боровой, однако и ее нас лишили.
Кроме того, ведь не только для клубных мероприятий нужны подобные площадки. Молодые водители, неуверенные в себе, не чувствующие свой автомобиль не имеют возможности приехать куда-либо, где можно было бы в спокойной обстановке отточить мастерство трогаться, научиться маневрировать и понимать автомобиль. А это очень важно.
Поэтому у меня огромная просьба к руководству ГАИ Минска в ближайшее время рассмотреть возможность создания подобной площадки. Мы не говорим о каком либо полигоне или автодроме, или спортивном кольце – дайте возможность водителям практиковаться на площадке без интенсивного движения, дайте возможность клубам проводить подобные мероприятия. Да, вы можете сказать, что существует площадка авторынка, на которой проводились мероприятия, площадка выставочного центра Экспобел. Однако для нас, клубов и для рядовых водителей они не доступны – никто не пустит нас на подобные площадки. Организация такой площадки не потребует огромных финансовых вливаний или дополнительного строительства. Скажем, площадка около стадиона Заря, положите на нее хороший асфальт и разрешите водителям приезжать и практиковать навыки вождения, будет идеальным местом. Тихо, движения нет, пешеходов нет, рядом лес. А если бы подобных площадок было две-три в Минске или около Минска – это было бы идеально!

Кроме того, что мешает ГАИ инициировать проведение подобных мероприятий. Объявите о своей готовности и гарантирую, Франсмобиль будет первым клубом, который запишется в очередь. Не секрет, что со временем управления автомобилем кое-что забывается, кое-что попросту игнорируется. Не каждый день нам приходится заезжать на эстакаду или выполнять диагональную парковку, а клубное мероприятие в неофициальном формате, с участием инспектора ГАИ не только организует досуг членов клуба, но и станет эдаким "освежением" правил дорожного движения в головах водителей. Вариантов подобного сотрудничества - огромное количество. Можно устраивать и совместные акции, и совместные выезды, и учения, в конце концов.
А теперь представьте, какое будет впечатление у водителя после неформального общения с инспектором в подобных ситуациях, когда они вместе могут и посмеяться, и пожурить друг друга, обсудить наболевшие вопросы. Еще раз акцентируя внимание, одна из первостепенных задач, на мой взгляд, - это нормальные человеческие отношения водитель-инспектор.

4. О некоторых мерах систематизации регистрации и учета транспортных средств

Вношу на рассмотрение регистрационными органами ГАИ предложение по изменению принципа регистрации транспортных средств. В частности, предложение касается выдачи регистрационных номерных знаков на автомобили. В настоящий момент ситуация такова, что при смене автомобиля, водитель в любом случае вынужден менять номерные знаки на него. Будь то продажа по договору, когда номера, скажем, переходят к новому владельцу или купля-продажа со снятием автомобиля с учета.
Автомобиль снимается с учета, продается. Номерные знаки отправляются в утиль, а человек, купивший автомобиль, равно как и человек, продавший и купивший другой автомобиль, вынуждены получать новые номерные знаки. В свете растущего количества автомобилей и достаточно частой смены автомобилей очень скоро мы придем к ситуации, когда номерные знаки нынешнего образца закончатся. А что дальше? – вновь вводить регистрационные номера нового образца, а водителям вновь перерегистрироваться и привыкать к новым номерам?
Почему бы не сделать возможность автомобилистам выкупать номерной знак в собственность. Я приобрел автомобиль, поставил его на учет и приобрел номерные знаки государственного образца. Через год я решил поменять автомобиль, снял его с учета, продал, купил другой, а номерные знаки остались прежними. В любом случае ГАИ оформляет новый техпаспорт. Зачем же еще тратить деньги на утилизацию старого номера и изготовление нового? Дайте возможность использовать один и тот же номерной знак. Если же, скажем в случае ДТП, номер поврежден или стерлась краска и номер не читабелен – сделайте услугу изготовления нового номерного знака. Принес старый поврежденный, заплатил и получил старый обновленный. Никаких проблем. Я думаю, что найдется достаточное количество людей, готовых купить один раз номер, заплатив за него определенную сумму денег и знать, что этот номерной знак его, вне зависимости от того поменяет он машину или нет.
Ведь при смене аппарата мобильного телефона мы не меняем сим-карту. Что мешает внедрить аналогичную схему и для государственных регистрационных знаков?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter