Формула-1. Гран-при Венгрии. Уверенная победа Льюиса Хэмильтона

Отправляясь из Минска в Будапешт, где должен был состояться очередной этап чемпионата мира гонок Формула-1, я внимательно изучал прогнозы синоптиков. Буквально все они утверждали с большей долей вероятности, что уик-энд будет проходить в дождевых условиях. Зная, какая бывает жара в конце июля в этих местах, очень хотелось, чтобы прогнозы подтвердились. Но увы, лишь в субботу дождь в квалификации хоть как-то позволил отдышаться от палящего воздуха. Остальное время, проведенное на автодроме "Хунгарроринг",  можно было бы с долей юмора назвать как "жаркое по-венгерски". Благо, что еще сами события на трассе не давали скучать, да исправно работали кондиционеры в пресс-центре и моторхоумах команд, куда приходилось забегать перед отправлением на трассу для очередной фотосъемки. 

Субботняя квалификация, вынудившая команды хаотично принимать решения по выбору покрышек и точности времени выпуска пилотов на трассу, больших сюрпризов не приподнесла. Во всяком случае для команд-лидеров. В итоге на стартовой решетке  "Мерседес" дружно занял первый ряд, а "Феррари" - второй. Несколько неожиданно было видеть провалившегося до 12-го места Даниеля Риккиардо, да чуть более удачливого Макса Ферстаппена на 7-й позиции. Это фактически лишало нас удовольствия увидеть очередное сражение на старте в исполнении пилотов "Ред Булл" как между собой, так и в противостоянии с пилотами лидирующих команд.

"На первый - второй рассчитайсь!"

Льюис Хэмильтон весьма удачно стартовал, сохранив преимущество, которое ему давала поул-позишн. И из второго поворота он выходил явным лидером гонки. Вальтерри Боттас сумел защититься от атак своего земляка Кими Райкконнена. А поскольку тот не совсем точно предугадал, какую траекторию займет второй пилот "Мерседес" во втором повороте, то сам стал жертвой обгона Себастьяна Феттеля. Фактически к 3-му повороту лидирующая группа четко рассчиталась на "первые" и "вторые" номера. И как бы там ни говорили в этих командах, что они не делят своих гонщиков по номерам, этот факт вполне сравним с "секретом Полишинеля". Даже видеокамеры, устанавливаемые на болидах над головой гонщиков,  с некоторых пор стали окрашивать в разные цвета: "черный" для первого номера, и "желтый" для второго. В стремительности скоростей и смены событий зачастую именно по цвету камер мы в точности определяем, кто за рулем той или иной машины, когда под каким-то ракурсом не видно бортовых номеров.

Не совершив ни одной ошибки Льюис Хэмильтон реализовал свой поул в 65-ю победу в карьере Формулы-1 

Следом за ними вплотную пристроился и "первый номер" команды "Ред Булл". Ферстаппен без особого труда обошел две более медленные машины соперников, фактически замкнув лидирующую группу. Его напарнику, окруженному в середине стартовой решетки голодными до результата "молодыми волками", пришлось не сладко. После столкновения с "Заубер" Маркуса Эриксона австралийский гонщик откатился на 16-е место, и лишь затем мало-помалу стал "продираться" с боем сквозь строй конкурентов, пользуясь преимуществом своего болида. Надо сказать, что умелые и грамотные действия Риккиардо не прошли незамеченными публикой на трибунах. На славящейся трудностями обгонов венгерской трассе Даниель с завидным упорством опровергал статистику, обходя болиды один за другим. На 27-м круге австралиец обошел последнее препятствие, в роли которого выступал пилот "Торо Россо Хонда" Пьер Гасли и вышел на 5-е место. К тому времени его напарник Макс Ферстаппен уже в роли зрителя смотрел гонку из боксов, а его "Ред Булл" с приказавшей долго жить силовой установкой остывал за пределами трассы.  

По итогам гонки Риккиардо был назван "Гонщиком дня", хотя так и не смог попить шампанского, а лишь подобрался вплотную к подиуму.  
    После Вандорна Риккиардо успешно обошел и Алонсо, и Грожана и др...

Финское жертвоприношение по-итальянски

Этой темы хотелось бы коснуться отдельно. Уже не в первый, и далеко не второй раз мы становимся свидетелями того, как "Феррари" в угоду победы своего лидера откровенно жертвует гонкой своего второго пилота. "Хунгарроринг" стал лишним тому подтверждением. Что поделать, если уже 11 лет чемпионский титул все никак не хочет уехать в итальянскую Модену, украсив вместе с копией кубка победителя чемпионата музей "Феррари". Сначала Фернандо Алонсо безуспешно в течение 5 лет пытался на "гарцующем скакуне"  стать чемпионом, трижды становясь "вторым" в самой последней гонке. Затем вот уже 4-й сезон эту роль пытается исполнить Себастьян Феттель. При этом еще никогда в истории "Феррари" функцию "подносчика снарядов" главному орудию не исполнял чемпион мира. А сейчас вот уже 5-й сезон подряд эту неблагодарную роль приходится исполнять Кими Райконнену, который, как ни странно, в нынешнем пелотоне является единственным, кто чемпионский титул добывал для итальянской скудерии. 

Если бы не лишний пит-стоп в угоду лидеру команды Себастьяну Феттелю, Кими мог вполне побороться за победу в гонке 

Когда в очередной раз я задаю вопрос своим французским, бельгийским или бразильским коллегам, почему финн соглашается сегодня на такую роль, в ответ звучит банальная, но весьма точная фраза: "За это ему и платят". Надо отдать должное, платят неплохо. Не менее двух десятков миллионов евро, хотя некоторые СМИ не прочь эту конфиденциальную цифру поднять в своих прогнозах вдвое.

И что самое удивительное, наряду с нарастанием слухов о том, что Кими уже явный ветеран, что ему пора на пенсию, финский чемпион как назло всем этим разговорам проводит нынешний сезон как один из лучших в своей новой истории пребывания в "Феррари". 

Да, возможно в квалификации более именитый и более молодой Себастьян Феттель почаще оказывается впереди финна, но в гонках мы не редко видим, что Кими более стабилен и надежен. Хотя команда, решительно поставившая уже на 5-й титул Себа, а не на 2-й чемпионский титул Кими, откровенно жертвует гонкой финского чемпиона в пользу его немецкого напарника. 

Недаром же Феттель так хвалит своего соседа по командным боксам, предпочитая иметь в напарниках именно его, а не, скажем, Даниеля Риккиардо (который в 2014-м году вчистую уничтожил 4-кратного чемпиона в свой первый сезон в "Ред Булл") или юного и талантливого Шарля Леклера (кандидатуру которого до последнего времени рассматривали в качестве замены Кими).

Себастьяну Феттелю досталась лишь четвертая стартовая позиция 

После вынужденной смены руководства "Феррари" стало очевидно, что Райкконнену предложат еще на один сезон остаться в составе скудерии. Да, Кими и сам не прочь погоняться еще годик на лучшей машине пелотона. А ведь несмотря на откровенную роль "второго пилота" финский чемпион умудрился за последние 5 Гран-при регулярно подниматься на подум. 

Дождевая квалификация позволила командам произвольно выбирать покрышки для старта. Поэтому в то время, когда почти все предпочли более мягкий и значит более быстрый состав, только Феттель и Риккиардо стартовали на более жестком, чтобы как можно дольше продержаться на трассе в первой части гонки, а затем быть более быстрыми во второй и заключительной.

А вот с Кими в "Феррари" решили действовать по-другому. Сначала его раньше всех (и, похоже было, что без видимых причин, поскольку финн не терял пока еще темпа) позвали на первый пит-стоп. Представьте себе, что Райкконнен всего 14 кругов проехал на своем новом комплекте покрышек. В "Мерседес" решили не рисковать и пустили по этой же тактике своего "второго" номера, Боттас сменил свой комплект кругом спустя, но снова выехал на трассу впереди своего земляка. 

Лишь на 27-м круге поехал на свой пит-стоп Льюис Хэмильтон, уступив на время лидерство своему главному конкуренту. Феттель теперь шел впереди на свободной трассе, и с каждым кругом становилось все яснее, что у него тактика рассчитана на 1 пит-стоп. И это при температуре асфальта в 59°С!

Себастьян Феттель обходит своего напарника в втором повороте 

На 39-м круге механики "Феррари" выбегают из боксов с новыми колесами, готовясь принять своего подопечного и ко всеобщему удивлению на пит-лейт вновь сворачивает ... Кими Райкконен, хотя его темп был выше, чем у лидирующей тройки. В скудерии рассчитывают таким образом спровоцировать ответный пит-стоп Боттаса, чтобы тот не оказался впереди Феттеля, когда немецкому чемпиону придется ехать на свое единственное обслуживание в боксах. И надо сказать, что в "Мерседес" едва не повелись на такую приманку. Механики немецкой команды выбежали на пит-лейн, но ... спустя круг спокойненько унесли подготовленные было для замены колеса обратно в боксы.  В результате, когда Себастьян Феттель на 40-м круге все же поехал на свой пит-стоп, на трассу он вернулся позади пары "Мерседес". Оставалось ехать еще долгих 30 кругов, за которые немецкий чемпион должен был попытаться опередить соперников. Благо, что напарника за счет лишней остановки в боксах итальянская команда из числа конкурентов ему исключила. 

Небольшая заминка во время пит-стопа с передним левым колесом на болиде Феттеля спровоцировала потерю лишних 2-х секунд, и Себастьян на трассу вернулся позади Боттаса. 

Целых 25 кругов понадобилось немецкому чемпиону, чтобы подобраться к сопернику на расстояние реальной атаки. Вальттерри удавалось несмотря на изношенную резину сохранять довольно быстрый темп, чтобы болиды "Феррари" не могли воспользоваться системой подвижного крыла DRS, упрощающей обгоны. Когда оставалось 6 кругов до финиша, Кими Райкконнен уже сумел догнать своего напарника, и теперь только оставался скромным наблюдателем готовящейся впереди него схватки. 

Отчаяние Боттаса   

После долгой подготовки атаки Феттелю наконец-то удалось, воспользовавшись DRS на стартовой прямой, лучше войти  в первый поворот и на коротком отрезке перед вторым поворотом обойти соперника. Однако едва машина "Феррари" оказалась впереди "Мерседес", как Себастьян решил "захлопнуть калитку", сместившись на внутреннюю траекторию прямо перед носом болида соперника. Если бы немецкий гонщик оставил чуть больше места на входе во второй поворот сопернику, то все равно бы уехал дальше лидером этой дуэли. Но он решил еще и жестко пресечь любую попытку соперника вернуть себе позицию.

А Боттас в свою очередь, пытаясь уйти от столкновения, наехал даже на левые поребрики, которые до сей поры оставались нетронутыми никем другим, поскольку находились вне зоны оптимальной траектории. "Мерседес" потерял сцепление страссой и вовремя затормозить уже не мог. "Феррари" своей кормой срезала элементы переднего обтекателя на машине конкурента, и умчалась вперед. Райкконнену, наблюдавшему эту баталию со стороны, уже не оставалось ничего более, как тоже обойти земляка. 

А вот Вальттерри Боттасу, отставшему от напарника,  досталось и от Феттеля и от Риккиардо 

Команда позвала Боттаса на экстренный пит-стоп, но финн решил оставаться на трассе, поскольку сзади его настигал уже Даниель Риккиардо. Вальттерри полагал, что он сумеет продержаться последние 5 кругов и с поврежденным передним крылом. Но оказалось, что его ожидания были напрасны. Буквально через пару кругов гонщик "Ред Булл" настиг своего соперника и попытался обойти по внешнему радиусу первого поворота. Боттас отчаянно сопротивлялся, но "израненная" машина уже не так хорошо слушалась руля. В результате Вальттерри протаранил болид Риккиардо, не вписавшись в первый поворот, но к счастью оба пилота продолжили гонку. Только теперь поменявшись местами. 

Оба столкновения с участием финского пилота "Мерседес" были рассмотрены стюардами после гонки. И если первое было оставлено без наказаний, поскольку квалифицировалось как гоночный инцидент, то за второе Боттаса получил добавку в 10 секунд к итоговому времени, а заодно и два штрафных балла в свою дисциплинарную копилку. Так сказать, за опасное маневрирование на поврежденном болиде.  

Итог гонки от этого не изменился, поскольку Пьер Гасли, финишировавший шестым, отстал от финского пилота больше, чем на 20 секунд.  

Лидеры упрочили свои позиции
Перед прессой после гонки Льюис не скрывает своего восторга 

Как в личном, так и в командном зачете лидеры чемпионата по итогам Гран-при Венгрии  укрепили свои позиции. Льюис Хэмильтон добавил 7 очков и теперь опережает Себастьяна Феттеля на 24, впервые добившись такого большого отрыва в этом сезоне. А команда "Мерседес", в сумме получившая 35 (25+10) против 33 (18+15), что заработала "Феррари", теперь опережает итальянскую скудерию на 10 очков.  

Следующая гонка в Спа-Франкоршам пройдет уже после летних каникул 26 августа. И будет интересно узнать, сумеют ли в "Феррари" проделать домашнюю работу над ошибками так, чтобы добиться наконец-таки преимущества не только в машине, которое они уже имеют, но и реально в результатах? Пока что психологический запас, судя по четырем последним гонкам, все же на стороне "Мерседес". Дуэт Хэмилтон - Боттас лучше справляется с прессингом, чем связка Феттель - Райкконнен.

Лучшие из остальных и  ... неудачники

Уже по итогам квалификации было неожиданно увидеть пилотов "Торо Россо" в первой десятке, тем более что Пьер Гасли умудрился показать на мокрой трассе время даже лучше, чем Макс Ферстапен, хотя "Ред Булл" значительно быстрее, чем машины "младшего брата" австрийской команды. В гонке француз продолжил свое отличное выступление, сначала обойдя Карлоса Сайна, а затем доехав до финиша на 6-м месте. 

У "Хаас", реально претендующей на роль лучшей коамнды из остального после лидеров пелотона, тоже был высокий темп. Не даром же Кевин Магнуссен финишировал на 7-м месте, в очередной раз обойдя своего напарника Романа Грожана, финишироавшего 10-м. Судя по сложившейся ситуации, Грожану вряд ли удастся сохранить своей контракт с американской командой на следующий сезон. Николя Тодт (сын президента FIA Жана Тодта), который выступает в роли менеджера Шарля Леклера, не сумев гарантировать своему подопечному место в "Феррари", всерьез нацелился на "Хаас". И скорее всего дебютант из Монако на следующий год перейдет именно туда.

Восьмым на финише был Фернандо Алонсо, в очередной раз порадовав друзей на свой день рождения еще одной результативной гонкой. Правда, для испанского чемпиона, считающегося одним из лучших гонщиков современности, эти результаты вряд ли отражают его амбиции и желания. Но уходить из Формулы-1, поскольку помимо "МкЛарен Рено" никто не может предложить ему что-либо стоящее в плане болида, Фернандо еще не решается. В отношениях с новым руководством британской команды взята пока пауза, контракт на следующий сезон не подписан, от этого застопорился начавшийся было процесс трансферов остальных пилотов.  Но мы все же надеемся, что Алонсо останется, по крайней мере, еще на один сезон в Больших призах, чтобы либо добиться успеха, либо окончательно понять, что его мечтам о 3-м чемпионском титуле не суждено сбыться. Что до возраста, то 37 лет - это еще не предел, судя по спортивной форме испанца. Тем более, что пример Кими Райкконнена, который без малого на 2 года старше Алонсо, а продолжает регулярно "пить шампанское на подиумах",  весьма показателен. Кстати сказать, в Венгрии Кими провел всю гонку, не имея возможности пить воду из-за заклинившей пробки емкости с жидкостью. Но внешне на финише финн выглядел ничуть ни более уставшим и измученным, чем остальные пилоты. 

Феттель отчитался перед журналистами после гонки 
Из-за неясностей с Алонсо остается непонятной и судьба его земляка Карлоса Сайнса, который финишировал на своем "Рено" в Будапеште 9-м. Отданный "в долг" Доктором Хельмутом Марко французской "конюшне" на год, Карлос может вернуться либо в "Ред Булл", либо уйти окончательно из гоночной программы австрийского концерна. Но поскольку Риккиардо еще контракт не подписал, то Сайнс не знает, как поступить. Да и в "Рено", поначалу загоревшись от результатов Карлоса, которые он показывал в прошлом году в "Торо Росо", несколько поостыли в своих ожиданиях. Карлос заметно проигрывает Нико Хюлькенбергу, который является рекордсменом по количеству проведенных гонок "без подиума".

А французам нужен гонщик, способный побеждать, и который уже имел бы опыт побед. Из свободных агентов имеются пока еще только Райкконнен (который вряд ли покинет "Феррари"), Риккиардо (которого очень не хотят отпускать из "Ред Булл") и .... все тот же Фернандо Алонсо, который вряд ли "войдет в ту же реку" в третий раз. Дважды Алонсо уже гонялся за "Рено" в Формуле-1. Тем более, что в "МкЛарен" ему обещают свободу в выборе решения по участию параллельно в других чемпионатах.  Так что судьба Сайнса пока еще не решена. 
Есть вероятность, что оба испанца Сайнс и Алонсо могу оказаться на следующий сезон в команде "МакЛарен-Рено"

Также неясной остается и судьба бельгийца Стоффеля Вандорна, которого скорее всего заберет из разочаровавшейся в нем "МкЛарен" к себе в "Заубер" Фредерик Вассер. В Венгрии Стоффель провел отличную гонку, несмотря на неудачную квалификацию. Он реально претендовал на 9-е место, преследуя по пятам своего более опытного напарника, но отказ коробки передач вынудил его сойти с дистанции за 20 кругов до финиша. 

И еще одна загадка крутится вокруг "Форс Индия", откуда наверняка в направлении "Рено" отправится на следующий сезон Эстебан Окон. Накануне Гран-при Венгрии британский суд перевел индийскую команду под внешнее управление. Причем, одним из инициаторов судебных исков явился и действующий пилот команды Серхио Перес. По словам мексиканца, он таким образом пытается спасти коллектив от исчезновения. Но на самом деле, очевидно мы будем иметь очередной пример рейдерского захвата доходного бизнеса. Коллектив на грани банкротства покупать всегда выгоднее, чем крепко стоящую на ногах фирму. И вполне вероятно, что на следующий сезон на розовых болидах будут гоняться все тот же Серхио Перес и ... Лэнс Стролл, отец которого решил перенаправить туда свои инвестиции из британской "Уильямс". Пока же в Венгрии никому из пилотов "Форс Индия" не удалось заработать очков.

А список неудачников по результатам гонки традиционно замкнули пилоты "Уильямс": россиянин Сергей Сироткин и канадец Лэнс Стролл, уступившие вместе с Маркусом Эриксоном лидерам гонки больше двух кругов. 

Фото автора

Хунгарроринг. Венгрия
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter