Научный взгляд на проект Программы социально-экономического развития страны

Форсайт на перспективу

Обсуждаем Основные положения проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы

Как правило, анализ документов, регламентирующих социально‑экономическое развитие страны, — удел аналитиков и экспертов от экономики. Однако последние десятилетия все убедительнее доказывают: без тщательного научного подхода и анализа полноценное развитие невозможно. А потому сегодня мы предлагаем комплексный взгляд на проект программы социально‑экономического развития страны — от сенаторов с учеными степенями.


Андрей ­РУСАКОВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности, заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ, доктор исторических наук:


— Это документ, определяющий развитие республики на ближайшую перспективу и продолжающий долгосрочную линию планирования экономических, социальных, в какой‑то степени и политических процессов в Беларуси. Как представляется, в жизни нашей страны на ближайшее пятилетие он должен занять особое место. Это определяется рядом обстоятельств. Во‑первых, проект программы социально‑экономического развития предусматривает развитие Беларуси в совершенно новых условиях — и геополитических, и экономических. Мир вступил в новый этап своего развития, обусловленный многими знаменательными трендами. В каком‑то плане ускорителем этих процессов стала пандемия. Один из таких трендов — мир становится более жестким как в плане конкуренции, так и взаимодействия на глобальных рынках, допуска товаров на свою территорию. Государства более эффективно намерены защищать свои национальные интересы, возрастает конфликтность, обостряется конкуренция, борьба за рынки сбыта и контроль над ресурсами.

И в этом жестком мире преимущества получают государства, способные динамично развиваться и обеспечить свою национальную безопасность — в политическом, экономическом и социальном плане, способные предложить миру новые технологии, товары, услуги, пользующиеся спросом.

Второй момент — мы работаем в интеграционных структурах совместно с Россией и другими странами: Союзном государстве, ­ЕАЭС, СНГ. Эти проекты достаточно динамично развиваются, за счет участия в них Беларусь получает дополнительные преимущества для развития экономики, социальной сферы, продвижения своих экономических интересов на внешних рынках. Например, ­ЕАЭС в последние годы формирует систему взаимодействия с другими государствами и международными структурами. Это большое преимущество для белорусской экономики. Сохранение и развитие партнерства в экономической сфере с другим региональным интеграционным объединением — Европейским союзом — также в наших интересах. 


Необходимо понимать, что этот мировой тренд — укрепление интеграционных объединений в жестких внешних условиях — способен придать дополнительные импульсы развитию государств, которые в них участвуют.

Третий вызов глобального плана — возможность участия в глобальных технологических проектах, способных изменить мир. Сейчас много говорят о цифровизации. Переход на новую модель в экономике придает новый импульс развитию, это уже устоявшийся и перспективный тренд. Но в мире сегодня, по существу, конкурируют две модели цифровизации — американская и китайская. Именно они будут в определенном плане «диктовать» правила поведения другим государствам, и это следует иметь в виду. Это же относится и к вопросам, связанным с разработкой принципиально новых технологий. Например, разработка проектов, связанных с искусственным интеллектом. Как представляется, это еще один большой задел на будущее, способный существенно изменить мир.

Полагаю, что тот проект программы социально‑экономического развития, который предложен и обсуждается сегодня, аккумулирует достигнутое в стране за последние два десятилетия и формулирует основные направления развития для будущего.


Уверен, что выполнение программы — задача всех граждан Беларуси. Каждый сможет найти при этом применение своим силам, способностям и опыту. Сама программа должна стать основой объединения общества для достижения весьма амбициозной задачи — выхода Беларуси на новые рубежи в экономическом, социальном и политическом развитии.

Андрей ­ИВАНЕЦ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси, доктор химических наук:


— Программа сформирована полностью в русле тех задач, которые ставит Глава государства перед Правительством по развитию нашей страны. И в первую очередь она направлена на обеспечение роста благосостояния наших граждан. Люди должны ощутить, что реальные доходы существенно растут и уровень жизни повышается. Важно и то, что предусматривается развитие социальной сферы и сохраняется выраженная социальная ориентированность нашего государства, как это было на протяжении всего периода независимости. Это позволило нам обеспечить развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, серьезную социальную поддержку — многодетных семей, одаренной и талантливой молодежи, иных категорий населения.

По сути, Основные положения проекта программы социально‑экономического развития, как и усилия белорусского государства в целом, направлены на укрепление человеческого капитала, что является основой для достижения поставленных задач в экономической сфере.

Это вопросы наращивания валового внутреннего продукта, обеспечение допустимого уровня инфляции и социальное обеспечение людей, находящихся на заслуженном отдыхе.


При этом мы должны понимать, что без построения интеллектуальной страны нам будет развиваться довольно сложно. Этот аспект особо учтен и в проекте программы социально‑экономического развития. Также предусмотрен отдельный пункт, ставящий такую важную задачу, как сокращение экономической зависимости от углеводородного сырья. И создание для этого новых высокотехнологичных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Такие производства являются менее энергоемкими, нежели традиционные, и не требуют особых материальных затрат, делая ставку на интеллект.

Значительная роль в обеспечении всего вышесказанного принадлежит отечественной науке. Хочу заметить, что Национальная академия наук также формирует программу своего развития на пятилетку — в условиях формирования нового цикла государственных программ научных исследований и научно‑технических программ. И мы для себя также определяем приоритеты, над которыми будем работать.

Фактически происходит пересмотр ориентиров на основе уже имеющегося научно‑технического ­задела. Потому что мы понимаем, что сегодня недостаточно ориентироваться лишь на реальный сектор экономики.

Мы со стороны науки должны давать своего рода форсайт и предвидение, подсказку реальному сектору экономики — по каким направлениям можно ожидать существенного роста и максимальной экономической отдачи. Иными словами — технологий, которые сегодня и завтра будут востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter