Сбитый в 1944 году во время операции «Багратион» советский легкий истребитель упал в лесу, километрах в семи от деревни Погонцы Светлогорского района. Место его нахождения Александру Гумовскому, сотруднику Музея военной истории, сообщили местные жители.
Легендарный одноместный Ла-5 пользовался большой популярностью во время войны, ведь он был оснащен мощным двигателем, отличался маневренностью, легкостью и дешевизной – корпус самолета изготавливали из фанерного шпона.
Инициаторами подъема стали Иван Гордейчик, председатель Белорусского общественного объединения ветеранов, и Сергей Азаронок, директор Государственного музея военной истории. Извлечением же фрагментов из земли занимались сотрудники музея и члены поисковой группы гомельского военно-патриотического клуба «Честь».
– Общественное объединение ветеранов уже третий год реализует экспозиционно-выставочный проект «Помним! Гордимся!», посвященный 75-летию освобождения Беларуси и юбилею Великой Победы, – рассказал Сергей Азаронок. – Наша первая и главная задача – установить имена погибших воинов. Кроме того, мероприятия подразумевают пополнение музейного фонда, подъем и возможное восстановление военной техники. Ведь каждый обнаруженный на местах былых боев танк, каждый сбитый самолет имеют собственную трагическую боевую историю.
От корпуса Ла-5, найденного в Светлогорском районе, остались лишь небольшие фрагменты фанерного шпона, покрытого защитной зеленой краской. Зато неплохо сохранились двигатель и системы жизнеобеспечения самолета. Некоторые металлические детали выглядят так, будто только вчера сошли с заводского конвейера.
– Двигатель тщательно очищен, найден его заводской номер. Это позволяет отправить запрос в Центральный архив министерства обороны России для установления личности пилота, который, скорее всего, до сих пор числится пропавшим без вести, – считает Сергей Иванович.
К сожалению, никаких предметов, позволяющих идентифицировать летчика, на месте падения самолета не нашлось. Но поиски продолжаются.
Самолетные шасси, двигатель, фрагменты бронеспинки кресла пилота, шестерни, храповой механизм – все это пополнит коллекцию Музея военной истории.
– Музей приложит все силы и возможности для восстановления самолета, имеющего славную боевую историю. Подлинные фрагменты вложат в него душу, это будет не обезличенная реплика, а боевая машина с ее героическим путем, который трагически оборвался, – заверил Сергей Азаронок.Фото предоставлены Музеем военной истории