Форс-мажор? Поговорите с нами

Чрезвычайные ситуации случаются каждый день — увы, но факт. Главный вопрос — как на них реагируют участники (обычно эмоционально) и те, кто по долгу службы эти ситуации должен разрешать.

ФОТО  ONT.BY.

В воскресенье 15 декабря скорый поезд № 708 Минск — Гомель, следующий без остановок, внезапно остановился на станции Красный Берег. Все услышали громкий хлопок и увидели вспышку света. «Ого!» — выдохнули в восьмом вагоне, в котором я ехала. Стоим. Нервничаем. Некоторые выходят на улицу — посмотреть. «Пассажиры, не выходите на улицу», — говорят по громкой связи. Пассажиры зашли внутрь. Потом еще несколько хлопков и вспышек. Затаились. Я подумала, что на станции идет спецоперация и кого-то задерживают. Когда информации нет, фантазия набирает обороты. Потом взволнованный голос проводницы по громкой связи: «Пассажиры, немедленно покиньте вагоны, эвакуация!» Инстинкт журналиста сработал раньше инстинкта самосохранения: сначала хватаю сумку с компьютером, потом одежду. В поезде 14 вагонов, людей — несколько сотен. Все нервничают. С нами никто не разговаривает. Стоим. Подхожу к группе женщин (я журналист, я снова на работе), они из пятого вагона, в котором, оказывается, все и случилось. Говорят, что после первого хлопка в вагоне «сильно пахло паленой пластмассой». Группа молодых мужчин громко требует объяснений. На крыльцо станции выходит дежурная по станции и говорит, что из Жлобина придет электровоз, подцепит наш состав и потянет в Гомель. Спрашивает: «Есть ли такие, кто боится ехать на этом поезде дальше?» Таких немало, в основном пассажиры с детьми. Информация на новостные сайты уже пошла. Прочитав ее, до вокзала дозванивается взволнованная мама: у нее в поезде едет несовершеннолетний ребенок, где он? Все ли с ним в порядке? Через какое-то время прозвучало: «Несовершеннолетние, которые едут без родителей, подойдите в кассы». К вокзалу потянулись ручейки взрослых (лет 15 — 16 — 17) детей. (Как потом оказалось, мальчика, о котором так беспокоилась мама, в этом ручейке не было: он в наушниках слушал музыку и объявления не слышал. Но его все равно нашли.)

Потом нас снова запустили в поезд, причем людей из 14 вагонов уместили в последние семь, потому что в первом составе (вагоны с первого по седьмой) было небезопасно. Технические работники, которые бегали по вагонам, на вопросы, что случилось, или отмалчивались, или говорили: «Секрет». Оптимизма это не прибавляло. По громкой связи сказали: «Не паникуйте. Придет электровоз и потянет нас в Гомель». Многие уже уехали на такси. Даже не берусь предположить, сколько это стоило.

Для того чтобы не было паники (ее, кстати, и не было), с людьми нужно разговаривать. А вот этого никто не делал. Много лет назад я была в похожей ситуации в Великобритании: поезд остановился из-за проблем с мостом. Нам тут же объяснили, что по такой-то причине поезд дальше не пойдет. Минут через 15 подали автобусы, перевезли до следующей станции, и мы поехали дальше. В гомельском же поезде — молчок. И это, как оказалось, самая главная претензия пассажиров. Поговорите с нами!

Объясните, что произошла нештатная ситуация — мы поймем, такое случается. Что сейчас мы сделаем вот это и вот это, спросите, нужен ли кому-то врач (после хлопков со вспышками кому-то ведь мог понадобиться врач).

В авиации на случай нештатных ситуаций есть протокол реагирования — и это спасает жизни. Есть ли такой протокол на БЖД? Почему с нами не поговорил начальник поезда или машинист? Пассажиры утверждают, что такое — предположительно, это было короткое замыкание — случается не впервые, так почему до сих пор не научились работать с людьми? Вот в чем мой (и, уверена, не только мой) главный вопрос.

Ситуация, конечно, разрешилась: нас пересадили в дизель-поезд, и в 00.40 (вместо 21.50 по расписанию) мы были в Гомеле. Проводницы объяснили, куда обращаться за компенсацией (15 процентов от стоимости билета за каждый час опоздания), к вокзалу подали четыре маршрутки «для пассажиров с детьми и тех, кто далеко живет». И это было хорошо и правильно: общественный транспорт ведь уже не ходил, и у таксистов был праздник.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter