Родные погибшего в Беларуси красноармейца приехали на место его последнего боя

Фотография на березке

Около 600 километров до Архангельска, оттуда двенадцать часов поездом до Москвы, из Москвы еще часов девять до Могилева. Эти немолодые уже люди преодолели в общей сложности более двух тысяч километров, чтобы увидеть то место, где затерялся след их деда и отца. По сведениям военкоматов, Центрального архива Минобороны России, красноармеец Федор Давыдов пропал без вести в июне 44–го. И лишь спустя 70 лет после войны его родня благодаря белорусским поисковикам смогла установить, где погиб дорогой им человек...

5-жизнь-красноармеец-давыдов05-011111 500.jpg
Красноармеец Федор Давыдов
На черно–белом фото он еще совсем молодой. Внучка красноармейца Федора Давыдова 55–летняя Анна Дойкова из города Няндома Архангельской области, с которой корреспондент «СОЮЗа» встретилась на Могилевщине, рассказывает:

— Это довоенное фото. Мой дед родился в 1907–м в крестьянской семье. Окончил школу–семилетку, трудился в колхозе. После армии женился, перебрался вместе с молодой супругой Аннушкой в Вологодскую область, на станцию Вожега. Работал на железной дороге. Когда началась война, у него было уже шестеро детей. А его любимая Анюта, в честь которой и меня назвали, носила под сердцем седьмого ребенка. Девочка родилась в январе 42–го. А в 43–м Анна умерла от воспаления легких. Семеро детей, в том числе и моя мама Олимпиада, или Липа, как все ее называют, остались сиротами.

Мама Анны Дойковой Олимпиада жива. Живы и ее родная сестра Ираида, их старший брат Сергей. Сергею Федоровичу уже 82 года, но он тоже приехал в Беларусь. Вспоминает:

— Последний раз я видел отца в мае 1944–го. Он приехал домой на побывку. На несколько дней. Как мы тогда были счастливы, словами не передать. Кругом война, голод, холод, смерть. Мамы не стало, нас забрала к себе дальняя родственница — бабушка Агафья. Опекала, растила. Но ей с нами было очень тяжко, ведь на ту пору Агафье уже исполнилось 70 лет.

Ту встречу с отцом навсегда запомнила и мама Анны Дойковой. Ей было всего 9 лет. На улице увидела статного мужчину с медалью на груди, бросилась к нему со всех ног: «Папа приехал». Первую боевую награду, медаль «За отвагу», ее отцу вручили накануне отпуска. На прощание, покидая детей, уверял, что будет писать, скоро вернется. Увы, больше они не свиделись.

Сергей Федорович вспоминает:

— Трое нас нынче осталось, детей. Но еще тогда, в годы войны, получив известие, что наш папа пропал без вести, мы, старшие сыновья, стали его искать. Писали письма, в том числе и командиру роты, в которой он воевал. Получили ответ, что наш отец сражался на Могилевщине, был ранен в Чаусском районе. Но шли годы, письма от отца и ответы командира потерялись, а подтвердить информацию, что отец воевал и погиб где–то в Беларуси, мы не могли.

Анна Дойкова говорит, что подтверждение они отыскали недавно:

— Сейчас в интернете множество сайтов, посвященных истории: «Мемориал», электронный архив книги «Подвиг народа в годы Великой Отечественной». На одном из них мы и нашли сведения, что Федор Прокопьевич был награжден еще и орденом Красной Звезды, который ему так и не вручили.

Эти немолодые уже люди преодолели более двух тысяч километров, чтобы увидеть место,
где затерялся след их деда и отца.
Фото Сергея ТАГАЕВА

Из наградного листа красноармейца Давыдова: «При прорыве немецкой обороны в районе реки Проня 23.06.44 г. проявил мужество и отвагу в борьбе с захватчиками, одним из первых форсировал реку Проня, наводил связь для наступающих частей. В момент обрыва линии под огнем противника пополз ее исправлять, был ранен. Находится в госпитале».

Увы, из военно–медицинского архива Минобороны, что в Санкт–Петербурге, семья Давыдова получила ответ: ваш родственник до госпиталя не доехал. После чего родня поняла: вероятнее всего, дорогой им человек остался в чаусской земле навечно:

— По интернету связались с могилевскими поисковиками Николаем Борисенко и Сергеем Тагаевым. От них узнали, что небольшая речушка Проня отдельной страницей вошла в историю Великой Отечественной войны. Около девяти месяцев — с октября 43–го по июнь 44–го — здесь стоял фронт, шли ожесточенные бои.

По словам Сергея Тагаева, вместе с которым Давыдовы отправились в Чаусский район, тут, на берегах Прони, по официальным данным, покоится прах около 20 тысяч погибших солдат. Но их намного больше:

— Одна только 290–я дивизия с 1 по 10 марта 1944–го убитыми, ранеными и пропавшими без вести потеряла здесь около 1200 бойцов. А в это время Совинформбюро передавало: «...на отдельных участках... наши войска вели бои местного значения, в ходе которых улучшили свои позиции».

В 290–й стрелковой дивизии и воевал Федор Давыдов. Но имени старшего связиста, прошедшего боевой путь от Калуги до Чаусов, пока нет ни на одном из обелисков. Родные Федора Прокопьевича сами увековечили память о нем. На берегу Прони, на одной из березок, теперь фото красноармейца, который прожил всего 37 лет. Скромный памятник со снимком и звездой установили и на Быновском военном кладбище, где покоится прах более двух тысяч советских воинов.

Родные красноармейца Давыдова благодарны судьбе за то, что спустя столько лет они смогли отыскать место гибели своего родственника.

между тем

В Москве прошла видеопрезентация трех белорусских музеев: истории Великой Отечественной войны, мемориального комплекса «Брестская крепость» и историко–культурного комплекса «Линия Сталина». Директора подробно рассказали москвичам об истории создания своих музеев, их фондах и проводимой научной работе.

 — Чуть ранее мы при дружеской поддержке посла Беларуси в России Игоря Петришенко организовали в Минске представление Фонда памяти полководцев Победы, — рассказал в ходе презентации председатель ЦИК России и глава Научного совета Российского военно–исторического общества (РВИО) Владимир Чуров. — А вот сегодня презентуем в Москве три белорусских музея.

По словам Чурова, идет процесс изготовления лоскутного одеяла — из разрозненных исторических эпизодов пытаемся представить полную картину того, что происходило «много и не очень много лет назад».

— Делаем мы это ради памяти, ради настоящего и ради того, чтобы наиболее точно спрогнозировать будущее, — подчеркнул глава научного совета.

Участие в презентации принял и Игорь Петришенко, который рассказал, что в Беларуси проводится последовательная государственная политика по сохранению исторической памяти.

— Огромная роль в этой работе отводится музеям, — подчеркнул дипломат. — Они призваны доносить правду, участвовать в воспитании новых поколений.

В ходе презентации участники обсудили вопросы развития дальнейшего сотрудничества музеев Беларуси и России, организацию совместных выставок и экскурсионных программ.

В частности, Владимир Чуров предложил Игорю Петришенко совместными усилиями написать и издать обстоятельный том, посвященный Минскому автомобильному заводу.

Дипломат принял предложение.

Кроме того, в следующем году запланирована научная конференция, посвященная 75–й годовщине начала Великой Отечественной войны, а также подготовка белорусскими и российскими учеными третьей части совместного фундаментального труда «Страна в огне. 1944–1945 гг.».

olgak53@mail.ru

Советская Белоруссия № 199 (24829). Четверг, 15 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter