Формула игры

Этого уже нельзя не заметить. Вместе со всеми жанрами телевидения бешеными темпами развивается и спортивная журналистика...
Этого уже нельзя не заметить. Вместе со всеми жанрами телевидения бешеными темпами развивается и спортивная журналистика. Она уходит от косноязычия и прямоты оценок. Становится более ироничной и тонкой. Даже, если хотите, гламурной. Ведь она, как и телевидение в целом, — всего лишь отражение событий, происходящих в действительности, когда спортсмены наряду со звездами экрана и шоу–бизнеса становятся героями светской хроники и глянцевых обложек. Для многих «глотателей пустот», как назвала в свое время обывателей Марина Цветаева, имена Анны Курниковой или Дэвида Бекхэма ассоциируются именно с этим ненасытным миром шоу–индустрии, а не с ежедневными спортивными буднями.

В этой увлеченности внешней шелухой спортивной журналистике, согласитесь, все–таки важно не отойти от самой сути, не подменить анализ происходящих в спорте событий мелкотемьем. Мне кажется, журналист Первого канала белорусского телевидения, обладатель премии «Телевершина» за проект «Горячий лед» на канале СТВ Олег ШИБЕКО это вполне понимает. Потому в работе не стремится к внешним эффектам, а предлагает телезрителю вдумчивый и подробный разговор. Сегодня «горячий лед» его деятельности — проект телеканала «Лад» «Формула игры».

— Программу «Формула игры» я задумывал как программу–диалог, в которой раскрывалась бы кухня белорусского хоккея, — рассказывает Олег. — Но сценарий на бумаге и реальность — это разные вещи. Правильнее было бы сказать, что программа пока находится в стадии становления. Кстати, я боюсь слова «аналитика». Аналитическая программа о хоккее — это звучит как–то очень гордо. Иногда практика отдельных программ показывает, что глубина рассматриваемой темы и острота вопросов на самом деле не отвечают этому слову и оставляют желать лучшего.

Конечно, есть проколы, неудачи. Без них не бывает ни одного дела. Опыт работы российских коллег в этом отношении весьма полезен. Я, в частности, пытаюсь его использовать. Но я бы не сказал, что в профессии у меня есть идеалы. На мой взгляд, это уже действительно тенденция современной журналистики, когда она стремится донести информацию в более легкой форме, с элементами шоу, в развлекательном ключе. Прежде всего это рассчитано на массового зрителя. Настоящему болельщику, которому интересен спорт, это может, конечно, и помешать.

— На днях Никита Михалков получил высшую телевизионную награду российского телевидения — «ТЭФИ» за свой комментарий открытия Олимпиады в Турине на пару с Виктором Гусевым. На твой взгляд, когда спортивное событие комментирует дилетант — это хорошо или плохо?

— Этот пример, конечно, интересен. Вместе с тем все отлично понимают, что открытие Олимпиады — это событие не столько спортивного характера, сколько более развлекательного и политического.

— А когда на телевидение приходят спортсмены: Ольга Барабанщикова, Евгения Павлина...

— Думаю, это хороший ход. Практика приглашения спортсменов в комментаторы сегодня широко используется. Но все–таки не каждый спортсмен может им стать. Это вопрос подбора кадров. Неудачно откомментировать состязание может как спортсмен, так и журналист.

Вообще, важно, чтобы любой спортивный проект на телевидении отвечал концепции канала, выстраивался в определенном ключе. Наша программа «Формула игры», думаю, негармонично смотрелась бы на каком–нибудь другом канале.

— Олег, а ты сам можешь назвать себя болельщиком со стажем?

— Не думаю. Все–таки болельщик со стажем должен иметь не один десяток лет увлечения спортом. Я бы не стал себя так называть. И вообще–то болельщик — это человек, испытывающий сильные эмоции к той или иной команде. Я не могу себе позволить такой роскоши — болеть за ту или иную белорусскую команду. Спортивному журналисту нужно быть деликатным и корректным. Свои эмоции я могут проявить, пожалуй, только тогда, когда речь идет о международном спорте.

— Если вернуться немного назад, вручение «Телевершины» в свое время как–то на тебя повлияло?

— Да, конечно. Но я не придаю этому моменту слишком уж большого внимания. Это дело прошлое. Получил я ее за программу «Горячий лед». Сейчас занимаюсь другим проектом.

— А с профессиональной завистью в связи с этим столкнулся?

— По крайней мере, не прямо в лицо.

— Как известно, телевидение — дело командное. В чем, на твой взгляд, секрет этого командного успеха? В умении вовремя найти компромисс?

— Да, конечно. И важно помнить, что, помимо твоего мнения, есть мнение других людей и твой взгляд может быть ошибочным. В работе я стараюсь прислушиваться к тому, что мне говорят. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы признать свою ошибку. Телевидение вообще невозможно без команды.

— Олег, а чье мнение для тебя важнее — близких или коллег?

— Хороший вопрос. Близкие могут поддержать в трудную минуту, профессионалы — указать на какие–то специфические моменты, которые не были мной замечены. Каждое из мнений полезно.

— Насколько я знаю, ты не единственный телевизионщик в семье, на СТВ работает твоя старшая сестра. На твой взгляд, семейственность на телевидении — хорошо?

— Это нормально. Если люди работают и у них получается, и они чувствуют, что это их дело, пусть занимаются.

— А ты бы хотел стать основателем телевизионной династии?

— Я знаю одно: если человек захочет рассмешить Бога, он станет рассказывать о своих планах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter