Формула успеха

Ее искали на заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте
Ее искали на заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте

В Бресте прошло очередное заседание Совета по развитию предпринимательства при Президенте. Собрались очень уважаемые люди, чтобы обсудить вопросы развития бизнеса вообще и экспорта в частности. С докладом выступил председатель совета, министр статистики и анализа Владимир Зиновский. Я взял на карандаш следующий фрагмент его выступления: «Национальной программой развития экспорта на 2006 — 2010 годы определен ряд задач в области повышения международной конкурентоспособности экономики»...

В выступлении министра речь, в частности, шла о повышении эффективности использования факторов производства, что предполагает приведение в действие института банкротства в отношении хронически убыточных или низкорентабельных предприятий. Давайте остановимся на этом пункте и поразмышляем. Много ли у нас хронически убыточных и низкорентабельных предприятий? Порядком. По данным, озвученным министром, около 16 процентов от общего числа работают в минус, процент, работающих с мизерным плюсом, надо полагать, тоже увесистый. За последний год количество отстающих сократилось, но, к сожалению, не до нуля...

Мне доводилось бывать на слабых производствах и заводах, которые дышат на ладан. Впечатления, ясное дело, невеселые. То ли дело посещать преуспевающих! Как тот же «Санта Бремор», где, кстати, и проходило заседание совета. Красота, да и только. Оборот в прошлом году — 128 миллионов долларов. На производстве трудятся и получают зарплату 2.700 человек, линейка товаров постоянно расширяется (кроме морепродуктов, завод выпускает мороженое, салаты, вареники, пельмени). Строятся новые цехи, завоевываются новые рынки и ниши. 70 процентов товаров экспортируется. География глобальная — Россия, Украина, Германия, США, Канада, Израиль, Ливан...

Далек от желания кого–либо рекламировать, цели — абсолютно другие. Чертовски хочется понять: почему у одних так здорово получается, несмотря на объективные сложности, субъективные трудности и плохую погоду, а у других все из рук вон плохо?.. Что объединяет успешные «Санта Бремор» и «Марко», «Милавицу» и «Бабушкину крынку», Минский тракторный завод и «Стеклозавод Елизово»? Явно не сфера деятельности или форма собственности. Очевидно, что–то другое. Пожалуй, я даже знаю, что именно.

У успеха есть формула. В ней присутствуют переменные компоненты и постоянные. Переменные — трудноуловимы, постоянные — можно зафиксировать, построить из них наглядную модель. Она приблизительно такова: дисциплинированный персонал, современное оборудование, постоянный многоступенчатый контроль качества производимой продукции, постоянный поиск новых ниш, нестандартных решений, позволяющих опередить конкурентов; инвестирование прибылей в развитие бизнеса (тот же «Санта Бремор» фактически всю выручку направляет в построение собственных товаропроводящих сетей: в следующем году предприятие намерено открыть свои офисы и склады в Москве, Киеве и Кишиневе). Но и это еще не все. Нужны неустанные маркетинговые исследования, разработка торговой марки и ее продвижение, нужны реклама, узнаваемость товара. Удивительно, что некоторые директора, прекрасно осознавая необходимость перевооружения производства, к маркетингу и рекламе относятся со скепсисом. Оказываясь в конечном итоге в числе «убыточных и низкорентабельных»...

Формулу провала вывести просто. Она строится от противного. Когда выпадают «успешные» компоненты, подкрадывается кризис. И очень часто он наступает по вине тех, кто стоит у руля предприятия. Они обращаются за помощью к государству. Просят списать долги, укрепить финансово. Государство часто идет навстречу, понимая, что, если поступить иначе, просчеты руководителя отразятся на судьбе персонала, который вмиг станет безработным. Но очевидно, что вечно так не будет. С развитием экономики, бизнеса, в том числе и малого, появятся новые рабочие места, тысячи вакансий. И нерасчетливым директорам придется забыть о возможности списания ошибок. Дамоклов меч банкротства сделает часть производственного менеджмента гораздо инициативнее. А экономику — еще успешнее.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter