Формула-1 набирает обороты. Гран-при Штирии. Квалификация

Погода всегда был сильным и влиятельным фактором в автоспорте. Не даром же аутсайдеры всегда приветствуют дождь на квалификацию и гонку. У них тогда появляется шанс вытащить свой счастливый шар. Ведь в трудных рискованных условиях заметно увеличивается цена ошибки, от которой не застрахованы даже лидеры.

Квалификация Гран-при Штирии, как назвали, согласно новому календарю, второй этап нынешнего сезона Формулы-1, благодаря дождю, прошла весьма интригующе. И хотя в официальном протоколе результат, показанный Льюисом Хэмилтоном, более чем на 1,2 секунды опережает время его ближайшего соперника, для завоевания поула британскому чемпиону пришлось изрядно потрудиться.

Быть или не быть?

Синоптики с начала гоночного уик-энда обещали ливневые дожди на эту субботу в Шпильберге. И организаторы Гран-при Штирии стали готовиться заранее к худшему варианту: переносу квалификации или даже ее полной отмене. В первом случае, квалификационные заезды должны были бы состояться в воскресенье утром перед гонкой. Во втором – стартовая решетка должна была бы формироваться по результатам второй сессии пятничных заездов. Это внесло некоторую сумятицу среди команд и пилотов. На всякий случай каждый из них пытался проехать в пятницу хотя бы несколько кругов в квалификационном режиме, пренебрегая запланированной программой тестов.  

Дождь действительно начался в субботу, однако вопреки прогнозам он на некоторое время затем прекратился, позволив подсохнуть трассе. И пусть потом снова австрийское небо разродилось дождем, условия были признаны вполне допустимыми для проведения квалификации. С небольшим опозданием, но самое главное субботнее событие все же состоялось.

Дождевые покрышки и нестихающий дождь подхлестывали гонщиков. Посему сами заезды сильно отличались от уже сложившейся процедуры, применяемой при сухой погоде. Важно было успеть проехать хотя бы один круг без ошибок, чтобы не оказаться в конце списка результатов. Однако это удавалось не всем. Огромные шлейфы воды, выбрасываемые впереди идущими болидами, не позволяли приблизиться к сопернику. А отпускать его далеко тоже было нельзя, потому что короткая трасса Ред Булл Ринга не вмещала бы по своей длине весь пелотон при больших отрывах. А значит обязательно бы кто-то находился на трассе впереди тебя, но не на быстром круге, мешая показать хороший результат.

Пилотам механики залили топлива больше обычного, чтобы те могли оставаться подольше на трассе, пытаясь собрать воедино все сектора, а главное – без ошибок проехать хоть пару кругов. И все это под дождем, который к концу заездов стал даже усиливаться. Не удивительно, что вместо обычных 6-7 кругов в каждом сегменте гонщикам приходилось проезжать в два раза больше. Это обычно то, что так нравится зрителям, сидящим на трибунах. В такие мгновения они готовы простить даже непогоду. Правда, в этот раз из-за коронавируса и связанных с ним мер безопасности, трибуны были пусты.

Сверху вниз

Главной жертвой первого сегмента квалификации можно смело назвать Серхио Переса. Еще накануне на своем розовом «Рэйсинг Поинт» он демонстрировал чудеса. В пятницу утром мексиканец возглавил протокол результатов, а после обеда сумел остаться в тройке сильнейших, опередив не только обоих пилотов «Феррари», но и действующего чемпиона британца Льюиса Хэмилтона. Однако в самый ответственный момент начавшейся дождевой квалификации что-то пошло не так у Серхио. Ему понадобилось целых три круга, чтобы прогреть шины, а когда их температура достигла нужного уровня, мексиканец увидел перед собой красные флаги. Сессия была за полторы минуты до окончания остановлена из-за аварии Антонио Джовинацци, который не сумел затем убрать в безопасное место свою пострадавшую «Альфа Ромео». И в результате мексиканскому гонщику придется стартовать в гонке лишь с предпоследнего ряда.

В группу аутсайдеров помимо дебютанта команды «Уильямс» Николя Латифи и Серхио Переса попали оба пилота итальянской скудерии. Для финского ветерана Кими Райкконена подобное начало сезона вряд ли можно назвать характерным. А последним в завтрашней гонке будет стартовать Роман Грожан. На его «Хаас» возникли проблемы с силовой установкой: вышел из строя охладитель системы накопления энергии. Французу так и не удалось проехать ни одного зачетного круга.

Провал Квята и успех Рассела

Возможно 7-й ряд стартового поля для российского пилота и не был бы столь удручающим, судя по тому, что его команда «Альфа Таури» по скорости действительно занимает 7-е место. Однако при всех прочих равных возможностях напарник Дани французский гонщик Пьер Гасли сумел не только пробиться в следующий сегмент квалификации, но и занять там 8-е место. Конечно, очки   в Формуле-1 даются не субботу, а в воскресенье по результатам гонки. Но давайте будем объективными, эти самые очки легче зарабатывать, стартуя с 4-го ряда, а не с 7-го. Пока что мы вынуждены констатировать, что свой возможно последний сезон в программе «Ред Булл» россиянин начинает не лучшим образом.

И ладно еще напарник, внутрикомандная дуэль не заканчивается на первых двух этапах. А вот то, что на старте Квяту придется разглядывать корму болида «Уильямс» Джорджа Рассела, сумевшего на 2 позиции опередить российского пилота, это уже более значимый фактор. Ведь британцу на самом слабом болиде пелотона еще ни разу не удавалось так высоко квалифицироваться. И причина в этом не только его успех, но и провал соперников.

Дежа-вю от «Феррари»

Как и на предыдущем этапе после клетчатого флага квалификации в протоколе результатов болиды «Феррари» были на 10-м и 11-м местах. Эдакое дежа-вю. С той лишь разницей, что на этот раз чуть более быстрым оказался Себастьян Феттель. Пожалуй, действительно дела в знаменитой итальянской команде идут хуже некуда. И ссылаться лишь на дождевые условия было бы несправедливо. В подобных условиях оказались все гонщики пелотона. Уже после завершения квалификации стюарды вынесли свой вердикт в отношении Шарля Леклера по поводу блокировки монегаском на быстром круге Данила Квята. Пилот «Феррари» был оштрафован потерей 3-х позиций на старте.

Это решение могло порадовать лишь одного человека в скудерии – Себастьяна Феттеля. Оставшись без контракта на следующий год, немецкий чемпион вряд ли будет горевать по поводу неудач своего юного напарника, который в отличие от него может не беспокоиться по поводу своей пилотской карьеры на ближайшие несколько лет.

Настырная молодежь

Понятно, что свято место пусто не бывает. И если «Феррари» провалилась в конец зачетной «десятки», то ее место впереди на стартовой решетке обязательно займут более удачливые и может даже более быстрые пилоты. Кстати, это можно сказать и про лидера чемпионата Вальттерри Боттаса, выигравшего на этой трассе неделю назад первый Гран-при сезона. Не сумев совладать со своим чемпионским болидом в дождевых условиях, финский гонщик пропустил вперед себя не только своего напарника, но и Макса Ферстаппена («Ред Булл»), для которого этот автодром считается домашним. Более того, даже Карлосу Сайнсу на «МакЛарен» удалось показать время лучше, чем у Боттаса.

Так что теперь вряд ли у Вальттерри получится со старта стать лидером гонки, как это было в прошлое воскресенье. Тем более, что следом за ним стартует пара молодых пилотов, не обремененных большим опытом в гонках. Эстебан Окон («Рено») и Александр Элбон («Ред Булл») уже имеют славу неуступчивых соперников на трассе, особенно в том, что касается перипетий стартового круга.

Льюис или Макс?

Этот вопрос будет висеть в воздухе вплоть до первых секунд старта. Удастся ли Хэмилтону хорошо стартовать с поула, а затем еще и избежать инцидентов на первом круге? Сумеет ли Ферстаппен на домашней трассе быть не только быстрым, но и мудрым, чтобы не столкнуться в борьбе за лидерство? На все эти вопросы ответы мы получим завтра. Гран-при Штирии начнется в 16:00 по минскому времени.

В любом случае гонка обещает быть интересной даже при сухой погоде. Сам автодром в Шпильберге с его перепадами высот и тремя зонами ДРС предрасполагает к плотной борьбе.

И несмотря на отсутствие зрителей на трибунах, и сильно ограниченное число журналистов и фотографов (в 20 ! раз меньше обычного из-за строгих мер карантина COVID-19), телевидение пока еще позволяет нам следить за элитой мирового автоспорта, коей является Формула-1.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Рейтер