В поисках утраченного. Белорусский маршрут фотографа Фритца Краускопфа

Фотолента жизни и жизнь фотоленты Фритца Краускопфа

Фритца Краускопфа многие исследователи и коллекционеры считают самым успешным фотографом Восточной Пруссии первой половины ХХ века. История и судьба распорядились так, что наследие фотографа имеет прямое отношение и к Беларуси. Во время Первой мировой войны Краускопф служил в германской армии на Восточном фронте. И в 1915 — 1917 годах сделал не одну сотню фотографий оккупированных немцами белорусских поселений, располагавшихся в прифронтовой зоне: Лынтупы, Камаи, Шеметово, Кобыльник (теперь деревня Нарочь в Мядельском районе)... В 1918 году — Полоцк, где также выполнена интересная подборка снимков с видами города. И тем не менее до последнего времени имя фотографа, как и его работы, у нас были практически неизвестны. Наверное, свою роль сыграло и то, что фотографии делались на оккупированных кайзеровской армией территориях, и то, что на протяжении многих лет период Первой мировой войны фактически выпадал из нашего внимания. К тому же в годы Второй мировой войны фотоархив Краускопфа, хранившийся в Кенигсберге, сгорел. Но сейчас искусство мастера все больше интересует знатоков фотографии и историков в Беларуси и России. Один из таких исследователей — Владимир Лиходедов, в коллекции которого собрано несколько сотен оригинальных работ Фритца Краускопфа.

Камаи, 1916 год.

— Владимир Алексеевич, чем же все–таки привлек вас Фритц Краускопф?

— Прежде всего, конечно, белорусской тематикой. Хотя вообще работал он в Восточной Пруссии.

Фритц Краускопф родился в городе Растенбурге в 1882 году. Открыл свои фотографические ателье в Кенигсберге и Кранце. После Второй мировой войны остался жить в Кенигсберге–Калиниграде, где и умер.

Шеметовщина, 1916 год.

Судя по всему, Краускопф служил в кайзеровской армии именно военным фотографом, потому что в его коллекции есть снимки, выполненные с воздуха, что вряд ли доступно обычному  любителю в военное время. У Фритца Краускопфа была возможность создать большую серию открыток под названием «Поход на восток», ставшую позже знаменитой. А это примерно полторы тысячи снимков, сделанных на территории Польши, Литвы, Латвии и Беларуси.

Очень много — около двухсот — открыток с видами Лынтуп, где, скорее всего, долго стояла его воинская часть. И так уж выходит, что теперь для Лынтуп Краускопф стал кем–то вроде местного летописца. Несколько десятков снимков выполнено в Полоцке в 1918 году. Находим мы виды Мядельщины, немного — Гродно.

Лынтупы. Дворец, 1917 год.

Возникает вопрос: фотографировал ли он все сам? Однозначно ответить сложно, поскольку Краускопф стал также и издателем — еще до начала военных действий Первой мировой. На открытках так называемой восточной серии среди выходных данных указано: издатель Фритц Краускопф. Мне не удалось узнать, где точно печатались все открытки Фритца Краускопфа из моей коллекции. Но частично — в Берлине, у известного типографа Георга Штильке, который в свою очередь также печатал много почтовых открыток с видами Беларуси периода Первой мировой войны.

— Размер открыток 9 на 14 сантиметров?

— Да, стандарт. Вместе с тем сами эти издания далеко не стандартны. И теперь многие коллекционеры собирают работы Фритца Краускопфа — они действительно очень интересны. Фотограф сумел переступить через понятную для того момента предвзятость и увидеть красоту природных пейзажей, архитектурных ансамблей чужой ему и даже враждебной страны. Посмотрите, как замечательно сфотографированы Полоцк, полоцкие храмы! А дворец и спуск к водоему в Лынтупах! Его интересовал также простой бытовой уклад местных жителей. Хотя были, конечно, фотографии кайзеровских военных, не без того. Так оккупационная атмосфера четко отражается в прибитых на крестьянском заборе табличках–указателях на немецком языке в Кобыльнике, в построении солдат в Лынтупах, где за фигурами в серых шинелях сквозь зимнюю дымку видны белорусский храм и традиционный у нас высокий крест.

Лынтупы. Снимок с аэроплана, 1916 год.

— Кстати, здесь на переднем плане стоят настоящие кайзеровские офицеры — а образы почти киношные...

— Возможно, это киношные у нас выходили как настоящие? Благодаря таким снимкам, которые делал Фритц Краускопф, и получалось приблизиться к реальности.

Сейчас в моей коллекции собрано более трехсот оригинальных фотографий и открыток Фритца Краускопфа. На некоторых сохранились его личные отметки. Искал раритеты на аукционах всей Европы. В Калининграде удалось купить коллекцию фотографий, связанных с Беларусью, часть архива самого мастера. Есть среди них и съемка с воздуха. Дополняет все небольшое собрание личных письменных приборов мастера — карандаши, ручки...

Лынтупы. Смотр кайзеровских войск, 1917 год.

— Что еще известно о Фритце Краускопфе?

— Занятие фотографией в семье Краускопф передавалось из поколения в поколение. Знаю, Олег Курило, исследователь прусской фотографии, в свое время встречался с сыном Фритца Гансом Краускопфом. В Шлезвиге живет внук фотографа Томас — владелец сети фотомагазинов «Краускопф».

Кобыльник (д. Нарочь),  1916 год.

Мастер снимал Восточную Пруссию в межвоенный период, много ездил. Центральное фотоателье располагалось в Кенигсберге, филиал — в Кранце. Его фотографии немецкого балтийского морского курорта можно найти во многих фотоальбомах, в архивах и частных коллекциях.

Полоцк. Вид на город, 1918 год.

На одном таком фото запечатлено место, где стояло ателье Фритца Краускопфа в Кранце: видна вывеска, справа, судя по всему, пляж. Все чинно, красиво. А в выпущенном в 1954 году фотоальбоме, иллюстрированном снимками Краускопфа, на кадре, выполненном сразу после войны, видно, что ателье сгорело... Драматический завершающий штрих к творческой и профессиональной деятельности фотографа, значительная часть которой отпечатана на фоне войны.

Полоцк. Катание на санях по Двине, 1918 год.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter