Мария Антоненкова стремится стать для своих учеников другом

Формула любви и уважения

Сегодня за плечами этой скромной улыбчивой женщины более 30 лет работы в столичной средней школе № 159. Педагог награждена Почетной грамотой Министерства образования, а дети и родители в ней души не чают. Корреспондент «НГ» поговорила с Марией Ивановной о гаджетах на уроках, школьной дружбе и о том, чему опытные преподаватели могут поучиться у молодых коллег.

Учитель должен быть гибким

— Мария Ивановна, что вы помните о своем первом учителе? 

— Чернова Софья Сергеевна. Она запомнилась мне строгой женщиной в возрасте. В то же время была очень внимательной, заботливой, видела каждого ребенка насквозь и помогала нам преодолевать трудности. В детстве мы ее побаивались, а когда выросли, взглянули на нее совершенно иначе — с благодарностью и уважением.

— Говорят, что учитель — это призвание. Помните момент, когда решили пойти работать в школу?

— Это не было моей детской мечтой. После 11-го класса я поступала на географический факультет БГУ, но не прошла по баллам. Вернулась в родной Червень и устроилась пионер­вожатой. Турпоходы, спортивные соревнования, творческие конкурсы. А еще нередко приходилось подменять учителей начальных классов. Помню, как директор школы все говорил: «Присмотрись к профессии педагога. Это твое!» И я действительно прикипела к детям, к их живым глазам и любопытству. На практике поняла, что хочу быть учителем. Документы в пединститут подавала целенаправленно, а не с юношескими романтическими представлениями. 

— Говорят, что нынешние первоклассники отличаются от тех, что были 10, 20, 30 лет назад. Что вы об этом думаете?

— В XXI веке дети не могут быть такими, какими были в 80-е или 90-е годы. Мир меняется, и школьники вместе с ним. Тут главное, чтобы учитель сумел подстроиться под детей. Нужно воспринимать их такими, какие они есть. Не пытаться переломить и переделать. Объективно первоклассники сегодня не будут сидеть по струнке, как это делали их сверстники в советские годы. Нынешнее поколение прямо говорит, что думает. Они требуют от учителя активности, подвижности, умения быть гибким. 


— В чем секрет успеха?

— Главное — не быть равнодушными к детям, искренне их любить. 1 сентября, когда знакомлюсь с новым классом, обязательно говорю ребятам: «Я здесь не для того, чтобы ругать или ставить двойки. Я друг». Сейчас у меня 27 учеников, из них 18 — мальчишки. Шумные, активные, своеобразные. Работая с ними, порой важно стать на их место, чтобы лучше понять мотивацию тех или иных поступков. А иногда и представить, что это твой собственный ребенок. Когда смотришь на сложные ситуации в классе с разных позиций, лучше получается найти верный выход. 
— Обучение, воспитание и развитие ребенка неделимы. Вот оставим только учебу, и от нас будут выходить закостенелые люди, которых интересуют только цифры, буквы, факты. Поэтому нужно не забывать: сейчас перед тобой беззаботные мальчишки и девчонки, а завтра профессионалы, мужья и жены, мамы и папы. То, насколько они будут успешны в обществе, во многом зависит и от первого учителя. Это касается и базовых навыков социализации: в первый класс многие приходят из детского сада ершистыми, не умеют делиться, проявляют себя драчунами или чересчур замкнутыми. Порой на преодоление этих проблем уходят годы. 

Гаджеты — по расписанию

— Ваши первоклашки в этом году не совсем обычные. Их обучение идет с углублением в сферу информационных технологий. Что это значит?

— В дополнение к основным урокам ребятам предлагают занятия робототехникой от приглашенных специалистов. Это современно и увлекательно — почему нет? С гаджетами на уроках никто не сидит (улыбается). Хотя, конечно, уже к 1-му классу все дети разбираются в смартфонах, планшетах и компьютерах. Но у нас строгое правило: всю технику перед занятиями отправляют в специальные ящики. Дело в том, что ребенок в отличие от взрослых не может быстро переключаться с одного на другое. И если он увлечется на переменке какой-то условной игрой в телефоне, то ему потом уже будет не до письма и арифметики. Так что запрет на «раздражители» — вполне взвешенное и логичное решение. 

— Пандемия привнесла во многие школы опыт дистанционного обучения. Как вы смотрите на такую форму работы?

— Большинство родителей высказывались против. Их можно понять: мало кому понравится, если ребенок проводит у компьютера четыре урока подряд. Да и не у всех есть возможность предоставить каждому технику дома, особенно если в семье 2—3 или больше детей. Для начальной школы такой формат, скорее всего, не подходит. 

Не все в жизни зависит от диктантов 

— После начальных классов дети уходят, что называется, в большое плавание. 

— Признаюсь: в первое время стараюсь наблюдать за своими «выпускниками» в 5-м классе. Не пошли ли отличники вдруг резко вниз по учебе в новых обстоятельствах? Не срывают ли уроки? Дружны ли они? Иной раз кто-то из ребят и сам заглядывает, делится успехами и впечатлениями — это приятно. 

Бывает, дети после начальных классов расходятся по разным школам и гимназиям. Когда они продолжают общаться, а потом эта детская дружба в классе перерастает во взрослую, учитель видит в этом и свое участие. Настоящая сплоченность и поддержка друг друга сами по себе не зарождаются. 

— К вам как педагогу со стажем и признанием со стороны коллег, родителей наверняка молодые учителя обращаются за советом… 

— Но ведь и старшему поколению есть чему поучиться у молодежи! Они приходят в школы с новыми идеями, знаниями, наблюдениями. Порой они лучше понимают детей, чем мы, проработавшие тут десятки лет. Поэтому далеко не всегда молодежи нужны советы. Единственное, что хочется им сказать: не стоит идти в школу с установкой «отработаю и уйду». Пробуйте без предвзятости относиться к своему делу, ученикам, коллективу — тогда и позитивный результат не заставит себя ждать. 

— Каждый день из года в год вы общаетесь с маленькими детьми. Наблюдаете их в одном из самых интересных периодов жизни. Часто ли приходится сталкиваться со своими учениками в жизни, когда они вырастают?

— Бывают очень неожиданные преображения. Вот ты помнишь ученика как рассеянного и немного неуклюжего мальчишку, а потом вдруг встречаешь на улице директора фирмы, который держит за руку уже своих детей. Всегда приятно, когда твои малыши, вырастая, находят себя в профессии, реализуются в семье. В жизни не все измеряется диктантами и контрольными работами. Есть доброта и любовь, уважение и забота, стремление сделать мир лучше — вот эти качества важно прививать с детства всем без исключения. 

В ТЕМУ

— Сейчас ни один класс не обходится без чата для родителей в мессенджерах. Кажется, учителя и родители стали гораздо ближе друг к другу, но даже при таком раскладе случаются недопонимания. Почему так происходит?

— Важно научиться доверять учителю. Зачастую родители замечания или просьбы педагога воспринимают исключительно как критику в свой адрес. Но ведь цель-то у нас всех одна — вырастить, научить, воспитать достойных людей. При доверительных отношениях сделать это гораздо проще. Не секрет, что в 1-м классе у детей много страхов, которые важно и проговаривать с родителями, и доносить до учителей. 

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter