Минск
+19 oC
USD: 2.04
EUR: 2.27

Не пострадают ли сельские ученики от нового порядка финансирования школ?

Формула справедливой школы

В сельских учебных заведениях, где мало учеников, норматив «подушевого финансирования» выше, чем в городских.

С 1 января 2019 года все учреждения общего среднего образования перешли со сметного на нормативное финансирование. Суть нововведения такова: раньше школа получала энную сумму из бюджета на год, исходя из размера ее прошлогодних расходов с учетом индексации. С этого года получает по нормативу из расчета на одного ученика. Логика проста: чем больше за партами ребят, тем больше денег в распоряжении учреждения. А как же быть сельским школам? В них с учениками подчас ой как негусто. Не пострадает ли образовательный процесс в глубинке от нововведения? «СГ» адресовала пять вопросов о «подушевом финансировании» в Министерство образования.



1. Зачем поменяли подход к финансированию общего среднего образования?

— Раньше не было четких факторов, от которых зависело, почему одной школе выделили больше средств, второй меньше. Финансирование шло по так называемому сметному принципу: чтобы запланировать расходы будущего года, индексировали расходы предыдущего. Теперь все по-другому. И главный посыл — это прозрачное и справедливое распределение средств между учреждениями.

2. Как и где апробировали нововведения?

— Перед тем, как нормативное планирование расходов закрепилось в постановлении Совмина от 29 декабря 2018 года № 975 «О финансировании государственных учреждений общего среднего образования», четыре года подряд шли пилотные проекты. В 2015 году в Барановичах и 13 учреждениях в других регионах. В 2016-м в проект впервые вошли сельские школы Лидского района. Из года в год круг участников рос, мы изучали результаты эксперимента, совершенствовали формулу, по которой сейчас рассчитывается финансирование. К слову, школы в этом плане стали первопроходцами. С 2017-го подобные пилотные проекты развернулись и в дошкольном образовании. Новый механизм апробируют в Барановичах, Витебске, Гомеле, Могилеве, Лидском, Слонимском, Солигорском районе и Первомайском районе Минска.

3. Какую сумму в год государство выделяет на одного школьника? И как быть сельским школам, где мало учеников?

— Конечно, мы учитывали тот фактор, что в сельских школах учеников меньше. Поэтому норматив для сельских учеников выше, чем для городских. Так, в 2019 году на ученика в городе в год приходится 1667,92 рубля, на сельского — 3808,76 рубля. Вдобавок предусмотрены повышающие коэффициенты. Если в школе до 25 учеников — 2,1. При количестве учеников от 26 до 50 коэффициент составит 1,9, от 51 до 75 — 1,6.

Есть и другие корректирующие механизмы, которые учитывают особенности функционирования учреждений. Допустим, установлен коэффициент для школ, где есть бассейн или пункт коррекционно-педагогической помощи. Применяются отдельные коэффициенты для обучающихся с особенностями психофизического развития, учеников учреждений интернатного типа, где ребята пребывают круглосуточно. Также разные коэффициенты для школьников в зависимости от ступени образования. Так, расходы на старшеклассника выше, чем на младшеклассника.

4. Всех родителей, наверняка, волнует, какие расходы входят в норматив, а какие нет?

— В норматив входят два основных блока. Первый — это оплата труда педколлектива и иных работников и взносы в ФСЗН. Второй — расходы на обеспечение образовательной деятельности. Это приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплата услуг связи, транспортные услуги, ремонт оборудования, инвентаря, компенсация расходов на учебную и методлитературу, прочие текущие расходы.

В норматив не входят расходы на оплату коммунальных услуг, текущий и капремонт зданий и помещений, а также на дорогостоящее оборудование и расходы на обеспечение мер по социальной защите учеников (питание, подвоз детей школьными автобусами). Эти расходы берут на себя местные бюджеты.

5. Значит ли, что размер финансирования учреждений общего образования вырос или сократился?

— Нововведение никоим образом не повлияло на объем финансирования. Расходы на образование, в том числе на общее среднее, растут из года в год. Но главная цель здесь такова: правильное, прозрачное, всем понятное распределение средств между учреждениями образования.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: САЗОНОВ Андрей
Загрузка...