Спортивные клубы: помощь тем, кто работает

Формула номер один

Спортивные клубы: помощь тем, кто работает

Поступающие из разных мест сигналы SOS от целого ряда клубов по различным игровым видам спорта возбудили острое желание разобраться в самой системе.


Подумалось: может, стоит «что–то в консерватории подправить», чтобы футболисты–баскетболисты–гандболисты не ходили больше с протянутой рукой, а тренировались и играли во славу белорусского спорта? Давайте разберемся.


Вообще–то сразу следует сказать, что государственная система, регулируемая Указом Президента № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта», логична, прогрессивна и предельно проста. Чтобы не быть голословным, сразу определим три принципа, на которых все и базируется.


Во–первых, необходимо войти в пул клубов, на который распространяется действие указа, что происходило и происходит по заявлениям местных властей, которые принимают перспективный план развития. Насколько это делается эффективно, видно по каждому конкретному прецеденту, но, мягко говоря, неточностей хватает. Во–вторых, клуб должен заинтересовать инвестора. В–третьих, квалифицированно и эффективно работать, выполняя требования, четко прописанные в 191–м: самостоятельно зарабатывать, для чего предусмотрены льготы и преференции.


К слову, в нынешнем спортивном указе в отличие от прежних протекционистских программ нет «добровольно–принудительного стимула» для инвесторов. Хочешь — поддерживай, не хочешь — претензий не будет. Спонсоры свободны в своем выборе, им никто и ничего не навязывает. Другое дело, что порой сами потенциальные инвесторы обращаются с просьбами о консультациях. Например, сейчас в двери «Белнефтехима» стучатся многие клубы — выстроилась настоящая очередь. Поэтому из самых верхних кабинетов концерна пошло обращение в Министерство спорта и туризма о проведении специального совещания. Ведь если входишь в социальный или спортивный проект, то хочется принести наибольшую пользу.


Да и вторым важнейшим стратегическим моментом 191–го является социальная суть указа. Это больше «не постановка на кормление»! Напротив, указ ставит жирный крест на всех иждивенческих настроениях, априори чуждых профессиональному спорту. Только помощь на старте! Только поддержка для получения импульса на позитивную инерцию. Но ни в коем случае не «посадка на шею»!


Указом предусмотрены объективные оценочные критерии — схема 20/25/15. Первый шаг — результаты работы клубов в 2013 году: самостоятельно заработать минимум 20 процентов от всех доходов из различных источников, включая инвестиции по 191–му. Если эта задача не решена — целесообразность поддержки отпадает и клуб признается неэффективным и обременительным для государства подразделением. Согласитесь, что требование нежесткое. Другое дело, что многим и оно оказалось не по менеджерским зубам.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ***


— В 2013 году поддержка оказывалась 91 клубу по игровым видам спорта.


— 41 клуб не обеспечил уровень доходов от собственной хозяйственной деятельности, соответствующий требованиям Указа № 191.


— Согласно пункту 16 Указа № 191 клубы, не выполнившие условий оказания поддержки, должны в установленном порядке возвратить суммы налогов, которые не были уплачены ими с применением установленных указом льгот.


***Примечание. Все данные, использованные в статье, предоставлены Министерством спорта и туризма.


А теперь обратимся к ситуации с гандбольным «Динамо», менеджмент которого закрыл 2013 год практически с нулевыми собственными доходами, но «мыслью интересной во всех отношениях». Ликвидация клуба, создание нового под названием «Нефтехимик», который претендовал быть правопреемником предыдущего во всем, кроме... выполнения обязательств по 191–му Указу! Наоборот, новая заявка на государственную поддержку. В мире финансов такие схемы «фиктивной ликвидации» деликатно называются «серыми», если не сказать больше. Поэтому в белорусском гандболе сейчас и нет «Динамо» — это объективно.


Теперь цифры 25/15. Расшифровка «дроби»: 25 процентов от полученных по 191–му спонсорских средств клубы должны были направлять на развитие инфраструктуры и детско–юношеского спорта, причем на детско–юношеский спорт — не менее 15 процентов.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ


— В 2013 году расходы клубов на развитие инфраструктуры и поддержку детско–юношеского спорта совокупно составили 133,8 миллиарда рублей — 24 процента от полученной спонсорской помощи.


— Невыполнение данного показателя в целом обусловлено его невыполнением хоккейным клубом «Динамо–Минск», на долю которого приходится значительный объем средств поддержки — 21,8 процента от суммы спонсорской помощи.


— Расходы хоккейного клуба «Динамо–Минск» на развитие инфраструктуры и детско–юношеского спорта составили лишь 13,1 процента.


— Хоккейный клуб «Динамо–Минск» исключен из системы государственной поддержки в связи с невыполнением требований Указа № 191.


При этом хоккейная ДЮСШ «Динамо» остро нуждается в приобретении игрового инвентаря, а руководители школы сейчас обивают различные пороги, чтобы изыскать требующиеся деньги. Согласитесь, ситуация даже не парадоксальная, а тревожная, заставляющая предполагать различные драматические развязки.


Тем более что с 2015 года в силу вступит следующее стратегическое положение 191–го — концепция 50/50. Суть проста и справедлива: на третий год работы указа клуб будет получать столько помощи, сколько ему удалось заработать своими силами. Собственный доход составил 1.000 рублей — на ту же тысячу можешь рассчитывать от спонсоров, не больше. Исключение для клубов, которые добились высоких результатов по шкале, определенной Минспорта. То есть формально хоккейное «Динамо» может особенно этим не озабочиваться, но... Надо результат показывать в КХЛ, чего, увы, нет. Зато есть высокие зарплаты спортивных менеджеров, будоражащие болельщиков.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ


— Данные по среднемесячной зарплате руководителей некоторых клубов по игровым видам спорта за 9 месяцев 2013 года: «Динамо–Минск» (гандбол) — 71,7 млн. рублей, «Торпедо–БелАЗ» (футбол) — 39,7 млн. рублей, «Шахтер» (футбол) — 38,3 млн. рублей, «Шахтер» (волейбол) — 32,5 млн. рублей, «Шахтер–Солигорск» (хоккей) — 71,3 млн. рублей, «Динамо–Минск» (хоккей) — 32,7 млн. рублей.


А ведь при этом существовал пресловутый «потолок заплат»! Но раньше он касался исключительно расхода средств, поступавших непосредственно по 191–му Указу, что позволяло «эффективным менеджерам» не дуя в ус получать высокие заработки из других источников. Теперь приняты дополнительные меры противодействия финансовой распущенности и нескромности. Во–первых, «потолок зарплат» распространяется на средства из всех источников, которые аккумулируются в клубах. Во–вторых, при достижении высоких результатов, предусмотренных шкалой Минспорта, правом на «пробитие потолка» наделяются только игроки и тренеры. У менеджеров вводятся свои нормы.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ


— Устанавливаются предельные размеры заработных плат руководителям клубов из всех возможных источников. Они при действующей тарифной ставке первого разряда 260 тысяч рублей составят:


а) не более 16,9 млн. рублей в случае достижения клубом высоких результатов в еврокубках, КХЛ или МХЛ;


б) не более 12,7 млн. рублей в элитных дивизионах чемпионатов Беларуси;


в) не более 6,1 млн. рублей — в первой (в хоккее — высшей) лиге;


г) не более 4,57 млн. рублей — во второй лиге.


Надо зарабатывать и добиваться результата — потолок и поднимется. Или активно финансироваться из частных, не государственных источников. В этом случае, как и в ситуации получения щедрых траншей от международных федераций (пример футбольного БАТЭ), требования к клубу гибче и мягче, в том числе в преломлении на формулу 25/20/15. Здесь тоже все объективно, понятно и честно. Больше финансовой состоятельности, обеспеченной своими усилиями, — большая степень в статусе «хозяин — барин». Поэтому можно приветствовать наведение порядка, возвращение приличий в игровые виды спорта: прежние зарплаты спортивного менеджмента никак не соответствовали результатам их работы, что очевидно любому болельщику.


Другое дело, как жить и работать дальше? Ибо очевидно, что отечественные клубы и их руководители просто оказались не готовы работать в рамках по–настоящему серьезного и ответственного документа, каким и является Указ № 191. Что ж... Главное, не впадать в панику, понимая, что потери и трудности на этом пути неизбежны. Но это — закон рынка: выживают сильнейшие и умнейшие.


Во–первых, необходимо переосмыслить потенциал каждого игрового вида. Во–вторых, пора возвращать в практику любительский и полупрофессиональный статусы, как это принято во всем мире. Обе эти задачи — компетенция федераций. В–третьих, сейчас совершенно понятно, что клубы должны иметь крепкие местные привязки. Ибо кто, как не региональные власти, может помочь с условиями. Не прожигания, а заработка средств! Вариантов хватает, и пример «Юность-Минск» во многом показателен.


Все это в сумме убеждает в том, что следует вновь взять на вооружение многое хорошее, что было присуще спортивной организации во времена СССР. И такой ностальгии не надо стесняться, а тем более — бояться. Наоборот. Если не использовать позитивного опыта, то можно доиграться до ситуации, когда у нас, конечно, по–прежнему будут клубы, но только ночные.


Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter