Формула-1. И снова в бой

После традиционных летних каникул команды самого элитного в мире чемпионата по автоспорту вернулись в гонки. И первой их приняла у себя в гостях бельгийская трасса в Спа-Франкоршам.

В первом повороте в Спа столкновения на старте не редкость

Без всякого преувеличения можно смело сказать, что это самый интересный автодром нынешнего календаря. Здесь НИКОГДА не бывает скучных гонок. Да, и по своей истории Спа-Франкоршам значится среди самых именитых. Первый Гран-при здесь на своей заре Формула-1 проводила в дебютный сезон 1950 года. Правда, длина дистанции тогда была вдвое длиннее, и за 35 кругов 14-километровой трассы победитель Гран-при Бельгии Хуан-Мануэль Фанхио проехал 494 км. Это позднее уже регламент Формулы-1 для автодромов определил критическую отметку в 300 км, к которой должны подстраивать количество необходимых кругов организаторы этапов.

Первоначальная длинная трасса была как интересной, так и опасной. Сложно было обеспечить меры безопасности на всем протяжении дистанции. В 1966-м году это чуть не стоило жизни будущему 3-кратному чемпиону Джекки Стюарту, которого после аварии в течение получаса вытаскивали с помощью подручных средств из искореженного автомобиля.

В Бельгии сэйфети-кар редко "отдыхает"

С 1985-го года в Спа-Франкоршаме официально появилась новая конфигурация трассы, и с тех пор гонка проходит на дистанции в 7004 метра, и в общей сложности пилоты должны пройти 44 круга.

Справедливости ради надо отметить, что первый Гран-при Бельгии по автоспорту прошел здесь за 25 лет до рождения Формулы-1. С такой историей не зря этот автодром ставят в один ряд с самыми знаменитыми.

Прогулки по трассе

Особой достопримечательностью бельгийской трассы считается скоростной поворот «Красная вода», к которому после первого поворота на полной скорости устремляются болиды сначала вниз, а затем, пройдя его, еще более резко поднимаются вверх. Перепад высот в этом месте составляет 80 метров. В целом же расстояние между самой нижней и самой верхней отметками трассы составляет в Спа-Франкоршаме 180 метров.

За своим кумиром голландские и бельгийские болельщики ездят по всему миру

Приезжая на бельгийский этап, никогда не отказываю себе в удовольствии пройти здесь полный круг пешком. Почти у всех команд это считается не только доброй традицией, но и обязательным атрибутом гоночного уик-энда. Вместе со своими инженерами пилоты проходят этот круг, чтобы обсудить возможные небольшие изменения на трассе, увидеть ее состояние. И главное, обсудить детали пилотирования, как говорится, прямо на месте событий.

С опытом и выросшим количеством «налета часов», то есть намотанных здесь за рулем болида кругов, некоторые пилоты предпочитают заменить пешую прогулку на велосипедную, а то и вовсе «пропустить» традиционное мероприятие. К счастью, таких «ленивых» пилотов не много, и всякий раз, отправляясь на трассу с фотокамерой, имеешь возможность повстречаться и поснимать гонщиков в непринужденной обстановке.

Для тех, кому доведется когда-нибудь совершить подобное во время гоночного уик-энда Формулы-1, приведу пару подсказок, продиктованных моим многолетним опытом. Можно выйти за несколько минут до назначенного времени, в которое команды обычно отправляются на трассу, и затем найти местечко поудобнее, чтобы организовать эдакий наблюдательный пункт. С него и производить съемку проходящих мимо команд и пилотов. Но это банально, хотя многими фотографами и используется довольно часто.

Лично я предпочитаю совершать прогулку против хода движения болидов на трассе. Во-первых, можно выйти на маршрут и с небольшим опозданием. В любом случае есть в запасе не менее 40 минут до встречи с первыми пилотами. Во-вторых, съемка гонщиков будет не в одном месте, а в разных, это придает особый колорит фотографиям. В-третьих, идя по трассе, представляешь себе, как из-за приближающегося поворота выруливают болиды, и уже по-иному воспринимаешь их сходы, развороты, ошибки пилотирования.

Что касается именно автодрома в Спа-Франкоршаме, то оказывается, что подниматься в гору после «Красной воды» легче, чем спускаться к ней, если идешь в обратном направлении. В буквальном смысле начинают гореть подошвы от трения на крутом спуске. Такого ощущения на других трассах я нигде ни разу не испытывал.  

На пелузах бельгийского автодрома, как всегда, людно

Автоспорт – это опасное занятие

Если в годы ранней Формулы-1 гонщики отправлялись на Гран-при без уверенности, что смогут вернуться домой живыми и невредимыми, то нынешний чемпионат Больших призов считается по своему уровню довольно безопасным. После черного уик-энда в Имоле в мае 1994 года, унесшего жизни австрийца Роланда Ратценберга и бразильца Айртона Сенны, более 20 лет в Формуле-1 не было смертельных аварий. Принятые FIA меры оказались действенными и дали свои положительные результаты. Лишь в 2014-м году на мокрой трассе в Сузуке на Гран-при Японии попал в страшную аварию Жюль Бьянки, после которой юная надежда французского автоспорта в состоянии комы пробыл несколько месяцев и умер, так и не приходя в сознание.  

Других смертей в Формуле-1 за это время не было. Но это не значит, что автоспорт перестал быть опасным занятием. 2 года назад на бельгийском автодроме произошла страшная авария в молодежной дисциплине Формула-2, самой близкой к Большим призам. На подъеме после «Красной воды» из-за схода одной машины и столкновения с ней других, погиб еще один французский гонщик Антуан Юбер.

В.Васильев в 2019 г. на трассе в Спа вместес бывшим гонщиком Формулы-1 Марком Зурером

Многие посчитали, что ни будь там современной асфальтной зоны безопасности, болид француза не вылетел бы обратно на трассу под колеса сопернику, а «погасил» бы свою инерцию в гравии. Спорный, конечно, аргумент, хотя и заслуживает детального рассмотрения. Но каждая авария по-своему уникальна. В ней зачастую решают все считанные секунды, а то и их десятые доли.

Вчера в пятничной квалификации женской W-серии, которая в этот уик-энд проводит свой Гран-при в роли гонки сопровождения, вновь произошла ужасная авария на подъеме «Красная вода». Заметьте, не в самой гонке, а в ее квалификационных заездах.

Сорвавшись с траектории на неподсохшем асфальте, одна из машин улетела в отбойники левее трассы, поворачивающей в этом месте подъема вправо. Словно под копирку, туда же отправилась и следовавшая за ней машина. Ударившись об отбойники, болиды остановились вне трассы, даже не столкнувшись. Но их опасный маневр повторили 3 следовавшие за ними машины, а затем и еще две. И каждая из них врезалась в остановившиеся болиды, словно испытывая на прочность и творчество конструкторов и находящихся в них гонщиц. Снятое сидящими на трибунах зрителями любительское видео этой аварии просто шокирует происходящим.

До боксов Кими Райкконену еще более 5 км ехать без заднего колеса

В итоге 6 гонщиц были отправлены в медицинский центр трассы на осмотр, а двоих из них после этого увезли в местный госпиталь для детального обследования. Российская гонщица Ирина Сидоркова по воле случая не принимала участия в этой квалификации. У россиянки накануне гонки обязательный тест на Covid-19 оказался положительным, и она вынуждена пропустить этот Гран-при.

Ладно еще, если бы такая авария случилась в гонке. Но в квалификации, где каждая команда сама выбирает себе время выезда своего гонщика, такое случается крайне редко, если не сказать больше: такого еще в формульных гонках не было.

Некоторые журналисты и эксперты поспешили уже навесить клеймо «чисто женского» характера этой аварии. Мол, в мужских чемпионатах такого не могло бы и быть. Позволю себе не согласиться. В молодежных сериях юные пилоты независимо от пола ведут себя зачастую так безрассудно, словно гоняются на компьютерах. Будто в случае аварии у них всегда можно будет аннулировать результат и перезагрузить программу. Увы, жизнь в реальности оказывается куда более страшной, чем компьютерные игры.

Новости паддока

Летние каникулы в Формуле-1 частенько приносят нам свежие новости из паддока. Почти половина чемпионата позади, и подходит время задуматься о будущих составах команд. Так вышло и на этот раз. «Альпине» объявила о контракте на следующий сезон с двукратным испанским чемпионом Фернандо Алонсо. Поскольку о заключенном контракте со вторым пилотом французом Эстебаном Оконом уже было известно ранее, то свободные места в этом гоночном коллективе закончились. Равно как и прекратились слухи о том, что Пьер Гасли ведет переговоры со своими соотечественниками, чтобы в случае чего перейти в «Альпине» из «Альфа Таури».

Маршалы на страже у самой кромки трассы

Следующим получил гарантии на место «боевого пилота» Серхио Перес. В «Ред Булл» не стали менять «лошадей на переправе», предпочтя оставить мексиканца в роли «оруженосца» для их будущего чемпиона Макса Ферстаппена. Пытаться найти кого-то побыстрее Серхио – это неблагодарное занятие. Макс настолько хорошо вписался в свой нынешний болид, что вопрос о его чемпионстве сейчас является чуть ли ни главной темой всех обсуждений. Перес, пусть и не слишком быстр, но тем не менее он одержал одну победу в этом сезоне и пока идет уверенно на 5-м месте, всего 4 очка уступая Вальттерри Боттасу. А финн, между прочим, несмотря на свой подряд уже второй вице-чемпионский титул, в этом году на верхнюю ступеньку подиума еще не поднимался. И это при том, что у него в распоряжении чемпионский болид «Мерседес».

В качестве третьей новости следует ожидать в самое ближайшее время объявление о подписании контракта немецкой «конюшни» с новой британской звездой Джорджем Расселом. Судя по тому, с каким оптимизмом на совместной с Боттасом пресс-конференции в Спа-Франкоршаме гонщик «Уильямс» отвечал на вопросы журналистов, вопрос решился в его пользу. На его фоне Вальттери был угрюмым и неразговорчивым, отделываясь междометьями и короткими неинформативными фразами. Сомнений уже не осталось. Льюису Хэмилтону придется в следующем сезоне не сладко. Слишком уж быстрым показал себя Рассел во время вынужденной замены 7-кратного чемпиона в прошлом году из-за заболевания коронавирусом.

На трибунах в Спа яблоку порой негде упасть

На сколько эти новости паддока повлияют на расстановку сил на старте воскресной гонки, мы узнаем совсем скоро. Сегодня в 16-00 по минскому времени пилоты отправятся на свои квалификационные круги, чтобы определить, кому из-них и с какого места стартовой решетки предстоит начинать гонку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter