Формула-1. Канадское сумасшествие

Гран-при Канады в Формуле-1 редко когда проходил, как "безвкусное" малособытийное мероприятие. Не стал исключением и нынешний канадский этап, принесший победу Льюису Гамильтону, дубль команде "Мерседес" и третье место Даниелю Риккиардо из команды "Ред Булл". 



Команда "Феррари" пересекла в этот раз Атлантический океан, приземлившись в Монреале в роли лидера как Кубка конструкторов, так и в личном зачете. Этот факт сам по себе уже был непривычным, поскольку подобного я не припомню со времен эпохи Михаэля Шумахера. Кстати сказать, именно ему принадлежит до сих пор еще не побитый рекорд побед на автодроме имени Жил Вильнева, и равен он количеству титулов у немецкого чемпиона. 

Лидер итальянской скудерии Себастьян Феттель после невзрачных выступлений Льюиса Гамильтона в России и Монако опережал к началу канадского этапа своего британского конкурента на 25 очков. Много это или мало - понятие относительное. Учитывая, что в эпоху доминирования "Ред Булл" с 2010 по 2013 г.г. судьба чемпионского титула решалась, как правило, в последней гонке, это огромный отрыв. Однако с учетом того, что за победу в Гран-при при нынешней системе подсчетов дают 25 очков, это не такое уж и большое преимущество. Ведь если кто-то, лидирующий из претендентов на титул, вдруг выбудет из гонки по техническим причинам или в результате аварии, а его соперник победит, то в итоге гонщики сравняются по очкам.

Квалификация

Суббота не обошлась без сюрпризов. Казалось, гонщики "Феррари", удивляющей в этом сезоне удачно построенным новым болидом, будут недосягаемы для своих противников из "Мерседес". Однако в третьем сегменте квалификации Льюис Гамильтон неожиданно для всех в последней попытке показал сногсшибательный результат, "привезя" своему основному конкуренту  и лидеру чемпионата Себастьяну Феттелю почти 0.4 секунды. В пресс-центре опять поползли слуги о "тайной кнопке", с помощью которой немецкая команда обеспечивает своим подопечным в нужный квалификационный момент дополнительный прирост скорости.

Но важным было даже не то, что Льюис уверенно завоевал поул-позишн, а то, что ему по этому показателю удалось сравняться с его "гоночным идолом" с детских лет Айртоном Сенной, который за время своей карьеры сумел 65 раз обеспечить себе старт с 1-го места. Этого события ждали уже несколько гонок, справедливо полагая, что Гамильтону все же удастся в этом сезоне не только догнать по победам в квалификации кумира всех бразильских болельщиков, но и посягнуть на уникальный рекорд Михаэля Шумахера. Знаменитый немецкий чемпион пока еще уверенно занимает 1-е место по этому показателю с 68-ю поулами.

Кстати сказать, родственники Сенны решили оригинальным образом поздравить Льюиса с таким достижением: ему был подарен шлем, в котором Айртон в 1987 году выступал на всех рекламных мероприятиях. Правда, как потом оказалось, это была всего лишь реплика, а сам шлем британскому чемпиону будет передан позднее. Оно и понятно, иначе пришлось бы бразильцам возить такую ценную вещь несколько гонок подряд в ожидании поул-позишн Гамильтона.



Второй ряд стартового поля достался "вторым номерам" команд "Мерседес" и "Феррари" - Боттасу и Райкконнену. Финские пилоты уступили своим напарникам более чем по пол-секунды на быстром круге, который в Монреале является одним из самых коротких в календаре чемпионата, чуть больше 4 км.

В команде "Ред Булл", дружно обеспечившей себе право стартовать с третьего ряда, разница во времени у пилотов была намного скромнее - всего 0,15 сек. Поэтому выделять кого-то из гонщиков в качестве "первого" или "второго" номеров я бы не стал. Юному Максу Ферстаппену действительно чаще удается опередить своего более опытного напарника Даниеля Риккиардо в квалификации, но в гонках австралиец в этом сезоне все же более стабилен, чем голландец. 

Следом за лидирующей тройкой команд  на стартовой решетке расположились Фелиппе Масса ("Уильямс"), Серхио Перес и Эстебан Окон (оба "Форс Индия"). Как видим, на всех трех болидах установлены моторы "Мерседес", что лишний раз подтверждает еще не расстраченные силы немецких мотористов. Разница, с которой прошли квалификацию розовые машины индийской команды, составила всего  0,12 сек. И это при том, что у Переса за плечами долгие годы участия в гонках и несколько подиумов, а Окон пришел в чемпионат во второй половине прошлого сезона. Так что формально французский пилот вполне еще заслуживает скромного звания "дебютант", поскольку у него в карьере нет пока и 20 этапов. 

"За бедного Квята замолвите слово..."

Даниил Квят, за тернистой карьерой которого по понятным причинам мы внимательно следим с момента появления российского гонщика на горизонте Формулы-1 (читай, с появления уфимца в чемпионате ГП3), был на старте 11-м. Ему удалось проехать зачетный круг в квалификации быстрее своего напарника Карлоса Сайнса. А между двумя болидами "Торо Россо" сумел квалифицировать свой "МкЛарен" двукратный чемпион Фернандо Алонсо. 

Уже на стадии прогнозов развития стартового сюжета мы предполагали, что испанский темперамент проявит себя на канадском автодроме. Но если талантливый Фернандо, умудренный опытом, не вызывал каких-то опасений, то вот его молодой соотечественник значился у меня в списке очень вероятных "возмутителей спокойствия" среди лидеров наряду с Ферстаппеном. Именно от Карлоса и Макса ожидалось больше всего хлопот в стартовой неразберихе. 

Но закрученная, как жесткая пружина, интрига гонки началась на удивление не с них. Уже в который раз испытание трудностями выпало на долю Даниилу Квяту. Россиянин смог тронуться с места лишь со второй попытки, вновь став жертвой технических неполадок своей машины. И ему пришлось затем в спешном порядке догонять ушедший на прогревочный круг пелотон. Согласно правилам, гонщик, если ему удалось все же самостоятельно покинуть свою стартовую позицию, имеет право обгонять на прогревочном круге соперников, пытаясь вернуться на свое место. Но чтобы избежать штрафных санкций, он должен успеть это сделать до так называемой первой линии "машины безопасности", которая на автодроме  в Монреале расположена в 75 метрах перед последней шиканой.   

Проблема такого возвращения состоит в основном в том, что гонщики, стремясь разогреть покрышки, едут на прогревочном круге, совершая зигзаги и стараясь использовать для этого всю ширину дорожного полотна. И поскольку переговоры командных мостиков со своими подопечными в этот момент резко ограничены, то гонщиков не могут предупредить  о том, что кто-то пытается их обогнать, чтобы вернуться на свою позицию. Но это формально. На самом же деле те пилоты, которые объехали замершую на стартовой решетке машину Квята, осознавали, что такая вероятность есть. И естественно соблюдали при этом определенную осторожность. Все 9, кроме одного. Именно Карлос Сайнс, очень обрадовавшийся такой неудаче напарника, дольше всех не хотел пропускать вперед российского пилота. Оно и понятно. Ситуация внутрикомандной дуэли в "Торо Россо", пожалуй, самая острая из всех остальных команд. Если следовать логике действий доктора Хельмута Марко за все предыдущее время,  у того, кто проиграет эту дуэль, останутся весьма малые шансы продолжить участие в чемпионате на следующий сезон. 



Потратив слишком много времени на обгон своего напарника, Даня Квят чуть-чуть не успел проехать последний бастион в лице Фернандо Алонсо до заветной линии. Ему не хватило  всего нескольких метров, чтобы избежать неминуемого наказания. Но и на пит-лейн россиянину уже поздно было заезжать. Поскольку он был с противоположной от заезда стороны, Даня рисковал создать аварийную ситуацию по отношению к испанскому чемпиону. И он решил все же поехать на свое стартовое место, справедливо предполагая, что ему потом объявят штраф. Так оно и вышло. Правда, стюарды в этот день были явно нерасторопны и невнимательны. 

Сначала они выписали Квяту штраф в виде проезда по пит-лейну. Однако затем, уже после отбытия этого наказания, еще раз посовещавшись  и внимательно изучив статьи регламента, они решили исправить ситуацию, добавив к штрафу положенные 10 секунд "ожидания у боксов". Фактически наказание было разбито на две части, и по сути оно ничего не меняло, поскольку проезд по пит-лейн с остановкой на 10 секунд, или сначала просто проезд, а потом остановка на 10 секунд во время очередного пит-стопа, в сумме это было одно и тоже.  

Но сам факт двойного объявления наказания вызвал бурю возмущения и у самого гонщика, и у зрителей. Со стороны казалось, что российского пилота незаконно наказали дважды за одно "преступление". Вместе с тем, хладнокровно изучив ситуацию, я пришел к выводу, что все было справедливо. Стюарды сначал ошиблись и затем исправили свою ошибку, восстановив справедливость.

По сути дела даже с этим штрафом Даня продолжал бороться за попадание "в очковую зону". Темп, который он показал на одном комплекте покрышек на первых 55 кругах, был настолько высок, что россиянин мог вполне финишировать 9-м. Вот только команда "Торо Россо" снова была не на высоте. Во время  единственного пит-стопа Квята механики замешкались с заменой заднего правого колеса на его "Торо Россо". Создалось впечатление, что у них была проблема с колесной гайкой, которая никак не хотела закручиваться. Гонщика даже попросили заглушить двигатель, чтобы избежать его перегрева. 

Лишь потом, при повторном многократном осмотре данного инцидента в записи, мы обнаружили одну маленькую, но очень важную нестыковку. Оказалось, что по ошибке механики итальянской скудерии вынесли для замены такой же тип шин "ультрасофт", который и был до этого на машине россиянина. То есть за оставшиеся 15 кругов Дане вновь пришлось бы заезжать на пит-стоп, чтобы не нарушить правило обязательного использования покрышек двух типов во время гонки. А этого никто не собирался больше делать. И именно в момент установки правого заднего колеса это было обнаружено. Пришлось выносить другой комплект шин, и в итоге Квята выпустили на трассу с отставанием на 2 круга от лидирующей группы.

Понятно, что дальнейшее присутствие болида в гонке было уже бесполезным. Даже появление машины безопасности не могло бы значительно исправить ситуацию. Так что  в "Торо Россо" решили поберечь двигатель для будущих гонок, позвав российского пилота в боксы, где он окончательно сошел с дистанции.   



Стартовая вакханалия

Короткая стартовая прямая, которой славится канадский автодром, предполагает, что в первый поворот машины входят после менее энергичного томожения, которое бывает на других трассах. Но это никоим образом не уменьшает здесь возможностей для обгонов. Люису удалось сохранить свою стартовую позицию, и он до самого клетчатого флага оставался в гордом одиночестве в авангарде пелотона. Эта трасса для него особенная. Такое ощущение, что она настолько подходит британцу, что он здесь чувствует себя, как рыба в воде.  Только бы машина не подвела. И его "Мерседес" в этот день действительно был хорошим другом своему хозяину. После финиша Льюис достал из кокпита машины специально припасенный для этой цели британский флаг, и по старым гоночным традициям, как истинный победитель, он приветствовал своих болельщиков, размахивая национальным полотнищем. Прямо как во времена Айртона Сенны. 



А вот позади британского чемпиона события развивались не так безмятежно. Сначала отличился Макс Ферстаппен. Удачно стартовав, голландец  обошел чуть замешкавшегося Кими Райкконнена, и затем выбрал для атаки необычную траекторию, поставив свою машину третьей в ряд в связке первого и второго поворота вместе с Боттасом и Феттелем. Как правило, трем машинам  на узком дорожном полотне  в повороте не хватает места, чтобы пройти без инцидентов. Но Макс рискнул и был вознагражден за это. Ему удалось обойти соперников и выйти на второе место. Правда, для этого пришлось задним левым колесом ударить по переднему правому крылу "Феррари" Феттеля. Но в суматохе этого нюанса сразу не заметили, а поскольку Себастьян продолжил движение, то  инцидент со сломанным крылом и вовсе оказался без внимания судей.

Им в это время пришлось заниматься разборкой более серьезной аварии с участием Сайнса, Грожана и Массы. Удивительно, что сам Феттель не обратил внимание на повреждение своей машины. Помнится, когда в прошлом году в Китае Даня Квят совершил нечто подобное на старте и обогнал Себастьяна в первом повороте за счет похожего дерзкого маневра, реакция немца была куда более эмоциональной. А ведь тогда вообще обошлось без какого-либо контакта между машинами "Феррари" и "Ред Булл". Просто тогда в Шанхае, уходя от неожиданно атакующей машины в сторону, Феттель повредил машину своего напарника Кими Райкконнена. И чтобы скрыть свою вину, он стал возмущаться в эфире, обвиняя в случившемся "русскую торпеду". 



В этот раз Феттель был, к моему большому удивлению, весьма сдержан, и посчитал инцидент гоночным, даже не выдвинув ни малейших претензий в сторону дерзкого голландца. А ведь именно из-за сломанного крыла ему пришлось затем откатиться в самый хвост пелотона, откуда в результате великолепного прорыва немецкий чемпион смог добраться лишь до 4-го места.  

А вот главным стартовым нарушителем был безусловно признан Карлос Сайнс. Видя перед собой лишь корму машины напарника, действующей на испанца как красная тряпка на быка, Карлос, ещеьне зная, что Квята накажут, любой ценой попытался настичь россиянина. И всех "расталкивая локтями", гонщик "Торо Россо" устремился вдогонку соперников. При этом вел он себя как мальчишка, начинающий свою карьеру в картинге. Мол, пропустите вперед, мне больше вашего надо выиграть сегодня. В этом порыве испанец зацепился колесами за "ХААС" Романа Грожана, пилотирующего по своей траектории справа от Карлоса. "Торо Россо" потерял управление, и далее уже как выпущенный из пушки снаряд машина понеслась, не снижая скорости, в поисках жертвы. Сайнсу таким необычным образом удалось даже опередить и Алонсо, и Квята, к счастью не задев их. А вот "Уильямс" Фелиппе Масса, к большому сожалению для бразильца, оказался ровно на линии "атаки" испанского снаряда. Выбив ветерана с трассы и вообще из гонки, "Торо Россо" Карлоса полетел дальше, пока не был остановлен защитными барьерами. Сам испанский гонщик не пострадал. Ему приходилось попадать и в более жесткие столкновения с бетонными стенами. 

Выехавший на трассу "сэйфети-кар" особых перемен в пелотоне не произвел. Гонка возобновилась в обычном режиме спустя несколько кругов. После рассмотрения инцидента стюардами Карлос Сайнс был признан виновным в этой аварии. Он получил 3 штрафных балла, а заодно еще он будет наказан потерей трех мест на старте следующего Гран-при, который пройдет 25 июня  в Баку.

Разлад в стане "розовых машин"

Еще один эпизод привлек особое наше внимание на Гран-при Канады. Это дуэль Переса и Окона, почти ветерана и почти дебютанта. Сохранив свои стартовые позиции по отношению друг к другу, гонщики "Форс Индия" в хорошем темпе преследовали тройку "лидеров". Но после пит-стопа стало ясно, что у юного француза темп выше, чем у его мексиканского напарника.  И, пытаясь играть по командным правилам, Эстебан запросил разрешения у руководящего штаба индийской "конюшни" провести атаку. В команде его попросили пока не предпринимать действий, и начались долгие переговоры с Пересом. Мексиканцу предложили пропустить вперед Окона, чтобы тот попытался в течение нескольких кругов провести атаку на "Ред Булл" Риккиардо. К тому времени Перес уже более 20 кругов не мог обогнать австралийца, хотя и находился в зоне действия ДРС, то есть интервал между ним и Даниелем был менее секунды.  

Но Серхио отказался от предложения командного мостика, хотя ему и обещали вернуть позицию, в случае если бы и Окону не удалось пройти соперника. Споры продолжались более 15 минут. За это время Феттелю удалось не только настичь обе машины "Форс Индия", но и обогнать их. Вконец расстроенный Эстебан Окон решил самостоятельно предпринять попытку обгона своего неуступчивого товарища по команде. Однако Перес жестко защитил свою позицию, едва не вытолкнув юного француза за пределы трассы. Времени провести еще одну атаку на мексиканца у Эстебана просто не хватило. Возможно, всего одного круга. Под клетчатый флаг напарники въехали с интервалом в 0,2 секунды. 



Француз не скрывал своего разочарования, и по радио высказал претензии своему руководству. "Это просто нечестно," - сказал он дрожащим от возмущения голосом. Неизвестно, как дальше сложатся отношения в "Форс Индия" между гонщиками, но не замечать таланта французского дебютанта уже невозможно. Перес наверняка предполагал, что уход более опытного  Нико Хюлькенберга облегчит ему жизнь, обеспечив право быть первым номером в команде. Но прошло всего 7 гонок, и Эстебан Окон выступает на равных с более опытным Серхио. И он явно не собирается уже мириться с ролью начинающего дебютанта. А это значит, что еще одной интригой в чемпионате будет больше. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter