Формула результативной работы

Она хорошо известна кооператорам Кировщины

Она хорошо известна кооператорам Кировщины

Гостям небольшого райцентра в Могилевской области обязательно запомнится улица имени Кирова, во время прогулки по которой в голову приходит мысль о том, что ее впору переименовать в улицу Кировского райпо. Здесь на расстоянии пятнадцати метров друг от друга расположились кафе «Теремок», универсам «Центральный», чуть дальше покупателя встречают «Дары природы», «Уютный дом» и центр поддержки сельхозпроизводителей «Селянін». Через дорогу — двухэтажный «Универмаг», как несложно догадаться, также принадлежащий кировским кооператорам.

Удивительную особенность города Кировска приезжий заметит, едва спустившись с подножки автобуса: в радиусе тридцати метров от автостанции его встретят сразу три объекта местного райпо – универсамы «Все для дома», «Меркурий» и кафе «Смажанка». А еще через десяток метров на пути покажется автомойка, на которой также красуется фирменный знак Белкоопсоюза. Сегодня этот объект приносит в копилку райпо в среднем 5,5 миллиона рублей ежемесячно. Построив его в мае 2008 года, кооператоры и по сей день являются монополистами в этом виде услуг, потягаться с ними пока никто не решился. А как нелегко в свое время было отвоевать место на трассе Бобруйск—Могилев под строительство автомойки, вспоминает Елена Демидович, председатель правления Кировского райпо. Наследство Елене Валентиновне досталось, прямо скажем, неплохое. Главное, его удалось не только сохранить, но и приумножить – сегодня удельный вес райпо в обороте района составляет 64,1 процента. Организация является одной из основных налогообразующих – ее доля в бюджете района составляет 17 процентов. В 2010 году по общему объему товарооборота — он составил 52 199,2 миллиона рублей – райпо заняло пятое место по системе Могилевского облпотребсоюза. Это очень показательно, учитывая тот факт, что район восьмой в области по численности населения.

Как известно, за каждым выполненным показателем, за каждой положительной цифрой стоит конкретная работа и усилия многих людей. Когда в 2004 году Елена Демидович возглавила Кировское райпо, вся кооперативная торговля была сосредоточена в центре, поэтому за дополнительным товарооборотом и торговыми площадями кооператоры отправились в спальные районы – открывали мини-магазины шаговой доступности. Как показало время, не прогадали. Сегодня в районной системе действуют 74 магазина, 52 из них – в сельской местности. На тысячу населения приходится 384,9 кв. м торговой площади при нормативе социального стандарта 280 кв. м.

В то же время в районной системе потребкооперации назрела необходимость модернизации крупнейших торговых объектов и оптимизации их работы. Магазин «Техника», построенный еще в начале 80-х годов, объединили с малорентабельным баром, закупили новейшее оборудование, перевели на систему самообслуживания. Так в районе появилась визитная карточка райпо – универсам «Меркурий», где на торговой площади в 290 кв. м представлено 20 тысяч наименований товаров. Среднемесячный товарооборот сегодня составляет 350—370 миллионов рублей, а в летние месяцы достигает почти 500 миллионов рублей. Частные магазины в округе не выдерживают подобной конкуренции. Еще один наглядный пример рационального подхода находится всего в нескольких метрах от «Меркурия». Магазин «Все для дома» объединил в себе бывшие «Хозтовары» и «Мебель». Последний было решено перенести ближе к центру, за счет чего в обновленном магазине появилась торговая площадь, на которой на данный момент представлен широкий выбор стройматериалов. Как итог, теперь покупатель может в одном месте приобрести все необходимое для быта, ремонта и строительства.

— Мы никогда не жалели средств на развитие, — говорит Елена Демидович. — Чтобы поддерживать материально-техническую базу, реконструировать предприятия и открывать новые, необходимо инвестировать. В 2010 году по системе райпо инвестиции составили 1,347 миллиарда рублей, за последнюю же пятилетку более 7 миллиардов вложено в основной капитал. Нужно уметь отдавать, чтобы не сдавать свои позиции, иметь объемы и конечный финансовый результат.

По показателю реализации на душу населения райпо сегодня второе в области после горецких коллег – в среднем 195,1 тысячи рублей в месяц на одного жителя района. Естественно, при необходимости наращивания объемов и дополнительной прибыли резервов остается все меньше. Поэтому кировчане приняли решение двигаться в Бобруйск. Первой ласточкой райпо на территории Бобруйского района стало кафе «Кировчанка», которое сегодня приводят как образец, к которому стоит стремиться. В 2006 году за право его строительства на бойком месте – пересечении двух республиканских трасс – Кировскому райпо пришлось потягаться и с коллегами, и с частными организациями. Построенное в 2006 году к республиканскому фестивалю-ярмарке «Дажынкi» кафе давно окупило все ожидания сторицей: в летние месяцы его товарооборот составляет свыше 140 миллионов рублей, осенью – порядка 100 миллионов рублей, рентабельность же более 5 процентов.

Сегодня не так легко найти свою нишу на рынках сбыта – это признает любой руководитель. Чтобы свободно представить собственную продукцию общепита и комбината кооперативной промышленности, получить дополнительные объемы оборота, кировские кооператоры снова рискнули и заявили о своем присутствии в Бобруйске, где приобрели два магазина: в 2009 году — № 12, а в ноябре 2010-го – № 19. Если раньше последний приносил 60 миллионов рублей товарооборота, то после «преображения» его товарооборот возрос до 100 миллионов рублей.

— Непросто было вклиниться в городской товарооборот, — признает Елена Демидович. – Улица бойкая, на ней расположено много предприятий торговли. Поэтому было решено сделать упор на внешний облик и внутреннее содержание.

И действительно, в оформлении всех объектов Кировского райпо чувствуется единый стиль. Покупатели, заходя в магазин, поначалу не верят, что это предприятие принадлежит системе потребкооперации. А весь секрет в том, что свои силы и фантазию в создание интерьера вот уже 28 лет вкладывает товаровед-декоратор Валентина Акушевич. В этом с 2002 года ей помогает коллега по ремеслу Светлана Сычевская. Сегодня у кооператоров нет необходимости заказывать вывески у сторонних организаций за баснословную сумму. Быстро, качественно, а главное, с душой их изготовит отдел торговой рекламы. Для райпо это экономически выгодно вдвойне: затраты на изготовление вывесок, художественное оформление объектов меньше, к тому же этот резерв позволяет получать дополнительную прибыль от оказания платных услуг – оформления залов к торжествам, изготовления стендов для сторонних организаций. В 2010 году художественно-оформительские услуги принесли райпо 7,2 миллиона рублей.

Еще одна деталь, которая бросится в глаза посетителю магазинов Кировского райпо, – объявления о проводимых акциях: скидки предоставляются почти в каждом магазине. В «Уютном доме» — на обои, в «Дарах природы» — на продукцию Могилевского мясокомбината… Универсам «Меркурий» предоставляет своим покупателям дисконтные карты, здесь же можно купить молочные продукты со сниженной торговой надбавкой. Четыре года назад внедрили форму продажи товаров в кредит, и сегодня в области – одни из первых по объемам в этой сфере.

Однако всего этого недостаточно для эффективной работы – таково мнение председателя правления райпо. Одна из важнейших составляющих в формуле результативной работы – это развитие кадрового потенциала на всех уровнях. Особое внимание уделяется культуре обслуживания потребителя, где немаловажную роль играет человеческий фактор. Поэтому сегодня понятие «продавец» должно дополниться понятием «консультант», считает руководитель. Повышению профессионального уровня уделяется особое внимание – частыми стали поездки работников райпо на различные курсы. Умение собрать хорошую команду, от которой, несомненно, зависит эффективность работы всей организации, отличает талантливого, опытного руководителя. А опыта у нынешнего председателя правления не занимать – в декабре минувшего года отметила тридцатилетие трудовой деятельности в райпо, начало которой было положено в Жиличском сельпо, куда Елена Валентиновна пришла товароведом. Теперь, пройдя несколько ступеней карьерной лестницы, она до деталей знает специфику функционирования каждой из отраслей.

Кировские кооператоры сегодня твердо стоят на ногах – по выполнению всех показателей по итогам 2010 года они входят в тройку сильнейших в Могилевском облпотребсоюзе. Поэтому на вопрос о том, не вызывает ли опасения Директива № 4, которая предоставляет столько преференций частному бизнесу, председатель правления отвечает отрицательно: за свои позиции в родном районе они всегда готовы побороться.

На снимке: председатель правления Кировского райпо Елена ДЕМИДОВИЧ.

Фото: Татьяна ДАНИЛУШКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter