«Формула любви». Расчет верный

Актеры вспоминали съемки фильма как одно большое чудо

Актеры вспоминали время съемок фильма как одно большое чудо

Сюжет этой искрящейся юмором комедии Марка Захарова с созвездием великолепных актеров, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву…

Тридцать лет назад на теле-экраны вышел фильм «Формула любви».

С чужого голоса

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» — Нодаром Мгалоблишвили. Нодар был в Москве на гастролях с Тбилисским театром имени Марджанишвили, и как-то к нему в гримерку пожаловал сам Марк Анатольевич.

«Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло», — вспоминает Нодар. — Я играл Яго. И вот в антракте ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего министра культуры Грузии Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».

Никаких возражений, понятно, не принималось: ни министру, ни самому Марку Захарову и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться. И надо же, какой конфуз! Поначалу актер категорически отказался от роли. Мотивация была вполне адекватной: «Да я ведь даже русский язык не знаю настолько, чтобы играть полноценно». — «Ну, этот вопрос мы уже решили, — с невозмутимым выражением лица сказал режиссер. — Вас озвучит другой актер».

И действительно, в картине Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

Отпуск за свой счет

Почти сразу же была найдена главная героиня. Как раз в это время выпускницы театральных училищ в больших количествах показывались в разные театры. В их числе была и Елена Валюшкина, только что окончившая Щепкинское училище. На нее и пал выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви».

Что самое удивительное: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли.

«Какой фильм? Какие съемки? Я, вообще-то, собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце провода недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И — на минуточку — у самого Марка Захарова!»

Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради вы-здоровления папеньки ехать в неизведанную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.

Пойдем на сеновал!

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого — пристроить любимое чадо на тепленькое местечко?

Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот уж здесь нашла коса на камень. Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном — в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова. И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать, нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке.

Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!

Святая троица

Съемки картины, которые проходили в подмосковном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Настолько волшебной была обстановка на съемочной площадке! Самым главным (помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить всех, чтобы отправиться… на рыбалку.

Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Абдулов. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания лично к ним не имеет отношения.

Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития и там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая святых не допускался, поэтому то, что компания играла именно в преферанс, было из области предположений. К утру комната напоминала прокуренный салун: дымили-то все по-черному.

Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и, соответственно, участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно — ну полное впечатление, что эта троица мирно почивала в предвкушении будущих творческих свершений!

Ляп да ляп

Самый главный ляп, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне копен, оставшихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине.

Есть и другие неточности, которые со временем раскрыли бдительные киноманы. Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском великосветском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны. Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась в 1774 году — за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя.

А как вам такой факт? Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), написано русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году — через сорок два года после описываемых в фильме событий.

И последнее несоответствие. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан. Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году — через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

------------------------------------

Кстати

Не все знают, что у картины есть вполне серьезный художественный первоисточник. В 1921 году одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием: «Лунная сырость». Это было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать.

В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Вещица получилась мрачной, и, будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик. Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже тридцать лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter