Минск
+4 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Формула-1. Гран-при Японии. «Мерседес» - чемпион, сезон продолжается

Гран-при Японии, который мог и не состояться из-за опасности накрывшего японскую территорию сильного тайфуна, прошел в интересной борьбе. Очередной успех гонщиков «Мерседес» принес немецкой команде досрочную победу в Кубке конструкторов, шестую подряд, начиная с эпохи новых гибридных турбомоторов.

Вальттерри Боттас на старте выходит вперед

Спор же за чемпионский титул в личном зачете перерос во внутрикомандную дуэль. Финишировавший первым в Сузуке финский пилот Вальттерри Боттас на сегодняшний день остается единственным гонщиком, который может составить пусть даже теоретическую конкуренцию лидеру чемпионата Льюису Хэмилтону. За 4 этапа до окончания сезона, на которых можно максимально заработать не более 104 очков, британец опережает своего финского напарника на 64 очка. И если в Мехико, где будет проходить через две недели следующая гонка, Льюис сумеет дополнительно добавить к своему отрыву 14 очков, то он станет досрочно 6-кратным чемпионом.

Провал «Феррари»


После успешной серии выигранных поулов, получившей отсчет с Гран-при Бельгии, казалось, что уж на трассе в Японии, изобилующей поворотами, машины «Мерседес» смогут вернуть себе лидерство в квалификации. Но вновь первый ряд стартового поля оказался занят болидами «Феррари». Причем, лидером пелотона со старта должен был уходить в этот раз не Шарль Леклер, а Себастьян Феттель, который к великой радости своих фанатов сумел-таки прервать сильно уж затянувшуюся череду квалификационных поражений от своего юного напарника.

Себастьян Феттель после ошибки на старте финшировал вторым в гонке

В Сузуке, несмотря на возможность обгонять, в большинстве случаев победы, как правило, доставались тем, кто стартовал впереди. А про второй ряд, который Боттас и Хэмилтон заняли на старте после утренней квалификации, вообще чуть ли не слагались легенды: ни разу за все 30 раз проведения здесь Гран-при Формулы-1 в на этом автодроме не побеждали пилоты, стартующие с 3-й и 4-й позиций. Но в этот раз «колдовство» этих мест пало под напором финского гонщика, сумевшего своими смелыми и дерзкими действиями на старте уверенно опередить обе машины «Ферарри». А затем и аккуратно довести всю гонку до победного конца.

Разумеется, стартовый прорыв гонщика «Мерседес» не был бы столь успешным, если бы обладатель поула Себастьян Феттель не допустил ошибку: нервы у немецкого чемпиона не выдержали, и он на мгновение до того, как погасли стартовые огни, отпустил сцепление. Его болид дернулся в пределах контрольной линии. Это движение было хотя и заметным, но столь незначительным, что  даже электронные датчики его восприняли как допустимым в пределах определенных для этой процедуры лимитов. Но этого хватило, чтобы уже реальный старт Себастьян начал с небольшим опозданием.

"Феррари" и "Ред Булл" - кто быстрее

Боттас же лучше всех среагировал на момент, когда гаснут стартовые огни, и максимально воспользовался оплошностью соперника. К первому повороту финский гонщик подъезжал уже с заметным отрывом.

Отдельно следует отметить, как пилотировал Феттель, чтобы отсечь остальных конкурентов. Пропустив Боттаса, Себастьян попытался перерезать траекторию своему напарнику. Для этого он метнулся вправо, затем влево, а затем снова вправо. Странно, что эта манера «виляющего зайца», получившая название по своей схожести с поведением этого зверька в момент убегания от преследующего его хищника, до сих пор не вызвала ни у кого порицания, или даже обсуждения. А ведь мы неоднократно замечали, что таким поведением на стартовой прямой, когда Феттель стартует с первого ряда, немецкий чемпион неоднократно грешит, создавая помехи для обгона ближайшим конкурентам. Если тщательно пересмотреть все старты Себастьяна за последние годы, то становится понятным, что это не случайность, а преднамеренные действия, которыми он пользуется «на грани фола», чтобы сохранить свое преимущество на старте. Иногда подобные действия приводили к контактам и даже сходам соперников, которые не успевали увернуться от «виляющего зайца».

Команда "Мерседес" в Сузуке завоевала свой 6-й подряд чемпионский титул

На этот раз жертвой Феттеля едва не стал его напарник. Шарлю пришлось слегка сбросить скорость при входе в первый поворот и остаться на середине полосы. Этим воспользовался стартовавший 5-м Макс Ферстаппен. Его болид, набрав скорость вслед за «Мерседес» Боттаса, вошел в этот поворот по наружной траектории чуть быстрее, чем «Феррари» монегаска. Но чисто проскочить мимо красного болида голландцу не удалось. Слега соскользнув со своей траектории, «Феррари» ударилась в «Ред Булл». Удар был не очень сильный, но его силы хватило, чтобы австрийская машина выскочила с трассы на траву, а сам итальянский болид с обломанным левым передним крылом продолжил гонку.  

Самое удивительное, что Леклер даже не потерял свою позицию. Он ехал за Феттелем, сдерживая «Мерседес» наседавшего сзади Хэмилтона. Увидев повреждения на «Феррари» монегаска, руководство гонки потребовало от команды позвать своего гонщика на пит-стоп для ремонта. Но Шарль, сославшись на то, что он почти не теряет скорость, проигнорировал приказ командного мостика скудерии. В течение трех кругов дебютант «Феррари» ехал на своей 3-й позиции, разбрасывая вокруг обломки от корпуса своей машины. И лишь когда поступило повторное категоричное указание представителя ФИА, Леклер поехал на пит-стоп.

Фактически Шарлю должны были показать сразу же черно-белый флаг  с требованием ехать в боксы, либо после его первого отказа последовать командному приказу руководство гонки могло вполне пойти и на крайние меры: черный флаг и дисквалификация за создание опасных условий на трассе. Но этого не последовало.

Победитель Гран-при Японии Вальттерри Боттас

Жертвами безрассудных действий Шарля стали Льюис Хэмилтон, едва не получивший травму от летящих в направлении его головы осколков, и, кстати, лишившийся зеркала, в которое эти осколки попали. Осколки от корпуса переднего крыла «Феррари» монегаска также испортили гонку Ландо Норрису. Они попали в тормозную систему «МакЛарен» британца, и в предпоследнем повороте ему даже пришлось срезать шикану. К тому времени дебютант сезона ехал на 6-й позиции, сумев опередить на старте более быстрый болид «Ред Булл» Александра Элбона. Увы, раннее посещение боксов не позволило британскому гонщику заработать затем очки в этой гонке.

А вот его напарник Карлос Сайнс был чуть ли ни героем этапа. Он финишировал 5-м, в очередной раз став лучшим из «остальных». Причем, ему не помешал даже контакт с «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, который он допустил в борьбе за позиции при прохождении быстрых поворотов первого круга.

Конечно, второе место Себастьяна Феттеля, выстоявшего под атаками Льюиса Хэмилтона на последних кругах гони, можно сравнить с успехом. Вот только не будем забывать, что стартовали-то пилоты «Феррари» с первого ряда, и фактически это они должны были быть «запевалами « в гонке, а не гонщики «Мерседес».

Противоречивость судей


Бывают гонки, в которых решений судей либо не требуется, либо вопросы для рассмотрения столь просты, что не вызывают сомнения в однозначности определения наказания. К нынешнему Гран-при Японии это не относится.

Льюис Хэмильтон в сопровождении пресс-атташе и своего телохранителя в паддоке

В случае с «фальстартом» Феттеля стюарды решили, что раз датчики не зафиксировали «неправомерность действий», значит так и должно быть. Инцидент Леклера и Ферстаппена и вовсе вначале не был взят в рассмотрение. Понадобилось еще «возмущение» команды «Ред Булл», имеющей благодаря моторам «Хонда» определенный специальный статус в Сузуке, чтобы все же авария была рассмотрена более тщательным образом. Правда, решение отложили до конца Гран-при, что тоже выглядело весьма странным, поскольку сам инцидент имел место на первых секундах гонки. В конечном итоге Шарля наказали суровым образом за «непослушание» в плане сразу же ехать в боксы на ремонт. Он получил 10 сек прибавки к своему итоговому времени.  За сам инцидент, где Леклер тоже был признан виновным, ко времени добавили еще 5 секунд и 2 штрафных бала в дисциплинарную копилку гонщика.  

Позволю себе не согласиться ни с тем, ни с другим наказанием. Точнее говоря, с их процедурами. За то, что Шарль проигнорировал приказ командного мостика и не поехал сразу же на ремонт в боксы, он заслуживал даже дисквалификации. Но тут возникает вопрос, почему стюарды не отдали приказ показать монегаску черно-белый флаг, а затем в случае неповиновения – вывесить и конкретно черный флаг пилоту «Феррари». Это было бы правильно и сообразно существующему регламенту. А так получается, что вроде бы с командного мостика говорят: «Давай, мол, Шарль, в боксы». Гонщик сопротивляется этой просьбе, мол, «скорость не падает, я еще проеду несколько кругов», и никто больше не настаивает.  

Что же касается инцидента с Максом, то я склонен считать этот случай гоночным, тем более, что он произошел еще в первом повороте в самом начале гонки. Откровенного тарана или выдавливания с трассы не было, тем более затем судьи и сами констатировали факт того, что пилот «Феррари» сделал это не умышленно, а его болид просто слегка проскользил, потеряв траекторию. Но стюарды все же вынесли наказание, причем сделали это уже после гонки, заранее зная, что Леклер потеряет из-за этого одну позицию на финише. А ведь Шарль за несколько кругов до финиша  специально поехал на дополнительный пит-стоп, чтобы попытаться установить лучший круг. Если бы он знал о наказании заранее, то остался бы на трассе, и тогда бы 25 секунд, которые оставались у него в запасе, вполне перекрыли бы наказание, не изменив результатов итогового протокола.

После тайфуна в Сузуке было солнечно

Что касается самого Ферстаппена, то его болид получил при этом столкновении деформации понтона настолько значительные, что через несколько кругов голландец был вынужден сойти с дистанции, не имея возможности продолжать гонку из-за слабой управляемости машины.

Правда, возмущения Макса, которыми он обильно снабдил эфир, а затем и свои комментарии журналистам, многим моим коллегам напомнили времена, когда сам юный голландец был участником множества стартовых инцидентов. «Максу карма возвращает его долги», - пошутили они.

Что же до наказания команды, не очень активно зазывавшей Леклера в боксы на ремонт, то и ей пришлось раскошеливаться за свое бездействие и отсутствие влияния на пилота. «Феррари» была наказана ФИА штрафом в размере 25 000 евро.  

На этом противоречивость в суждениях судей Гран-при Японии не закончилась. В ряде инцидентов имели место и выдавливание с трассы, и контакты болидов в борьбе за позицию, но все это либо не принималось к расследованию, либо признавалось гоночным инцидентом. Наиболее ярким фрагментом была авария на последнем круге. Пытаясь улучшить свою позицию, Серхио Перес пошел по наружному радиусу первого поворота на обгон «Торо Россо» Пьера Гасли. А тот фактически в точности повторил действия Шарля Леклера на старте, которые он совершил против  Макса. Произошел жесткий контакт. Но если Ферстаппену все же удалось удержать машину на траве, то мексиканец врезался в защитные барьеры, так и не сумев финишировать.

Правда, после  финиша выяснилось, что электронная система дала сбой, и данные о клетчатом флаге появились на панно вдоль трассы на предпоследнем круге, то есть за круг до ее окончания. В результате было принято решение итог гонки определить по 52-му кругу, а не по 53-му. Таким образом получилось, что авария Гасли и Переса произошла уже после окончания Гран-при. За мексиканцем была оставлена его 9-я позиция. Гасли заработал 4 очка за 8-е место.  

Кстати сказать, сбой электронной системы на последнем круге организаторы гонки объяснили тем, что у инженеров было слишком мало времени сегодня утром на установку всех систем на автодроме, которые были демонтированы в пятницу из-за опасности повреждения от тайфуна. Похоже, датчики, отвечающие за контроль старта также были недостаточно откалиброваны, раз они не зафиксировали очевидный фальстарт у Феттеля.

Авария Ферстаппена на старте в Японии была ему явно не в радость

Гонщик дня  


Звание гонщика дня, как известно, определяется интернет-голосованием болельщиков за несколько минут до окончания этапа. В Сузуке большинство голосов (20%) досталось Вальттерри Боттасу. Понятно, что стартовый прорыв финна и последующее его пилотирование во главе пелотона вплоть до финишной черты заслуживает уважения. Но, на мой взгляд, были и более достойные претенденты на это звание.  

Конечно, Александра Элбона, пропустившего на старте обоих пилотов «МакЛарен» и затем все же финишировавшего 4-м, вряд ли можно было справедливо назвать «Гонщиком дня». Пусть даже тайский пилот и впервые в жизни выступал на этой трассе. Да, и Карлос Сайнс, ставший в очередной раз лучшим из гонщиков второго эшелона, не очень дотягивает до этой роли. Ведь он фактически сохранил свою стартовую позицию, если учесть сход Ферстаппена и штраф Леклера. А вот Даниель Риккиардо, который после старта с далекой 16-й позиции сумел-таки финишировать 5-м, вполне мог бы конкурировать в борьбе за это звание.

Но причина такой странной объективности подсчета голосов, по-моему, кроется в том, что и на трибунах, где перед зрителями установлены огромные экраны, и перед экранами домашних телевизоров болельщики видят то, что им показывает официальная трансляция Гран-при. И понятно, что в первую очередь там показывают борьбу в лидирующей группе. А уж затем, если остается время, то фрагментами идет трансляция наиболее интересных эпизодов. В конечном итоге оказывается, что даже самые яркие обгоны в средней групе пелотона могут вообще оставаться без внимания телеоператоров. Отсюда и удивляющие результаты интернет-голосования. Такое впечатление, что любой пилот, победивший в гонке, если он не Льюис Хэмилтон, по мнению болельщиков, заслуживает звания «Гонщик дня».

Хельмут Марко с японскими мотористами "Хонда"

Следующие 3 этапа пройдут на американском континенте. Через две недели Гран-при Мексики, на котором Льюис может теоретически досрочно оформить свой очередной чемпионский титул. А затем через неделю Гран-при США, и за ним Гран-при Бразилии. По всей видимости, «Феррари» продолжит лидировать в квалификации, и возможно даже в гонках, если и пилоты, и командный мостик скудерии будут совершать меньше ошибок. В любом случае борьба за победы в гонах вряд ли утихнет и станет менее престижной. «Мерседес» - уже чемпион, но сезон продолжается.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ВАСИЛЬЕВ
Загрузка...