Формула-1 накануне сезона. Аутсайдеры

Новости вокруг начала сезона чемпионата Формулы-1 и опасном распространении коронавируса поступают как оперативные сводки с фронтов во время боевых действий. Отмена Гран-при Китая, запрет на посещение зрителями Гран-при Бахрейна – это лишь начало оперативных мер, которые организаторы Больших призов стали принимать, реагируя на опасный вирус. И все же австралийские власти взяли на себя ответственность и объявили, что первый Гран-при сезона пройдет в Мельбурне традиционно и в строго назначенное время.

«Хаас»

«Уильямс»

Когда в былые времена в пелотоне Формулы-1 было больше 10 команд, то группа аутсайдеров начиналась как раз за пределами зачетной «десятки». И связано было это с тем, что лишь первые десять команд имели право пользоваться бесплатной возможностью перевозки своих машин и техники на самолетах, оплачиваемых руководством Формулы-1. Было ли это справедливо? С точки зрения аутсайдеров – нет. Но с точки зрения Берни Экклстоуна, придумавшего эту маленькую хитрость, такое ограничение давало больший стимул показывать хорошие результаты даже командам, прописавшимся в хвосте пелотона. 

В нынешней ситуации, когда число участвующих в чемпионате команд уже несколько лет, как устоялось на числе 10, этого дополнительного стимула уже нет. И поэтому к аутсайдерам стали относить две команды, замыкающие пелотон. И согласно прошлогоднему протоколу Кубка конструкторов, на 9-м и 10-м местах оказались команды «Хаас» и «Уильямс». 

На прогревочном круге
В паддоке на трассе Хунгароринга

«Хаас»

За 4 сезона своей биографии в Формуле-1 американская команда показала себя довольно успешным коллективом. Она сумела при весьма ограниченном бюджете, выделенном производителем станков «Хаас» для своего автоспортивного проекта, с первого же сезона серьезно заявить о себе. Уже в третьем сезоне Роман Грожан и Кевин Магнуссен смогли уверенно обеспечить своему руководству высокое 5-е место в Кубке конструкторов. И казалось, что американцы продолжат прогрессировать.

Гюнтер Штайнер, «Хаас»
Может так бы оно и случилось, не соверши конструкторы «Хаас» ошибку в проектировании прошлогодней машины. Просчет инженерного отдела дорого обошелся Гюнтеру Штайнеру, руководителю этой «конюшни». После его отчета господину Хаасу стало ясно, что долго так продолжаться не будет. Приобретенная положительная репутация быстро забудется. Достаточно пару сезонов побыть в аутсайдерах, и все будут вспоминать ваш первоначальный успех с долей иронии. А платформа, ради которой Джин Хаас решил прикупить в Великобритании продававшуюся с молотка базу команды «Маруся» и войти в паддок Формулы-1, оправдывает себя именно в том случае, если только ты здесь не в качестве статиста, а хотя бы борешься в середине пелотона. 

Что касается пилотского состава, то на фоне целого поколения молодежи, нахлынувшей в «королевские гонки» за последние пару лет, Роман Грожан и Кевин Магнуссен вполне могут считать себя опытными ветеранами. Выделять кого-то из них в качестве лидера я бы не стал. При равных условиях, возможно, Кевин более стабилен на трассе, чем француз, когда-то славившийся своими «краш-тестами» в ходе гонок. Кстати сказать, именно из-за Грожана и его регулярных стартовых аварий были несколько лет назад введены штрафные баллы. И именно Грожан, единственный, кто в нынешнем пелотоне имеет в биографии пропущенную из-за дисциплинарного наказания гонку. Речь идет о Гран-при Италии - 2012, на котором Роману пришлось быть лишь в качестве гостя после случившейся по его вине в первом повороте аварии на старте предшествующей итальянскому этапу гонки в Спа.

Роман Грожан, «Хаас»
Сегодня Роман уже не тот горячий сумасбродный парнишка, от которого впору было шарахаться, если он даже случайно оказывался рядом. Возмужавший, ставший более хладнокровным после серии сеансов с личным психотерапевтом, француз хорошо усвоил совет своего легендарного соотечественника Алена Проста: «Прежде, чем победить в гонке, надо хотя бы доехать в ней до финиша». В плане скорости Грожан весьма хорош в квалификационном темпе. Но только в том случае, если машина ему подходит. Окажись какая-то новинка не по вкусу Роману, хорошего результата можно точно от него не ждать.

Нынешнее положение команды «Хаас», как я уже говорил, это результат неудачного прошлого сезона. И наверняка в этом году мы уже в Мельбурне увидим и Романа, и Кевина в борьбе за место в первой десятке. Так что вряд ли им придется вести дуэль с командой сэра Фрэнка Уильямса. И лишь большая плотность результатов в середине пелотона может снова сыграть с «Хаас» злую шутку, отбросив опять на место аутсайдера. Но лично мне в это не верится.

«Уильямс»
 
Если бы еще 5 лет назад кто-то сказал, что легендарная частная команда «Уильямс» будет второй сезон подряд прозябать на последнем месте в чемпионате Формулы-1, ему бы никто не поверил. В 2014-м и 2015-м годах Фелиппе Масса и Вальтерри Боттас уверенно выводили свой коллектив в тройку сильнейших, опережая в Кубке конструкторов соответственно «Феррари», а годом позже - «Ред Булл». 

Джордж Рассел, «Уильямс»
Но увы, в прошлом году британская «конюшня» опустилась на самое дно своего существования в Больших призах. Единственное очко, заработанное благодаря счастливому стечению обстоятельств Робертом Кубицей для «Уильямс» на Гран-при Германии, не могло претендовать даже на роль слабого утешения. Польский ветеран не стал больше испытывать свою судьбу, и он предпочел уйти в резервные гонщики в более перспективный коллектив «Альфа Ромео», уводя с собой и своего польского нефтяного спонсора «Орлен».

Оставшийся в распоряжении Клэр Уильямс бывший дебютант Джордж Рассел в этом сезоне вынужден будет принять на себя роль лидера, поскольку к нему в напарники поступил Николас Латифи. Сказать, что канадец – талантливый или успешный гонщик, значит покривить душой. Да, наверное, на фоне тех пилотов, которые вообще не смогли пробиться в Формулу-2, он выглядел бы звездой. Но на фоне других участников чемпионатов с «открытыми колесами», в которых пришлось участвовать Николасу с 2012-го года, он никогда не выделялся в лучшую сторону. Даже представить трудно, чтобы гонщик, пришедший в Формулу-1, ни в одной серии до этого не был чемпионом или хотя бы призером вплоть до прошлого сезона. Лишь после 4,5 лет в серии ГП2/Ф2 в прошлом году Николас заработал вице-чемпионский титул, и в одночасье решил две главные проблемы: набрал нужное количество баллов для суперлицензии и подписал контракт с командой «Уильямс», в составе которой он значился целый сезон в роли тест-пилота.   

Кевин Магнуссен, «Хаас»
Секрет успеха канадского гонщика кроется не только в его настойчивости. Его отец – успешный канадский бизнесмен, который настолько увлечен автомобилями, что через свои компании сумел инвестировать в «МакЛарен Групп» 200 миллионов фунтов стерлингов, обладая теперь 10% их акций.   

Понятно, что не обошлось и без самого Николаса. В конце концов папа не мог вместо сына сесть за руль его болида, чтобы по итогам сезона занять 2-е место. Тут пришлось юноше самому потрудиться. Не обошлось, конечно, и без участия простого гоночного везения. К тому же после предыдущих трех с половиной сезонов в этой серии младший Латифи поднабрался и опыта, и сработался с командой, пытающейся оправдать вкладываемые в нее старшим Латифи деньги. В общем, наконец-то пазлы сложились, и канадцу удалось запрыгнуть пусть даже в самый последний на стартовой решетке, но все же болид Формулы-1. 

Что же касается Джорджа Рассела, то пока в его альма-матер нет свободного места, то британцу некуда деваться, каким бы перспективным гонщиком его там в «Мерседес» не считали. 

В общем, даже если машины «Уильямс» вдруг поедут побыстрее, чем в прошлом год,  благодаря моторам «Мерседес» и каким-то техническим находкам, на которые намекало руководство команды, строя свои планы на собрании перед спонсорами, они могут рассчитывать только на Рассела. Но даже от Джорджа вряд ли можно ожидать больших результатов. Несколько раз попасть за сезон в «очковую» зону будет для него уже считаться успехом. Что же до его канадского напарника, то даже самый оптимистично настроенный эксперт вряд ли будет делать ставки на Николаса. Во всяком случае в этом первом для него сезоне.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter