"Форс Индия" против "Рено"?

В прошлом году "Форс Индия" вела сражение за 4-е место в Кубке конструкторов в основном в своем "личном чемпионате", сильно оторвавшись от преследователей и не имея возможности догнать лидирующую тройку команд. В этом сезоне, на мой взгляд, нам уготована скорее всего возможность понаблюдать за дуэлью между индийской и французской "конюшнями". 

Возможно первые 3 выездных этапа в Австралии, Бахрейне и Китае как-то по-другому покажут картину состояния дел, но следуя представленной нами ранее логике прогнозов, если сравнивать "МакЛарен" и "Форс Индия", то предпочтение в лидерстве мы все же отдаем английской команде. Так что сегодня здесь пойдет рассказ о паре дуэлянтов, которая, по всей видимости, схлеснет свои "боевые шпаги" в борьбе за 5-е место.

Cебастьян Окон на первом круге в гонке на Спа-2017 

Останется ли индийской "Сахара Форс Индия"

Когда 11,5 лет назад индийский миллиардер и большой фанат Формулы-1 Виджей Малья купил команду Спайкер (бывшую "Мидланд", а еще ранее "Джордан"), мало кому верилось, что с этого будет толк. Считалось, что очередная смена владельцев этого неплохого коллектива влюбленных в автоспорт людей, вряд ли будет успешной. Даже само название, связанное с Индией, страной весьма далекой от классических традиций мирового автоспорта, вызывало пессимизм. Но энтузиазм господина Малья, с которым он взялся за непривычное для себя дело, заставил изменить первоначальное мнение. И пусть в первый сезон без единого очка они заняли предпоследнее 11-е место, но с каждым годом команда устойчиво продвигалась наверх по отчетной таблице результатов. 

В Монце в прошлом году, Эстебан Окон в первом повороте шел следом за лидером Льюисом Хэмильтоном

В 2010-м году они стали седьмыми из 12 команд . Понадобилось еще 5 лет, чтобы добраться до 5-го места, но с 2016-го года команда уверенно позиционирует себя уже на 4-м месте. 

Осенью 2011-го года на новеньком автодроме, построенном в пригороде индийской столицы, прошел первый в истории Гран-при Индии Формулы-1. Казавшийся весьма бурным подъем популярности автоспорта благодаря первой в мире индийской "конюшне" в Больших Призах на поверку оказался недолгосрочным. 

В прошлом сезоне Нико своими результатами обеспечил преимущество  "Рено" над "МакЛарен"

Автодром в Дели не выдержал и 4-х лет испытания. Индийский этап канул в историю. Но Виджей Малья активно продолжал свое начатое дело, несмотря на появившиеся серьезные финансовые проблемы его основного бизнеса на родине. В какой-то момент даже поговаривали, что команду срочно продадут, чтобы покрыть долги ее индийского хозяина. Но оказалось, что долгов гораздо больше, чем может стоить команда Формулы-1, хотя ее цена и выросла более, чем в 2 раза с момента первой продажи от Эдди Джордана компании "Мидланд". 

В скорости и опыте Серхио Переса сомневаться не приходится

Бизнес Виджея Мальи в Индии продолжал "лететь под откос", против него даже возбудили ряд уголовных дел, и миллиардеру уже грозил многолетний срок за финансовые махинации, но его автоспортивное детище продолжало на удивление всем набирать обороты. Уехав (или точнее сказать, срочно покинув родную Индию) из страны и разместившись в Великобритании, господин Малья избежал на некоторое время уголовного преследования индийских властей, но закрывать дело в связи с отсутствием на месте основного фигуранта, индусы пока не собираются. Вопрос, или точнее сказать, проблема не теряет своей актуальности. 

В отместку "обидевшейся на него родине" хозяин команды решил даже изменить ее название с "Сахара Форс Индия" просто на "Форс Формула Один", чтобы даже не упоминать всуе далекую от туманного Альбиона некогда горячо любимую Индию. Поговаривали, что уже 28 февраля индийские болиды на тесты выедут с новым названием. Но увы, что-то в последний момент не склеилось. И, похоже, "Форс Индия" еще годик будет при каждом упоминании о себе будоражить землю Великого Будды. 

Воспитанник гоночной программы "Ред Булл" испанец Карлос Сайнс

В любом случае, даже если встанет вопрос о смене юридического владельца команды, от участия в чемпионате никто отказываться не собирается. А в финансовом плане, благодаря высоким результатам своих гонщиков и выплаченным гонорарам от новых хозяев Формулы-1 команда продолжает быть лакомым кусочком для новых возможных владельцев. Уже не первый год поговаривают, что к ней весьма активно приценивается российский оллигарх белорусского происхождения, господин Мазепин, связанный с концерном "Уралкалий". Кстати сказать, его сын 19-летний Никита Дмитриевич значится пилотом по развитию в команде "Форс Индия" и даже имеет право участвовать в тестах. Вот только гоночную лицензию для управления болидами Формулы-1 на официальных Гран-при ему пока получить трудновато. Для этого требуются достаточно высокие результаты в младших гоночных сериях, которыми Никита особо похвастать пока еще не может. Недавние новшества FIA в регламентации права на получение гоночной лицензии, как видим, несколько умерили аппетиты возможных рента-драйверов и их богатых родителей, считающих, что "деньги решают все". 

Советуем запомнить 31-й номер и розовый болид Окона, в новом сезоне о нем наверняка будут много говорить

Заводская команда "Рено" 
 
В очередной раз вернувшись в Формулу-1, французская марка сильно рассчитывала добиться успешных выступлений довольно быстро. Однако ни мотористы не смогли предоставить способную выигрывать силовую установку, ни конструкторы шасси пока еще не добились высоких результатов. И в прошлом сезоне команда "Рено" едва-едва удержалась на 6-м месте. Правда, сказывался не очень сильный пилотский состав: на Нико Хюлькенберга из 57 набранных "конюшней" за сезон очков приходится 43. Не в малой степени из-за этого Джолиану Палмеру перед завершающей серией выездных этапов "указали на дверь", заменив его более быстрым и результативным Карлосом Санйсом из команды "Торо Россо". 

Успехи прошлого сезона Карлоса Сайнса сделали его интересным кандидатом для "Рено" на 2018

И все же в прогнозируемой иерархии на нынешний сезон я бы поставил команду "Рено" в пару с "Форс Индия" и впереди команды "Уильямс", прошлогоднего обидчика французов. Почему? Во-пе
рвых, потому что моторы "Рено" наверняка будут в этом сезоне поближе к лидерам, во-вторых, это заводская команда с сильными традициями автоспорта. И ей уже пора избавиться от детских ошибок первых после вовращения в гонки лет. В-третьих, дуэт Хюлькенберг и Сайнс внушает не только доверие, но и вселяет надежды в плане достижения максимально возможных результатов при наличии быстрой машины. 

Для Серхио Переса команда "Форс Индия" может оказаться последним причалом
Серхио и Эстебан

Если говорить о дуэли между этими двумя пилотами, то надо начинать не с гонки Австралии этого года, а с первого этапа прошлого сезона. Именно там дебютант команды "Форс Индия" Эстебан Окон набрал свое первое очко, а затем продолжил свою удивительную результативную серию вплоть до аварии (причем, не по своей вине) на предпоследнем Гран-при в Бразилии. В итоге свой первый за индийскую команду сезон Эстебан завершил на 8-м месте с 87 очками, уступив своему гораздо более опытному напарнику 13.  

Но главное даже было не в количестве набранных очков, а в том противостоянии, которое мы наблюдали практически в каждой гонке между пилотами "Форс Индия". То, что оно продлится и в этом сезоне, сомнений нет. Более того, большинство журналистов скорее ставит в этой дуэли на юного француза, чем на 28-летнего мексиканца. Именно Окона, в случае непредвиденного или запланированного освобождения места в команде "Мерседес" планирует забрать к себе Тотто Вольф. И пребывание Эстебана в "дочерней" команде, судя по наличию на индийских болидах немецких моторов, следует рассматривать как стажировку и обкатку. 

Что до Переса, то его перспективы перейти в более сильную команду, весьма туманны. Его ранний опыт слишком уж быстрого попадания в топ-команду "МакЛарен" был, увы, не очень удачным. И с тех пор "Форс Индия" для мексиканца рискует остаться последним причалом. Чемпионом эта маленькая частная команда вряд ли станет. Куда ей до заводских гигантов "Феррари" или "Мерседес"? Так что максимум, на что может рассчитывать Серхио Перес, так на большую удачу, чтобы хотя бы выиграть какую-нибудь сумасшедшую гонку с массовым завалом или бесконечными сходами. 

После столь успешного дебютного сезона в "Форс Индия" Эстебан Окон нацелен на победу в дуэли с Пересом 

Хотя, если судить объективно, то Чеко полне достоин и более быстрого болида. Опыта у него предостаточно, мастерства тоже. Жаль только, что количество мест в топ-командах слишком ограниченно. 

За плечами у Нико уже 6 боевых сезонов в Формуле-1
Нико и Карлос
 
Нико Хюлькенберг пришел в Формулу-1 в 2010-м году вместе с Виталием Петровым, у которого он накануне выиграл чемпионский титул в ГП2. И хотя в своем дебютном сезоне он сумел набрать 22 очка,  и на подсыхающей трассе Интерлагос ему удалось даже на своем "Уильямс" завоевать свой первый и пока что единственный поул, в целом от него сэр Фрэнк Уильямс ждал большего. Даже стареющий Барикелло, будучи напарником Нико,  сумел набрать 47 очков.  А тут еще и финансовая составляющая весьма тревожным звоночком просигналила в британской "конюшне". В общем, Нико пошел в отставку, его место занял Пастор Мальдонадо  с огромным спонсорским пакетом венесуэльских нефтяников. Надо ли говорить, что 2011-й год для "Уильямс" оказался одним из худших, словно в наказание за то, что они так безжалостно обошлись со своим немецким дебютантом. На двоих Барикелло и Мальдонадо набрали тогда всего 5 очков, обеспечив прославленной команде лишь 9-е место в  Кубке конструкторов. 

Ни поул-позишн Нико, ни его довольно хорошее для дебютанта выступление не помогли ему остаться на следующий сезон в пелотоне, ведь кроме менеджера Вилли Веббера, когда-то ведущего дела Михаэля Шумахера, ничем другим в плане сильных спонсоров или богатых родителей Нико похвастать не мог. И пришлось ему пропустить целый 2011-й год, оставаясь тест-пилотом "Форс- Индия". Именно это в последствии и сыграло свою удачную роль в возвращении "бедного Ники" в гонки.
Обаятельная и искренняя улыбка француза Эстебана Окона

Отдадим должное упорству и таланту Хюлькенбрега. Где бы потом он ни выступал, он регулярно зарабатывал для своих команд очки, неоднократно на не очень быстрых болидах прорываясь к финишу на 4-е место. Но что удивительно, в свои 30 лет Нико имеет за плечами уже 115 стартов в Формуле-1, и ни разу ему не посчастливилось подняться на подиум. По этому показателю, если я не ошибаюсь, у него чуть ли ни мировой рекорд среди пилотов, выступавших когда-либо в Больших Призах.

С учетом окрепших позиций французской команды в этом сезоне Хюлькенберг твердо настроен  разрушить эту печальную традицию. И хотя в нашей иерархии мы отдаем пока "Рено" 6-ю позицию, сблизившиеся с лидерами результаты "середнячков" сегодняшнего пелотона вполне могут предоставить Нико такую возможность.

Что до его нового напарника, Карлоса Сайнса, то испанец своими успехами в прошлом сезоне доказал, что вполне готов к более быстрым болидам, чем у него был до сих пор в "Торо Россо". Вот только одна загвоздка: слишком уж часто Карлосу приходилось нагло  расталкивать на старте локтями и конкурентов, и своего напарника Даниила Квята, чтобы отстаивать свое место под солнцем. Подобные выходки с Нико Хюлькенбергом вряд ли пройдут. И я, по правде сказать, скорее соглашусь с тем, что испанско-немецкая дуэль завершится в пользу Нико, чем наоборот. Не будем забывать, что в гоночной биографии Нико есть еще и победа в знаментой гонке "24 часа Ле Мана". А это чего - нибудь, да значит. 

По нашему мнению Нико Хюлькенберг в этом сезоне будет чаще впереди Форс Индия, как это было в Спа 2017
Родители Эстебана Окона сопровождают своего сына на каждом Гран-при

Но по большому счету, если таковое случится,  то для Сайнса сам факт этого поражения будет не очень и страшным. Главное, чтобы не было разгромного преимущества, как это сам испанец сотворил в прошлом году с Квятом. Карлосу важно недалеко отстать от Хюлькенберга, и быть на виду у доктора Хельмута Марко, когда тому понадобится вернуть испанца в родную альма-матер. Напомним, что  "Ред Булл" отправил своего подопечного в "Рено" временно, так сказать как элемент сложной комбинации при переходе "МакЛарен" на моторы "Рено", а "Торо Россо" на моторы "Хонда". И в случае необходимости, австрийский концерн вполне может запросить Сайнса обратно в свои пенаты. Поэтому очень важно для Карлоса сохранять мало-мальски успешную форму, пусть даже и не будучи первым номером по результатам в команде "Рено".

Конечно, с учетом горячего южного темперамента, испанец не захочет смириться со второстепенной ролью, и это может сыграть против него. Излишние "драчливость" и "дерзость" на трассе, которые Карлос периодически демонстрирует по ходу гонок, могут ему подпортить репутацию. А склонности к этому у испанца есть. Это мы уже видели и в его первых четырех гонках в конце прошлого сезона за команду "Рено".

Владимир ВАСИЛЬЕВ

фото из личного архива автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter