"Формула-1". Когда и старость бывает в радость

Буквально накануне Гран-при Венгрии никому из нас и в голову не могло прийти, что произойдет подобная чемпионская рокировка, которую преподнесут нам Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. 

Двукратный чемпион Фернандо в "Феррари" в эпоху борьбы с "Ред Булл"

Немецкий чемпион объявил о своем окончании карьеры, примкнув в свои 35 лет к списку самых молодых гонщиков, покинувших "Формулу-1". А испанский чемпион, решив занять его место в команде "Астон Мартин", подписал трехлетний контракт, который гарантирует ему выступления почти до 45-летнего возраста. Тем самым Фернандо побьет все возрастные рекорды нынешнего тысячелетия в чемпионате Больших Призов.      

"Формула-1" стареет или молодеет?

Так где же та "золотая середина", чтобы правильно определить для себя, когда нужно уходить из автоспорта? Почему считается, что Феттель  в 35 лет уходит молодым чемпионом, а в 41 год Алонсо – уже самый возрастной гонщик действующего пелотона. Кто взял на себя смелость, чтобы обозначать одних как "молодых", других как "пожилых"? Неужели именно в эти шесть лет, на которые Себастьян моложе Фернандо, укладывается основная действующая рать пилотов современной "Формулы-1"? 

Себастьян Феттель вместе со своим бывшим наставником по картингу Михаэлем Шумахером

Кто-то скажет, что многое зависит от личных физических и морально-психологических качеств. Ведь одни, мол, и в 30 лет устают от десятилетних выступлений, а другим и в 40 лет и хочется, и можется гоняться. Взять того же Нико Росберга, который в 31 год решил повесить свой гоночный шлем на гвоздик, впервые в истории "Формулы-1" уйдя из гонок непобежденным чемпионом. А с другой стороны Кими Райкконнен, который с легкой грустью в свои 42 года оставлял Большие Призы лишь потому, что просто не нашлось ему свободной машины в пелотоне на следующий сезон. 

Но на мой взгляд, все же большую роль в окончании карьеры в автоспорте играет наличие конкурентной машины. Мне могут возразить, а как же Нико Росберг? Ведь у него на 2017 год гарантированно был чемпионский "Мерседес", позволяющий выигрывать и гонки, и чемпионаты. Здесь особый случай. Та большая морально-психологическая цена, которую Нико заплатил за свой единственный чемпионский титул в борьбе с тогда уже трехкратным чемпионом Льюисом Хэмилтоном, давала ему понять, что второй раз пазлы настолько удачно вряд ли для него сложатся. И немец, поразмыслив в одиночку, решил огорошить всех своей новостью: "Я ухожу непобежденным, в ранге действующего чемпиона!". По его мнению, это было лучше, чем если бы через год он проиграл своему напарнику и в дальнейшем был просто очередным однократным чемпионом, покинувшим "Формулу-1" на стремительном спуске своей карьеры. 

Во всяком случае, Нико действительно ушел из гонок непобежденным, предпочтя затем остаться в "Формуле-1" в роли комментатора. И теперь он в роли единственного в своем роде чемпиона раздает налево и направо свои смелые оценки поведению и поступкам гонщиков, как человек, знающий этот мир из самой его глубины. 

Метания испанского идальго

Машина, способная побеждать в гонках, для гонщиков "Формулы-1" значит слишком многое. Недаром же все чемпионы Больших Призов так легко расставались со своими командами, если им вдруг соперники предлагали более быстрые и надежные болиды. Почувствовав однажды "вкус" чемпионского титула, пилоты не могут довольствоваться затем вторыми и тем более третьими местами. 

Мне опять же могут возразить, мол, деньги решают больше, чем звания. Тогда почему Фернандо Алонсо, устав от своего затянувшегося вице-чемпионства в "Феррари", бросился в 2015 году в авантюрное путешествие с "Макларен-Хонда"? Испанца больше манила перспектива заработать свой третий чемпионский титул, чем деньги. Ведь ему и в итальянской скудерии весьма неплохо платили. Жаль, конечно, что мечта возрождения чемпионского сочетания британской и японской марок не смогла реализоваться. 

Фернандо Алонсо в "Феррари" трижды был вице-чемпионом

А затем уже, измучившись от слишком уж затянувшейся бесподиумной серии в "Макларен", испанский чемпион и вовсе решил взять паузу, поскольку в лидирующих командах на тот момент не было свободных мест. Свой двухлетний отпуск Алонсо провел не без автоспорта. Он стал победителем чемпионата гонок на выживание, добавил к своим регалиям почетный титул победителя гонки 24 часа Ле Мана. Даже попытался выиграть еще один почетный трофей "500 миль Индианаполиса". Правда, безуспешно. В итоге Фернандо вернулся в "Формулу-1", как только замаячила мало-мальски приемлемая перспектива включиться в борьбу за подиумы. Вместе со своей бывшей чемпионской командой, которая после нескольких смен хозяев и названий, вновь стала французской. Только теперь уже с многообещающим именем "Альпине". 

И опять разочарование. Время неумолимо стучит в висках пульсирующими ударами горячего испанского сердца, а борьбы за победы и даже за подиумы все нет и нет. Что уж тут говорить про титулы. 

И ведь упрекнуть себя Алонсо не в чем. Он по-прежнему в прекрасной гоночной форме, давая фору "молодняку" и всякий раз приезжая быстрее, чем то может позволить его машина. А неумолимые завистники продолжают кормить ядовитой пищей бушующие вокруг испанца слухи. Мол, старый стал испанский идальго. И глаз не тот, и реакция слаба. И вряд ли дождется с "Альпине" возможности побороться за чемпионский титул. В руководстве французской "конюшни" даже при всем уважении к своему "родному ветерану" тоже глотнули этой отравленной пищи. Потеряли веру в то, что Фернандо может сдюжить. Иначе как объяснить, что они ему так и не решились предложить новый контракт более чем на один сезон. Мол, если поедешь быстро, то, возможно, и продлим. Не понимали в "Альпине", что с огнем играют. Доигрались. 

Фернандо Алонсо в паддоке всегда был окружен вниманием

Уходят молодые, остаются старые

Когда 20-летний Себастьян Феттель 15 лет назад стремительно ворвался в "Формулу-1", это был уже мой 11-й сезон в Больших Призах. Немецкий парнишка, некогда опекаемый в картинге самим Михаэлем Шумахером, сразу же произвел на меня впечатление быстрого и, главное для нас, журналистов, словоохотливого гонщика. Я часто вспоминаю дождливый гоночный уик-енд в Монце в 2008 году, когда Себ выиграл на весьма скромненьком болиде "Торо Россо" и субботнюю квалификацию, и дождевую гонку. 

Слева направо Марк Уэббер, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо  чемпионский сезон "Ред Булл"

Какое обаяние веяло от него, когда он на наши короткие банальные вопросы в пресс-центре отвечал длинными рассказами о своих впечатлениях, о своей радости от неожиданной победы. В то время в пелотоне никто так не делился с журналистами информацией. А Феттель, впервые получив такое большое внимание от журналистов, не мог остановиться. Он словно гонщик, который долгое время завидовал именитым соперникам, окруженным постоянным вниманием прессы, нежданно-негаданно сам вдруг получил право на эксклюзивные интервью. 

Это было действительно молодой, новой струей в том взрослом, классическом и даже слегка прагматичном мире паддока "Формулы-1". 

Испания-2010. Победитель Гран-при, но еще не чемпион Себастьян Феттель

Под номером "1" Себастьян отъездил три сезона в "Формуле-1"

Кстати будет отметить для нынешних фанатов Макса Ферстаппена, которые боготворят новую голландскую звезду, слишком превознося его таланты и способности. Себастьян Феттель завоевал свой первый поул уже во втором сезоне своей формульной карьеры. А действующий чемпион выиграл свою первую квалификацию лишь на свой пятый сезон, став к тому времени своей карьеры уже опытным бойцом на всех автодромах чемпионата Больших Призов. Причем на машине, которая заняла в том сезоне третье место в Кубке конструкторов. А ведь Себ свой первый поул в карьере заработал на машине, завершившей тот 2008 год на шестом месте в командном зачете.

Себастьян Феттель – самый юный чемпион мира в "Формуле-1"

Обаятельный и юный немецкий чемпион

Не удивительно, что Себастьян Феттель уходит на пенсию, имея звание самого молодого чемпиона мира. Думаю, этот рекорд еще продержится по меньшей мере несколько лет, пока в пелотоне "Формулы-1" не объявится очередная юная звезда автоспорта. 

О Максе Ферстаппене и его фанатах

Нет, я не против аргументов в пользу того, что сегодня Ферстаппен – это один из самых быстрых гонщиков Больших Призов. Его чемпионские амбиции были заметны с самого начала, когда его вопреки сложившимся традициям просто втолкнули в "Формулу-1" неопытным 17-летним пацаном. Ведь фактически Макс до своего прошлогоднего чемпионского титула нигде еще в формульных гонках не был даже вице-чемпионом. 

Нынешний Кумир миллионов болельщиков – Макс Ферстаппен

Да, он был быстрым с самого начала. Скорее даже не быстрым, а по-хулигански настырным, без боязни толкающимся с соседними машинами, словно он все еще картингист на детском прокатном картодроме. Зрителям это нравилось, особенно тем, кого уже утомили нескончаемые серии побед "Мерседес". Но больше всех это нравилось руководству "Ред Булл", которое поставило на юного Ферстаппена все свои ставки. Ведь в 2015 году австрийскую "конюшню" покинул их четырехкратный чемпион Себастьян Феттель, не нашедший себя в машине нового поколения эры турбомоторов. Себ ушел в "Феррари", где собирался продолжить свою успешную карьеру, наметившись на пятый чемпионский титул. 

Появление Макса в "Формуле-1" приветствовалось и со стороны руководства "Формулы-1". Недаром же под него вносились изменения в некоторые положения регламента. Юному голландскому хулигану многое прощалось. И нас все время удивляло, до какой поры ему будет так отчаянно везти во всех его столкновениях и стычках на трассе с другими пилотами. 

Лишь когда Ферстаппен уже явно переходил границу дозволенного, стюарды его наказывали. Правда, не очень строго, чаще журили как нашкодившего, но все же любимого "сыночка". Вспомните хотя бы его инциденты с Кими Райкконеном в Венгрии, с Даниелем Риккиардо в Баку и массу других. А случай, когда юное голландское дарование откровенно публично по радио нагрубило покойному ныне руководителю гонок Чарли Уайтингу? Другого бы дисквалифицировали минимум на одну гонку, а этому все сошло с рук. Прочитал в роли волонтера предписанную ему лекцию о правилах поведения и безопасности в "Формуле-1" и всё. Продолжай дальше в таком же духе. 

Лишь в прошлом году гоночная фортуна как-то построже напомнила Максу о том, что гонки – это опасный спорт. В Сильверстоуне. Когда по своей привычке он, подняв забрало, ринулся на своем лихом скакуне "Ред Булл" в атаку на "Мерседес" Льюиса Хэмилтона, а британец решил не уворачиваться. В результате Фестаппен после неминуемого столкновения на большой скорости врезался в барьеры и затем был вынужден провести несколько часов в медцентре на обследовании. Ему повезло, что обошлось без травм. 

Макс Ферстаппен вернул традицию "1" номера на чемпионском болиде

Затаив обиду на своего главного соперника, Макс не преминул отомстить Льюису в Монце. Снова столкновение, правда на небольшой скорости при прохождении первой шиканы итальянского автодрома. Там сошли оба. Но поведение Макса после аварии удивило многих. Я даже не могу найти правильный эпитет к тому поведению. Неспортивное? Отвратительное? Некорректное? Неприемлемое? Скорее именно так. Когда болид голландца наскочил сверху на корпус "Мерседес", повиснув сверху над головой Льюиса и упершись в систему HALO, Макс выбрался из своего болида и спокойно отправился на пит-лейн. Он даже не посмотрел в сторону соперника, не убедился, насколько тот находится в безопасности, будучи в машине, на которой сверху висит его, Макса Ферстаппена, "Ред Булл". 

Подобного "Формула-1" не припомнит за всю свою историю. Автоспорт всегда был и остается одним из самых рискованных видов спорта. И все даже самые жесткие сражения на трассе тут же забывались, едва соперники попадали в аварии. Пройти в такой момент мимо, даже не подойдя к своему конкуренту, считалось невозможным даже вообразить. НЕПРИЕМЛЕМЫМ. Ферстаппен изменил эту традицию. 

Думаю, что в тот момент огромное число его бывших почитателей несколько отрезвились в своих фанатично преданных симпатиях к этому гонщику. Жаль, что остальные предпочитают это не вспоминать или того хуже, описывать это как некий акт геройства. 

Объективности ради следует сказать, что в этом сезоне, выступая уже в роли действующего чемпиона, Ферстаппен ездит значительно аккуратнее, чем он это делал в свои прошлые семь сезонов. Семь (!). Вдумайтесь в эту цифру. Столько лет понадобилось мальчику, чтобы повзрослеть. Хотя, возможно, просто нынешняя машина по скорости позволяет ему уже меньше рисковать и поступать более обдуманно, прежде чем бросаться сломя голову в атаку в любом месте трассы, как это он делал до сих пор. Ну, и на том спасибо, что жертвой его хулиганства по воле случая не стал до сих пор никто из его оппонентов на трассах. 

Спасибо, Себастьян!

Как это ни покажется удивительным, весь этот длинный рассказ, немножко эмоциональный, но достаточно выдержанный и с претензией на объективность, я привел здесь для того, чтобы напомнить о заслугах Себастьяна Феттеля. В каждую эпоху "Формулы-1" в ней появляются звезды, которые становятся чемпионами или просто сверкают ярко своим талантом, оставаясь незабываемыми страницами истории Больших Призов. И если кому-то показалось, что эпоха Феттеля закончилась с его чемпионством в 2013 году, то это не так. Напомню, что в сезонах 2017 и 2018 именно Себастьян был вице-чемпионом, и до последней возможности он пытался тогда вести борьбу с бесспорным лидированием "Мерседес", выступая под знаменами "Феррари". 

Бразилия-2015. Себастьян Феттель – лучший из гонщиков после пилотов "Мерседес"

И лишь в 2020 году, когда уровень выступления итальянской скудерии упал до шестого места в Кубке конструкторов, Себастьян понял, что его время успехов осталось в прошлом. Поэтому последующие затем его два сезона в "Астон Мартин" были скорее движением по инерции, чем борьбой за победы. Решение уйти из гонок в этом плане выглядит вполне логичным. Хотя, на мой взгляд, окажись сегодня Феттель в машине уровня "Ред Булл", "Феррари" или даже "Мерседес", он еще не прочь был бы периодически подниматься на подиумы, выпивая по бутылочке традиционного шампанского по итогам гонок. 

Кстати, еще одно удивительное наблюдение. Судьбы Феттеля и Алонсо были связаны не только совместной борьбой за чемпионские титулы, но и переходами в команды. Сначала Себ заменил своего испанского коллегу в итальянской скудерии, теперь вот эдакое алаверды, как говорят грузины: Фернандо заменяет своего немецкого приятеля в "Астон Мартин". С той лишь разницей, что из британского болида Себ перебирается не в другой кокпит, а на домашнее кресло-качалку, чтобы насладиться там спокойным времяпровождением со своей семьей. Во всяком случае, до того момента, пока мы не увидим официальное объявление о возможном назначении немецкого чемпиона на какой-нибудь административный пост в структуре "Формулы-1". 

Себастьян Феттель и Нико Росберг. Гран-при Турции  2011.

Но это будет в конце сезона. А пока еще у нас будет возможность понаблюдать, как ездят чемпионы перед "пенсией", когда груз прессинга сброшен и уже ничего не мешает наслаждаться пилотированием даже не самой быстрой машины в пелотоне. 

Вперед, Себастьян! Ты – талантливый гонщик. И когда у тебя была быстрая машина, ты был способен становиться чемпионом. И не единожды. Не каждому это дано. Спасибо тебе, Себастьян.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter