Супруги из деревни Телеши Гомельского района нашли смысл жизни в детях

Формула счастья семьи Михаленко

ОЛЬГА и Сергей МИХАЛЕНКО вместе уже 15 лет, воспитывают трех дочерей. Путь друг к другу не был тернистым: знакомы с детства. Сергей родом из Ветки. Ему было два года, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Райцентр выселяли поэтапно, и в начале 90-х годов семье дали квартиру в Гомеле. Каждое лето мальчишку отправляли на оздоровление к бабушке в деревню Телеши. Здесь он и встретил свою будущую жену. Ольга после школы поступила в Гомельский государственный университет им. Скорины и вернулась в родную деревню учителем математики и информатики.


СЧАСТЛИВАЯ семья — это добротный дом, любящие супруги и дети. Такую формулу успешной жизни вывели для себя супруги Михаленко. Первой в семье родилась Даша, а через год Вика. В этом учебном году девочки идут в 1-й и 2-й класс (численность в их классах — по 4 человека). Сейчас вся школа — немногим более 60 учащихся, да и то не все телешовские.

Собрать в школу двух девочек — целое событие (младшей Маргарите в поход за знаниями отправляться через два года). Только наряд обошелся почти в 200 рублей каждой. В этом году как многодетная семья получат материальную помощь на двух школяров. Этих денег супруги Михаленко даже не ждали. Привыкли всю жизнь рассчитывать на свои силы. Все годы ведут подсобное хозяйство: есть поросята, куры. И обязательно огород с грядками, где выращивают овощи и фрукты.

Сергей почти 15 лет работает слесарем на Гомельском химзаводе. Когда решили с Ольгой остаться жить в Телешах, пробовал искать место в колхозе, расположенном в соседней деревне. Но на зарплату, что предложили, семью не прокормишь, посчитал он.

Супруги купили внедорожник, на котором глава семейства каждый день ездит на работу в Гомель, а это 20 километров в одну сторону и столько же обратно. Правда, многодетному отцу полагается по закону три выходных в неделю. Лишний день он может побыть вместе с детьми, помочь жене разобраться с домашними делами. А на работе средний заработок сохраняется.

Живет семья Михаленко в своем доме, который оставил им дед Сергея. Он строил его когда-то под дачу. Потом уже супруги, вложив все свои сбережения, провели туда газ, воду. Сегодня они имеют льготы по оплате за свет и газ. Кроме того, когда после рождения третьего ребенка получили статус многодетной семьи, смогли построить трехкомнатную квартиру под Гомелем в деревне Севруки. Конечно, там еще работы на долгие годы, но семья Михаленко перебираться туда не собирается. Глава семейства рассудил: «Дочки вырастут, пойдут учиться, им и будет жилье на первое время».

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В Гомельской области насчитывается 15460 многодетных семей. К новому учебному году 14 тысяч семей, воспитывающих троих и более детей, где есть школьники, получат социальную помощь в виде единовременного пособия. С начала действия Указа № 572   принято решение о назначении материнского капитала 6803 многодетным семьям. Только за первое полугодие право на получение материнского капитала получили 1473 семьи.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru

Фото автора

Срок для аборта

Прервать беременность, чтобы  пожить для себя или потому что некому было довериться в трудную минуту

КАЖДЫЙ по праву считает себя хозяином своей жизни, своего здоровья. Сколько должно быть детей в семье  — решение, которое каждый из нас принимает самостоятельно. Но всегда ли подходим к этому ответственно?  К сожалению, некоторые до сих пор выбирают аборт – как одно из возможных средств планирования семьи.

ИНТЕРЕСНЫЙ факт — в 2014 году на законодательном уровне была введена норма о консультировании перед абортом, а сегодня разрабатывается национальная модель службы планирования семьи. В женских консультациях уже появились должности психологов, обучение по предабортному консультированию внесено в программы курсов повышения квалификации специалистов акушеров-гинекологов и психологов. И это дало свои положительные результаты — в прошлом году сохранили почти 11 процентов беременностей у тех, кто первоначально решил сделать аборт.

К созданию новой жизни причастны два человека. Но если дело касается прерывания беременности, в большинстве случаев физическую, моральную и эмоциональную нагрузку берет на себя именно женщина. Есть, конечно, медицинские показания, как со стороны матери, так и со стороны плода, но где-то в 92 процентах случаев аборты выполняются на сроке до 12 недель по собственному желанию, без указания причины. Но это не значит, что раз срок небольшой, то и последствия для здоровья будут минимальны.

Главный акушер-гинеколог Минздрава Юлия Савочкина считает, что прерывание беременности нередко наносит непоправимый вред здоровью. Причем независимо от того, медикаментозный это аборт или хирургический. Лекарственные средства — при медикаментозном, приводят к серьезному гормональному сбою в организме. Инструментальное прерывание беременности сопряжено с осложнениями, травмами, после таких манипуляций может развиться невынашивание беременности или бесплодие. Минздрав активно проводит работу, которая направлена на планирование семьи, формирование ответственного родительства. В этом помогают специалисты в консультативных кабинетах, общественные и религиозные организации. Необходимую информацию могут получить супружеские пары.

ЧЛЕН правления общественной организации «Центр поддержки семей и материнства «Матуля» Лариса Мартынова руководит психологической службой:

— Основная работа – предабортное консультирование в женских консультациях и оказание помощи по «телефону доверия». Кроме того, информируем по юридическим вопросам, оказываем помощь детскими вещами,  проводим семинары. В прошлом году в центре состоялось до 400 предабортных консультирований. В Беларуси волонтеры более 10 таких организаций, как наша, по договоренности в женских консультациях проводят собеседования. Врач, когда к нему приходит пациентка и говорит о своем намерении, направляет ее на анализы, к специалистам и на встречу с психологом. У нас сеть соратников и партнеров в других регионах, городах: в Гродно — центр защиты жизни и семьи «РадзіМа»,  в Бобруйске – «Покрова», в Гомеле – «Мамалето»… Таких организаций или инициативных групп в православных приходах, католических, протестантских на самом деле много. И если мне на «телефон доверия» звонит женщина из Гомельской области, я перенаправляю к коллегам по месту жительства.

«Как считаете, встреча и консультация были вам нужны?» — обычно интересуются в центре. И 90 процентов отвечают положительно! Просто никто с ними до конца не говорил на эту тему. В пятерке причин — сложные отношения, завязанные на отце ребенка, когда муж не хочет или это ребенок вне брака. Некоторые женщины говорят, что нет денег, но на самом деле это третий или четвертый мотив. Никто из близких – ни мамы, ни сестры, ни муж, ни подруги — до конца не понимают трагедию, которую переживает женщина. Поэтому сами они воспринимают профессиональное и качественное консультирование как реальную помощь. Это не отговаривание, не психологическое давление, а беседа. На самом деле, говорят специалисты, непростая работа с немотивированным клиентом, который  не хочет психологической помощи, хотя на самом деле в ней нуждается.

Достаточно веский мотив по прерыванию беременности – приоритет других ценностей: серьезные бизнес-планы, строительство квартиры.  Некоторые поясняют: выхожу из декретного отпуска, должна получить новое звание, зарплата становится в два раза выше, да и рожать сейчас не время. Приоритетом ценностей может быть  собственное «я», которое выше, чем жизнь ребенка: мол, для себя хочу пожить.

Есть еще такой мотив: давление ближайшего социального окружения. Мать, муж, даже соседи имеют большое значение в субкультуре небольшого городка, деревни, когда говорят, что, к примеру, четвертая беременность не нужна, нередко ассоциируя ее с ухудшением материальной  ситуации. Можно ли «нарисовать» портрет женщины, которая решилась на аборт? В большинстве случаев это образованная, обеспеченная, 27—35 лет, у нее 1—2 ребенка. Работает, есть жилье, муж, ее не беспокоит материальная ситуация. На самом деле могла бы быть хорошей мамой…

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела медицинской помощи матерям и детям Минздрава Людмила ЛЕГКАЯ:

— Если в 2006 году на тысячу женщин фертильного возраста (15—49 лет) приходилось 22,1 аборта, то в 2015-м  — 12,8. На каждые сто родов было 60,7 аборта, а стало – 24,8. Причем более чем в три раза с 2006 года  уменьшилось количество абортов у несовершеннолетних. У девочек в возрасте 14—17 лет  снизилось с 2,6 на тысячу женщин этого возраста в 2006 году до 0,8 промилле в 2015-м. Это говорит о целенаправленной, кропотливой работе, которая касается планирования семьи, профилактики абортов. И подключены к этому организации здравоохранения — от ФАПов на селе до центров планирования семьи и репродукции.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

korenevskaja@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter