Фрагменты классической картины «Не ждали»

Об этом говорилось в Директиве № 2Напомним аксиому: каждый человек, обратившись в государственную организацию, не должен чувствовать себя бесправным просителем и безропотно переносить чванство и спесь начальников любого калибра. Только так ставит вопрос Президент! От чиновников сегодня требуются и компетентность, и четкость в работе, и корректное отношение к людям. За последнее время государство от слов перешло к делу, приняв целый ряд нормативных актов, которые должны обеспечить недвусмысленное обеспечение защиты прав и законных интересов граждан...

Напомним аксиому: каждый человек, обратившись в государственную организацию, не должен чувствовать себя бесправным просителем и безропотно переносить чванство и спесь начальников любого калибра. Только так ставит вопрос Президент! От чиновников сегодня требуются и компетентность, и четкость в работе, и корректное отношение к людям. За последнее время государство от слов перешло к делу, приняв целый ряд нормативных актов, которые должны обеспечить недвусмысленное обеспечение защиты прав и законных интересов граждан.


Но с бюрократизмом бороться трудно! Он ловко мимикрирует и умело маскируется под «цвет местности». Сегодня «начальники» уже не позволят себе грубых окриков и захлопывания дверей перед носом посетителей — побоятся. Но они усовершенствовали стиль. Теперь тонко ссылаются на «занятость», на «текучку», на «сложность работы», еще на тысячу и одну причину. Но зачастую как не хотели честно работать, так и продолжают. И нередко приходится гражданину ходить и ходить по кабинетам со своей просьбой. При этом некоторые изощренные бюрократы научились так ловко маскироваться и так умело подавать «наверх» реляции о своих «достижениях по «дебюрократизации», что, если всерьез верить их гладким бумагам, все и везде обстоит просто замечательно...


Ну а если конкретно проверить всю эту бумажную благодать?


Да при этом не уведомив никого предварительно, а в самый разгар рабочего дня взять и «навестить» то или иное учреждение, чтобы реально посмотреть на его работу?


Корреспондент «СБ» был приглашен поучаствовать именно в таком мероприятии.


...Глава Администрации Президента Владимир Макей появился в здании администрации Ленинского района Минска без «уведомления». Сотрудницы районной службы «одно окно» увлеченно и безмятежно пили чай с тортом по случаю дня рождения. А в это время у входа в «окно» томились посетители, ожидая, когда же закончится «производственное совещание». Определение «производственное» умиляет, не правда ли?


— Мы же не знали, что будет проверка, — начальница «одного окна» попала, очевидно, в нетипичную ситуацию. — У нас впервые так случилось, что девушки закрылись от посетителей. Но ведь день рождения... Мы можем даже паспорт показать.


Это, конечно, было совершенно лишним.


— Все понятно, день рождения, конечно, праздник... Но почему бы не отметить его после завершения рабочего дня?


В ответ — молчание....


Ознакомившись в фойе с графиком приема посетителей, Глава Администрации Президента решил проверить, как он соблюдается. Оказалось, из рук вон плохо. Некоторые чиновники предпочли держаться собственного графика. Начальник управления соцзащиты вовсе убыл на курсы повышения квалификации, не уведомив население, что с такого–то по такое число надо обращаться к его заместителю.


А с журналами учета посетителей, как оказалось, дело обстоит так, что просто беда. Начальник отдела архитектуры и строительства исполкома свой журнал искал с десяток минут... «Он есть! — не сдавался чиновник и на ходу импровизировал, говоря:  — Вообще говоря, я не уверен, что имеется смысл его заполнять. Пока я записываю фамилию и паспортные данные посетителя, уходит время. А его можно было бы потратить на решение вопросов».


Вот какой продвинутый работник! Но...


— Есть четкие правила, определенные нормативными правовыми документами. И нарушать их никому не позволено ни под какими предлогами.


В ответ — молчание. А что может сказать в оправдание даже такой изобретательный и многоопытный чиновник?


У начальника отдела жилищной политики исполкома журнал учета оказался под рукой, но...


— Почему многие даты в журнале у вас пропущены?


Ответ был бравым и кратким. Как на строевом плацу:


— Значит, не было посетителей.


В это сложно поверить даже мне, человеку в общем–то малосведущему. Вполне возможно, какие–то чиновники и не пользуются большим «спросом» у населения, но только не те, которые занимаются жилищной политикой. К тому же в момент нашего посещения высокого кабинета исполкомовца за дверями отдела стояла очередь...


Общение Владимира Макея с теми, кто пришел на прием, подтвердило худшие ожидания. По словам посетителей, в отделе жилищной политики с людьми обращаются порой грубовато... И это — в столичном исполкоме! Некоторым гражданам, чтобы решить свой вопрос, приходится отстоять в очереди несколько раз. Только это, увы, никак не отражается в журнале...


Все выявленные недостатки Владимир Макей поставил на вид главе администрации Ленинского района Александру Борисенко. Тот признался, что для него многое — «новость», и пообещал провести «детальное разбирательство» по каждому факту.


Что ж, лучше поздно, чем никогда...


Наша машина тем временем подъехала к дому № 19 по ул. Свердлова. Здесь находится расчетно–справочный центр ЖРЭО Ленинского района.


«Странно, а где информация по закону о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг? — удивился Глава Администрации Президента, изучая содержание информационных стендов. — Ведь закон же еще в июне приняли. А с нового года он вступил в силу. Почему гражданам об этом не сообщается?»


Принцип, по которому в РСЦ выставлялась информация, вообще оказался неразрешимой головоломкой...


На тематическом стенде «Одно окно» разместилась тонкая брошюра. В ней вместе с указом Президента об адресной социальной помощи много разных и отнюдь не первостепенной важности сообщений, например, нечто о порядке содержания домашних собак. Словом, вали кулем, потом разберем?..


— Надо срочно устранять недостатки, — порекомендовал Владимир Макей начальнику РСЦ.


Реакция последовала любопытная. Я бы сказал, перед нами в своем первозданном виде воосиял рафинированный бюрократизм.


— Вы про меня там, — начальник указал головой наверх, — не говорите...


— А какая разница, там или здесь?


— И все–таки не хотелось бы, чтобы об этом узнало мое начальство в ЖРЭО...


— Для вас это самое главное?


Руководитель РСЦ застенчиво потупил взор...


Чувствется, что больше всего на свете его беспокоит не суть дела, а реноме в глазах своего грозного начальства... Но то, чего он так опасался, оказалось неизбежным. После посещения ЖЭСа № 4  и знакомства со стилем работы  Глава Администрации Президента распорядился: «Подготовить письмо на имя мэра Минска о необходимости устранения выявленных недостатков и безусловного выполнения требований Директивы Президента № 2. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных и о соответствии занимаемым должностям руководителей РСЦ и ЖЭСа».


Об уровне организации работы 4–го ЖЭСа говорит только одна, но яркая, деталь. На информационном стенде вывешено давно утратившее силу постановление, подписанное бывшим председателем Мингорисполкома В.Ермошиным в далеком  уже 1996 году. Впрочем, на фоне общей жэсовской обстановки оно выглядело достаточно свежо. «Доработались!» — эмоционально заметил Владимир Макей на пути в приемную.


— А вы кто? — вальяжно поинтересовалась секретарь ЖЭСа.


Глава Администрации Президента представился.


— Так вы, наверное, хотите попасть к директору? — догадалась девушка.


— Да, — подтвердил Владимир Макей, — это так сложно?


Увидеться с руководителем ЖЭСа Главе Администрации так и не удалось... У начальника были какие-то свои очень важные дела...


Последним пунктом нашего рейда стало Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Если бы не это агентство, я бы, наверное, окончательно разуверился в возможности победы над бюрократизмом и чванством. Но нет: оказывается, не все так мрачно!


Вот вы заходите в здание агентства. Вас встречает приветливая девушка–администратор. Вы нажимаете нужную клавишу на дисплее инфокиоска — и в руках появляется талончик. А дальше загорается ваш номер над одной из освободившихся кабинок (работа организована точно так же, как в некоторых банках). Никаких очередей. На стендах полезная и грамотно оформленная информация. Вежливые сотрудники готовы ответить на любой вопрос.


А ведь когда–то в этом учреждении ежедневно выстраивались толпы озлобленных посетителей (см. критическую публикацию в «СБ» «Бумажный марафон» от 28.12.2004 года). Кстати, директор агентства в беседе с Главой Администрации Президента также упомянул об этой статье. Выходит, газетная критика оказалась полезной.


Виталий ВОЛЯНЮК, «СБ».


P.S. Конкретные проверки соблюдения Директивы Президента № 2 продолжатся. По словам Владимира Макея, они охватят всю страну.


Кривой путеводитель


Содержанием информационных стендов заинтересовался могилевский собкор «СБ»


В могилевском магазине «Евроопт» «Уголок покупателя» — на самом виду, при входе. Только вот толку от него практически никакого. Где находится «жалобная» книга, неясно — ни слова об этом не сказано. Зато хватает... недостоверной информации. Среди инстанций, куда можно обращаться в случае необходимости, лишь одна названа правильно — головной офис фирмы в Минске. А вот, к примеру, такой организации, как указанное на стенде управление торговли г. Могилева, вообще никогда не существовало в природе. Есть управление торговли Могилевского горисполкома. Уже лет десять, как нет Службы контроля Администрации Президента, сейчас это Комитет госконтроля. Тем не менее покупателям в «Евроопте» предлагают обращаться именно в Службу контроля.


— Как это ее нет? — искренне удивилась замдиректора магазина Татьяна Анищенко. — Есть, я это точно знаю.


После полученных от журналиста сведений руководитель пошла вносить изменения на информационном стенде...


В магазине «Могилевчанка» «Уголок покупателя» оформлен ярко. Но в глаза не бросается. Закрыт стендом с шарфами. Поэтому посетителю сложно увидеть на нем что–то для себя полезное. Впрочем, даже если отодвинуть товар в сторону, много информации не почерпнешь. Ни слова не сказано, например, куда можно обратиться за помощью в разрешении конфликта.


— Вы вообще знаете, какая информация должна быть представлена на стенде? — спрашиваю заведующую магазином Наталью Соловьеву.


— О товаре, наверное, — Наталья Алексеевна гадает, как школьница, не подготовившая урок.


Дальше завмаг и вовсе рассказала невероятные вещи. Мол, если кто–то хочет подойти к «Уголку покупателя», тут же из–за прилавка выходит продавец и отодвигает в сторону товар, который позже опять ставит на место. Сюрреализм какой–то... А клиент, не получивший необходимых сведений, может поехать в магазин, являющийся головным, — мол, там больше информации. Абсурд: кто из покупателей поедет через весь город ради изучения информационного стенда?


Короче — не справочный материал, а чистейшей воды бутафория.


Павел МИНЧЕНКО, «СБ».


Акция


Вместе против бюрократизма


Мало толку, конечно, когда благое начинание превращается в кампанейщину. При таком раскладе процесс его освоения подобен синусоиде. Получил руководитель приказ — и с места в карьер! Землю роет не хуже шагающего экскаватора. Но запала хватает ненадолго. Как правило, до первого доклада «наверх» о том, что все исполнено точно и в срок... А дальше рабочая энергия уходит на траекторию мчащегося с горы на санках пацана. Русло чиновничьей текучки возвращается в привычные тихие берега.


И ладно бы такой стиль работы был характерен для решения каких–то узкоспециальных вопросов. Что само по себе тоже нехорошо, но не так заметно. А вот в диалоге с гражданами все на виду. И если человек протомился день в очереди, нарвался на хамство, уперся в закрытую дверь, то надолго испортил себе настроение. Потому что большую работу по дебюрократизации он видит через конкретного чиновника, к которому обратился. Отнесся клерк к проблеме спустя рукава, посмотрел на нее сквозь пальцы — и это дескредитирует смысл всей социальной политики. А это уже серьезная проблема.


Администрация Президента продолжит проверки соблюдения Директивы № 2 по всей стране. Ситуацию будет анализировать и «СБ». Надеемся в этом и на помощь читателей. Журналисты будут оперативно реагировать на информацию о скверной организации дела в учреждениях, непосредственно работающих с населением.


Пишите. Звоните...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
doctor
" И все–таки не хотелось бы, чтобы об этом узнало мое начальство в ЖРЭО...<br /><br />— Для вас это самое главное?<br /><br />Руководитель РСЦ застенчиво потупил взор...<br /><br />Чувствется, что больше всего на свете его беспокоит не суть дела, а реноме в глазах своего грозного начальства... "<br /><br />Вот в этом и есть основное достижение контрактной системы ( расторжение по истечению контракта без всяких веских причин) - главное чтобы начальнику угодить, а отношение к делу ( отношение к посетителям, подчиненным) не важно. <br /><br />А должно быть наоборот, дело на первом месте. <br /><br />И контракт должен расторгаться по истечению срока действия С УВЕДОМЛЕНИЕМ О ПРИЧИНАХ ЭТОГО РАСТОРЖЕНИЯ. <br /><br />Любой работник должен иметь возможность разбора в суде законности своего увольнения. <br /><br />И тогда он будет смотреть не в рот начальнику, чтобы угодить ему, а будет думать о деле.<br /><br />Примерно так. <br /><br />Братская ГЭС. Когда ее начинали строить, то еще не знали, что рядом будет открыто крупнейшее месторождение алюминия. Но задача строить была поставлена, так как Ангара - река мощная с серьезными перспективами. И когда были проведены изыскательские работы, то в министерстве решили работы свернуть, так как возникла идея строить на другой реке. Но директор стройки и главный инженер на свой страх и риск продолжили стройку и провели впервые в мире зимнее перекрытие реки в 40 градусный морозы ( вырезали лед в 2.5 метра толщиной и строили плотину). И когда наступила весна плотина была в большей части готова и работы решено было продолжить. На замечание замминистра, что он не понимает, зачем нужна эта станция, директор стройки ответил, что в таком случае он не понимает, зачем нужен такой замминистра, не понимающий таких элементарных вещей. Вы можете себе представить, что так скажет руководитель- контрактник? Нет. И я нет. «Своя рубашка ближе к телу.» А те люди могли. И это был государственный подход. <br /><br />Еще на этапе строительства станция полностью окупила себя , потому что электроэнергия была в 10 раз дешевле , чем на других станциях. А вскоре построили Братский алюминиевый завод и всякие сомнения развеялись окончательно.<br /><br />Так-то вот...
I.M.
Мне тоже недавно довелось нарваться на бюрократический заслон, пробить который удалось лишь тем, что нерадивых работников припугнул тем, что являюсь сотрудником Администрации президента.<br /><br />Перед новым годом мне отправили посылку из Польши. Все понятно, праздники и там и тут, возможны задержки. Но я человек ушлый. Узнав электронный номер посылки я отследил ее путь. Поляки в главном почтовом управлении "Poczty Polskiej" в Варшаве ответственно заверили, что посылка в день отправки прошла таможенную проверку и покинула территорию Польши, подтвердив свои слова присланным на e-mail «сканом» квитанции, кстати, внутреннего документа для служебного пользования. (Вот как работать надо!). <br /><br />Но в "Белпочте" мне упорно твердили, что в Беларуси посылки нет. Наконец, после того, как я отправил электронное письмо руководству Минского участка с просьбой разобраться на сайте появилась информация о том, что посылка в Беларуси. И больше никакой информации. 4 января я стал обзванивать все отделение связи по месту жительства, и в конце концов, по телефону горячей линии мне сообщили номер телефона учреждения, где предположительно находилась моя посылка, минского таможенного терминала РУП "Белпочта". Стал звонить туда. В ответ: "Извините, у нас выходной". Звоню снова в Главк: "Да нет у них никакого выходного, звоните". Звоню второй раз, в ответ на просьбу проверить где моя посылка слышу: "Мужчина, у нас обед, и вообще выходной, и посылки месяцами из-за границы идут. Ждите". Дальше, короткие гудки. Звоню в третий раз, и упоминаю заветную организацию, которую нерадивые чиновники как черт ладана боятся, и предупреждаю, что если не получу информацию, у исполнителей и руководства будут проблемы. Сработало. Через 10 минут мне сообщили, что посылку передают на доставку и я спокойно могу ее получать.<br /><br />Почему у нас чиновники работают «из-под палки». Почему, чтобы добиться правды нужно обязательно пугать? Разве они не понимают, что такое наплевательское отношение к заявителю могут испытать и они в том же ЖЭСе или еще где-то. <br /><br />Перефразируя фразу К. Калиновского можно сказать: "Не народ для чиновника, а чиновник для народа". Только тогда будет порядок. Ну а пока спасибо Администрации Президента, что хоть так нерадивых управленцев учит работать по закону и для людей.
Гузов Владимир Григорьевич
Давно бы так.А кто может помочь мне? Я инвалид третьей группы с детства. Четыре года назад не законно уволен с работы.Ни один суд мне не помог.На данный момент я шесть раз обращался в Генеральную прокуратуру, с просьбой о личном приеме Генеральным прокурорам и все шесть раз мне было    отказано. На каком основании?          Где-же наш закон? Где наша Конституция? Где Директива № 2? Везде сидят одни бюрократы.Я не виню в этом Генерального прокурора. Я прекрасно понимаю, что мои обращения к нему просто не доходят. Помогите, если можете.
андрей
столкнулся с чиновниками Партизанского ЖРЭО по капитальному ремонту дома 37 по ул Антоновская,по документам (договор с жильцами на время кап ремонта)дом отремонтирован в июле 2008 года,такой срок первоначально стоял и на паспорте обьекта,в ноябре и декабре неоднократно обращались в ЖЭС,ЖРЭО и Администрацию Партизанского района с одним вопросом---ДОКОЛЕ? ответа нет до сих пор,все говорят мы не можем сказать когда закончится капремонт,т к все зависит от ............и начинается спихивание друг на друга,может "СБ" узнает точнее у наших занятых "делом"чиновников,заранее спасибо.
Vlad
Статья вызывает двойственное чувство.Содной стороны вроде наведен порядок и виновные понесут наказание-с другой это все сильно смахивает на показуху. Не дело сотрудников Администрации президента ,и господина Макея в частности , ходить по конторам .Как мне кажется, они должны создавать условия юридические ,организационные и т. п. чтобы такое положение дел было не возможно .Уверен, что введение контрактной системы только ухудшило ситуацию т.к. справедливо было замечено в одном из предыдущих комментариев, персонал больше стремиться угодить руководителю ,чем заниматься своим делом .Кому хочется получить не продленный без объяснения причин контракт? Любой человек должен иметь право обжалования в суде, а если не указанны причины- то и обжаловать получается нечего.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости