"Формула-1". Гран-при Японии. Голландский "камикадзе" уничтожает "Феррари"



Если бы для досрочного оформления чемпионских кубков команде "Мерседес" пришла в голову идея "заказать киллера", чтобы устранить своего основного конкурента, то лучшего, чем Макс Ферстаппен с его "Ред Булл", и представить себе было бы нельзя. Именно голландец как самый заправский "камикадзе" на японском автодроме в Сузуке поучаствовал в двух авариях против гонщиков "Феррари", лишив итальянскую команду и надежд на подиум, и шансов на чемпионский титул.   

Зная, как "неравнодушны" друг к другу на трассе Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен, всякий раз жестко выясняя отношения между собой, когда они оказываются рядом в пелотоне, плохая квалификация для немецкого чемпиона была своеобразным залогом безопасности от пилота "Ред Булл" на стартовом круге.  Возможно, отчасти поэтому старт прошел на удивление без инцидентов в первой "десятке". 

Льюис Хэмильтон сохранил свою лидирующую позицию, отбив перед первым поворотом предпринятую было атаку своего товарища по команде Вальттерри Боттаса. Ферстаппен и Райкконнен также остались на своих местах. Удачнее всего в лидирующей группе стартовал Себастьян Феттель. Он сумел на своем "Феррари" с 8-й позиции обойти тройку "середнячков" и настиг своего финского напарника как раз в тот момент, когда Кими начал прессинговать Макса. Обычно в такой ситуации идущий последним в тройке борющихся пилотов имеет преимущество, он может наблюдать перед собой дуэль конкурентов и при малейшей возможности попытаться улучшить свою позицию. Так произошло и в этот раз.



Увлекшись защитой от настигающего его соперника, Ферстаппен пропустил оптимальную точку торможения перед очередным правым поворотом и выехал за пределы трассы. Максу пришлось срезать угол шиканы, но, возвращаясь на трассу, он фактически вытолкнул своим болидом машину Райкконнена. "Феррари" финского чемпиона, вынужденно проехавшись по поребрикам и газону, вернулась на асфальт, пропустив Себастьяна Феттеля. Инцидент тут же был взят под рассмотрение стюардами, которые, не долго думая, выписали голландцу штраф в 5 секунд.

Бои на всех фронтах

Еще один прорыв можно было наблюдать с 15-го места Даниеля Риккиардо. К 3-му кругу австралиец уже вошел в "очковую зону", причем все обгоны провел чисто и без контактов с неуступчивыми соперниками. Болиды "Ред Булл" на японском автодроме традиционно чувствуют себя среди лидеров.  



А вот у Фернандо Алонсо, стартовавшего с самого хвоста пелотона, аккуратно пройти соперников не удалось. Самый забавный у него случился эпизод с Лэнсом Строллом. Канадец сначала вытолкнул на прямой испанского чемпиона на траву, а когда Фернандо, срезав траекторию поворота, вышел затем вперед, то ему стюарды посчитали это незаконным действием, приведшим к улучшению позиции. Получилось, что обоих пилотов наказали за один и тот же инцидент между ними. Оба получили по 5 секунд штрафа. К тому же Алонсо и Ферстаппену еще добавили по 1 штрафному баллу в дисциплинарную копилку, а Строллу — 2. 



А вот дуэль Шарля Леклера и Кевина Магнуссена на стартовом круге завершилась с более значимыми для сценария гонки последствиями. Обойдя соперника за счет своей более быстрой машины "Хаас", датчанин затем неожиданно для монегаска перед поворотом сместился на торможении. Шарль своим болидом "Заубер" уткнулся сопернику в корму. В результате этого инцидента было пробито заднее левое колесо на машине Кевина. Пытаясь доехать до боксов на трех колесах, "Хаас" разбрасывал по трассе карбоновые куски обшивки, которые болтающаяся на диске пробитая покрышка настойчиво "отламывала" от корпуса. Пришлось руководству гонки выпускать "машину безопасности", чтобы обеспечить условия для уборки маршалам опасного мусора.  
 
Слегка остудив пыл разгоряченным пилотам, "сэйфети-кар" вскорости уехал на свою привычную стоянку в боксы, а пелотон на всех парах вновь устремился вперед. Сразу же после рестарта Себастьян Феттель предпринял попытку атаки на Макса Ферстаппена. По правде сказать, немецкий чемпион действовал в этом эпизоде слишком уж оптимистично. Он не успел поравняться с "Ред Булл" голландца перед левым поворотом, как тот перекрыл "Феррари" траекторию. С камеры машины Себастьяна было видно, как Макс фактически "захлопывает" перед ним "калитку". Этим выражением обычно пользуются, чтобы показать образно, как впереди идущая машина перекрывает дорогу пытающемуся ее обогнать сопернику. 



Если же оценивать ситуацию с камеры болида "Руд Булл", то в действиях голландца не было ничего предосудительного. Он просто ехал по своей выбранной траектории, поскольку машина соперника еще не поравнялась с ним. И затем слева в нее откровенно "въезжает" красная машина Феттеля.

Стюарды посчитали этот инцидент гоночным, никого из пилотов не наказав, хотя, по правде, немецкий чемпион наказал себя сам. От столкновения с соперником его "Ферарри" развернуло, и Себастьян фактически откатился в самый хвост пелотона. К финишу затем Феттель вернулся в лидирующую группу, въехав под клетчатый флаг шестым. Но в итоге отставание от Льюиса Хэмильтона в борьбе за чемпионский титул выросло до угрожающих 67 очков. И теперь лишь теоретическая возможность еще остается у немецкого чемпиона, чтобы опередить своего британского конкурента. 

К месту было бы вспомнить фразу сегодняшнего "камикадзе", которую он произнес перед гонкой, отвечая на вопрос журналистов, будет ли он мешать Феттелю обгонять себя, учитывая, что Себ борется за чемпионский титул. Макс тогда ответил недоуменно: "А что, разве он еще продолжает бороться за титул?"

Кстати, уже в интервью на финише, характеризуя свою аварию с Кими Райкконненом, Макс с удивлением отметил, что он и не думал, что какой-то сумасшедший будет в том месте пытаться его обгонять. 

По правде сказать, такое отсутствие самокритики со стороны голландского "камикадзе" выглядит уже крайне опасным. До сих пор и он, и его "жертвы" как-то избегали тяжелых последствий аварий, спровоцированных Ферстаппеном. Но такая везучесть когда-то может и закончиться. Хотя, похоже, самого голландца это меньше всего волнует. Да и команду тоже. Еще бы! Любимчик руководства "Ред Булл" уже в третий раз здесь, в Японии, поднимается на подиум. И его жесткое пилотирование на трассе, зачастую за гранью дозволенного правилами FIA, с "австрийской колокольни" смотрится просто как успешная и самоотверженная борьба во благо команды. И именно с Максом Ферстаппеном глава концерна энергетических напитков Дитер Матешиц связывает свои маркетинговые перспективы в виде "самого юного чемпиона мира". Раз не получилось в этом сезоне, то уж в ближайшие два так точно.  


"Гонщик дня"



Традиционное интернет- голосование за звание "Гонщика дня", обычно выделяет из пелотона самого заметного в этот день пилота. И не обязательно это может быть победитель Гран-при. Некоторым достаточно и нескольких красивых обгонов, чтобы покорить публику и завоевать ее симпатии. В Сузуке это почетное звание получил Даниель Риккиардо. После отказа накануне силовой установки "Рено" на его "Ред Булл" австралиец был настолько расстроен, что даже сорвал голос, эмоционально прокричав ругательное английское слово на пит-лейне. Старт с 15-й позиции, при том, что его напарник на стартовой решетки был "третьим", — чем не повод для расстройства? Хорошо еще, что удалось отремонтировать машину, не прибегая к неплановым заменам агрегатов двигателя. Иначе и вовсе Дэну пришлось бы стартовать позади всех или с пит-лейн. 

Отдадим должное Риккиардо, он сумел-таки настичь лидирующую группу, и после своего единственного пит-стопа австралиец ехал уже четвертым, позади своего напарника. Он так и финишировал затем на этой позиции, уступая тому 5 секунд. Гипотетически можно было бы представить, на каком месте оказался бы Даниель, стартуй он в первой шестерке, пусть даже и позади более быстрого в квалификации голландца. 

Агония "Феррари"  

Сразу отмечу, что к Кими Райкконнену это не относится. Финский "Айсмен" (ледяной человек), к которому это прозвище само как-то приклеилось уже давно за его кажущийся неэмоциональный характер, был сегодня на высоте. Даже когда итальянская скудерия в очередной раз ошиблась с тактикой и не вовремя позвала своего пилота на пит-стоп, выпустив затем в трафик, Кими продолжал ехать быстро, стараясь не отставать по темпу от Макса Ферстаппена. А ведь на самом-то деле пилот "Ред Булл" должен был выехать после обслуживания в боксах позади финского чемпиона, поскольку во время пит-стопа он  отбыл еще и 5-секундный штраф. Увы, этого не произошло. И фактически преимущество, которое стюарды "подарили" "Феррари" своим наказанием голландцу, было утрачено нерадивостью действий командного мостика скудерии. 

Затем уже, когда за несколько кругов до финиша Феттель вышел на 6-е место, а далеко впереди него ехал Райкконен, у многих появилась мысль, что Маурицио Аривабене "попросит" финского гонщика пропустить вперед своего напарника. Тем самым Феттель уменьшил бы потери на 2 очка. Но слишком уж большим был отрыв между пилотами "Феррари". И несмотря на показанный дважды на последних минутах "лучший круг гонки" Себастьян финишировал с отставанием от Кими почти в 19 секунд .

Если в целом оценивать поведение Феттеля на трассе, то его атака на Ферстаппена в том месте выглядела весьма авантюрной. Одним махом Себастьян хотел отыграться и за субботний провал в квалификации, и за предыдущие не самые удачные выступления, приведшие к нынешнему огромному преимуществу Льюиса Хэмильтона. Действительно, теперь ему приходится рисковать еще больше, чем это было  до сей поры, чтобы хоть как-то попытаться сохранить интригу чемпионата. 




Но если объективно подходить к оценке происходящего, то иначе чем агонией это не назовешь. Как со стороны гонщика, так и со стороны его команды. И думаю, что совсем скоро статистики, которые начнут писать коду истории этого сезона, укажут, что свой шанс на 5-й чемпионский титул в этом году Себастьян Феттель потерял в момент нелепой аварии на домашней немецкой трассе в Хоккенхайме. Именно там он разбил под дождем свой болид, фактически вычеркнув себя из дальнейшей борьбы с очень сильным соперником. А мину замедленного действия под свой эмоциональный фон он заложил еще раньше — на французском автодроме  "Поль-Рикар", где в конце стартовой прямой выбил своим неудачным торпедным маневром пилота "Мерседес" Вальттерри Боттаса. Лишнее подтверждение тому, что Феттель хорош лишь тогда, когда у него самый быстрый болид, и он впереди всех.

Лидеры и остальные

Дубль "Мерседес" в этих условиях отсутствия главного соперника рядом был вполне закономерным. Некоторое время казалось, что Макс Ферстаппен сможет как-то еще потревожить "спокойствие" Вальтерри Боттаса. Но сначала 5-секундный штраф отбросил голландца от положения возможной атаки, а затем уже и шины на его машине под конец гонки начали сдавать. В общем помешать победному шествию пилотов "Мерседес" пилот "Ред Булл" не смог. Хотя, по правде сказать, они вполне могли бы поблагодарить его за эффективную, пусть даже и непреднамеренную в их адрес, защиту позиций немецкой "конюшни" от болидов "Феррари". Фактически Макс сегодня успешно оборонял тылы лидеров чемпионата от посягательств конкурентов. И как знать, в оставшихся 4-х гонках сколько раз еще мы будем говорить об этом?

Несмотря на удачную квалификацию (5-е место) и неплохой старт, Роман Грожан не сумел удержать свою столь высокую позицию. То, что его прошли Феттель (неоднократно) и Риккиардо, было закономерным. А вот то, что швейцарец уступил затем свое гарантированное 7-е место, это уже было необязательным условием этого Гран-при. Отказ техники на "Хаас" Романа привел к тому, что у команды не было данных о его телеметрии. Но даже без этого гонщик мог бы посопротивляться соперникам. Однако на рестарте после "виртуальной машины безопасности" его легко обошел Серхио Перес. Мексиканец, очевидно, более умело воспользовался своим режимом соблюдения обязательного ограничения скорости, вплотную подобравшись к сопернику. И как только фонари VSC погасли, он тут же провел успешную атаку. В итоге Перес и Окон финишировали соответственно 7-м и 9-м. 

Роману пришлось лишь довольствоваться тем, что "8", любимое число в его жизни и номер на его машине, в точности соответствуют его финишной позиции на сегодняшнем Гран-при.

Замкнул зачетную "десятку" Карлос Сайнс, заработав единственное очко в копилку команды "Рено", которую он должен будте покинуть в следующем сезоне, перейдя в "МакЛарен". 



Наверняка большего ожидали от выступления своих пилотов в команде "Торо Россо". После старта с 6-й  и 7-й позиций Брендон Хартли и Пьер Гасли  надеялись заработать очки, но в итоге француз на последних кругах сдал свой редут Сайнсу, остановившись в шаге от зачетной зоны. А новозеландец, в очередной раз проиграв напарнику, уступил еще и "Заубер" Маркуса Эриксона. Судя по разочарованию Франца Тоста от такого исхода удачной квалификации своих машин на новых моторах "Хонда", вряд ли Харлтли останется на следующий сезон в австрийской "конюшне". И по-прежнему остается интрига, кто же будет напарником у россиянина Даниила Квята на следующий год в "Торо Россо".

Два ряда аутсайдеров на финише на этот раз заняли ровно по ранжиру пилоты "МакЛарен" с лидерством Фернандо Алонсо и пилоты "Уильямс" с преимуществом Сергея Сироткина. Бельгиец Стоффель Вандорн уже точно знает, что его карьера в "Формуле-1" завершается вместе с этим сезоном, и на следующий год мы скорее всего увидим его в чемпионате "Формула-Е". Что же до Лэнса Стролла, то его отец, выкупивший в августе для своего отпрыска команду "Форс Индия", не решился-таки посадить его в более быструю машину посредине сезона. Сыграли свою роль финансовые аргументы. Эстебан Окон на данном этапе способен показать более успешные результаты, чем его канадский конкурент. А это напрямую завязано с выплатой итоговых вознаграждений командам. Можно не сомневаться, что Лоуренс Стролл не из тех людей, кто не умеет считать свои миллионы. 

Обидно за легендарную команду "МакЛарен", имеющую в своем распоряжении одного их лучших пилотов мира Фернандо Алонсо и бельгийского победителя молодежного чемпионата GP-2 (ныне "Формула-2") Стоффеля Вандорна. Наверное, на болидах любой другой команды (кроме, разумеется, "Уильямс") они были бы весьма заметны на трассе. А с "МакЛарен" ни у одного из них нет никаких перспектив. Хотя, наверняка, были в Сузуке и те, кому такое провальное выступление британской "конюшни" было в радость. Речь идет о мотористах "Хонда". Уж если и на моторах "Рено" эта команда не показала ничего особенного, то значит, что все предыдущие обвинения в адрес японских мотористов в некачественном продукте и в причинах поражений "МакЛарен" были необоснованными. 

Следующий этап состоится в американском Остине, и этот Гран-при США пройдет ровно через две недели. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter