Междоусобные войны на всех фронтах

Формула-1. Гран-при Венгрии

Гонка на трассе Хунгарроринга не принесла сколь-нибудь неожиданных результатов. Короткие прямые венгерского автодрома не давали лидеру чемпионата команде "Мерседес" воспользоваться в полной мере преимуществом своих моторов. К тому же множество поворотов делало длинные немецкие болиды более уязвимыми в плане пилотажа, чем машины "Феррари". В итоге именно Феттель и Райкконен финишировали первыми, а их основные соперники Боттас и Хэмильтон вынуждены были согласиться лишь с 3-м и 4-м местами.
 
Для Феттеля и Райкконена первые секунды борьбы в первом повороте оказались самыми решающими

В целом же этот автодром в очередной раз повторил репутацию самого "необгонного" в календаре (если не считать российский этап), хотя предпосылки увидеть борьбу и множественные атаки у приехавших на венгерский этап болельщиков, прямо скажем, все же были.
 
В отсутствие борьбы между лидерами чемпионата основное наше внимание было приковано к междоусобным войнам, причем на всех фронтах. Внутрикомандное противостояние в пелотоне на этом Гран-при Венгрии достигло, похоже, своего апогея. Во всяком случае, если судить об этом по прошедшим 11 из 21 гонки сезона.
 
"Феррари"
 
Уступив своему напарнику (обладателю поула) в квалификации, Кими Райкконен не смог обойти его и в первом повороте, хотя и был очень близок к этому. Но по ходу гонки, когда на машине Себастьяна Феттеля возникли проблемы, у финского чемпиона появился шанс взять реванш. И он было уже намерился это совершить. Однако наверняка зная, как неуступчиво будет вести себя немецкий чемпион, борясь за свою позицию, Кими предпочел уточнить у команды, что ему делать. Нет, он не просил руководство скудерии, чтобы Себастьяну дали приказ пропустить его. Кими просто в эфире стал опосредованно обращаться к Феттелю, чтобы тот ехал быстрее. Но ехать быстрее у того не получалось. Ему и так рекомендовали избегать каких-либо контактов с поребриками. Понятно, что при желании Райкконен вполне мог пройти Себастьяна, тем более что после пит-стопа их болиды оказались в самой непосредственной близости.

Кими Райкконен признан лучшим гонщиком на Гран-при Венгрии 
 
По правде сказать, останься Кими еще на пару кругов на трассе, учитывая его хороший темп на еще "живых" покрышках, никого вообще не пришлось бы просить об этом. Но командный мостик "Феррари" посчитал, что финского чемпиона надо зазывать следом за Феттелем на следующем круге. Был ли это просчет или это было сделано умышленно, чтобы лишить Кими возможного преимущества, сказать сложно. Подобные решения, тем более если они в силу ряда причин идут одному из гонщиков во вред, не выносятся на всеобщее обсуждение. И можно лишь предполагать, что за каждым принятым итальянской командой решением стоит главная цель - обеспечить в первую очередь победу своему лидеру (Себастьяну Феттелю) в личном зачете.    

Вот насколько большой интерес вызывает первый поворот у фотографов 

Отдадим должное Кими. Он не стал пытаться атаковать замедлившегося напарника. А в свою очередь со всем ему присущим мастерством он удачно противостоял предполагавшимся атакам Льюиса Хэмильтона. И в результате обе машины "Феррари" смогли финишировать в неизменном с самого старта порядке, завоевав победный дубль. Безусловно, данное поведение финского чемпиона не прошло мимо внимания Серджио Маркионне. И забыв, что он говорил еще несколько недель назад по поводу медленного темпа Кими, ругая своего подопечного за отсутствие значимых результатов, глава "Феррари" заявил журналистам, что никогда не сомневался в таланте Райкконена. И что тот поступил как самый настоящий викинг, "охраняя тылы" лидирующего Феттеля.   
 
"Мерседес"
 
Небольшая ошибка Льюиса в квалификации отбросила его не только с первого стартового ряда, но и даже дальше своего напарника Вальттери Боттаса. Стартуя четвертым, британский чемпион надеялся, что на старте ему все же удастся улучшить свою позицию. Однако стартовые коллизии в лидирующей группе не позволили ему реализовать свой оптимистичный сценарий. Более того, ему даже пришлось пропустить вперед себя "распоясавшегося" голландца Макса Ферстаппена, который не погнушался при выборе себе "места под солнцем" убрать с дороги своего напарника по "Ред Булл" Даниеля Риккиардо.
 
Наказание Макса 10-секундным штрафом позволило Льюису избежать необходимости вести борьбу с опасным "юным дарованием" на трассе. Все решилось по ходу пит-стопа.
 
Получив новый комплект колес, Хэмильтон поехал заметно быстрее не только самого себя, но и своего напарника, которому было предложено поменяться позициями, чтобы Льюис мог навязать борьбу паре пилотов "Феррари". Чтобы избежать кривотолков, британский чемпион сразу обозначил смысл сделки: если у него не получится обойти "Феррари", он вернет Вальттерри позицию обратно.

Желтый флаг в руках симпатичного венгерского маршала

Как уже было отмечено выше, жесткое преследование навязать ему удалось, а вот обойти Кими Райкконена у Льюиса не получилось. Поэтому на последнем круге британец предпочел "отдать должок" своему финскому напарнику и пропустил перед клетчатым флагом Боттаса вперед. 
 
Сразу отмечу, что сделано это было профессионально, хотя и был риск пропустить еще и Макса Ферстаппена, которого Вальттерри "вез на своих задних фонарях". Голландцу не хватило всего 0,3 секунды, чтобы наказать соперников за такой легкомысленный демарш под клетчатым флагом. 
 
Макс Ферстаппен получил слишком легкое наказание за свою дилетантскую ошибку

Данный обмен позициями всколыхнул пресс-центр неожиданными эмоциями. Бесспорно, Льюис заработал большое количество морально-психологических баллов в свою "джентльменскую копилку", пусть даже и ценой потери 3 баллов в общем зачете. Как знать, не станется ли так, что именно этих баллов будет ему не хватать на финише чемпионата для его 4-го титула? Но дело сделано, и фраза Льюиса "Я хочу выиграть чемпионский титул честно" надолго запомнится в формульных кругах.
 
Было бы уместно отметить, что в похожей ситуации главный оппонент Льюиса в борьбе за чемпионскую корону Себастьян Феттель уже имел опыт поступать иначе. Помните тот инцидент, когда Себастьян вопреки договоренности командного мостика "Ред Булл" не  менять позиции с Марком Уэббером предпочел "наплевать на командную этику" и, включив режим повышенной мощности, обогнал австралийца, выиграв тогда гонку.
 
Уже на первом круге был объявлен режим машины безопасности

Лично я думаю, что, окажись в воскресенье Феттель на месте Хэмильтона, он не стал бы до конца следовать своему обещанию. Тем более, что Вальттери к финишу отстал от Льюиса почти на 7 секунд, и возврат позиций был весьма рискованным мероприятием из-за близкого присутствия Макса Ферстаппена. То есть формальный повод не соблюдать договоренности был. Но даже без него, мне кажется, Себастьян способен ради будущей победы в чемпионате на не совсем честное поведение по отношению к напарнику.
 
Если кто-то посчитает, что это не так и что я слишком предвзято отношусь к Феттелю, то ответьте мне тогда на такой вопрос: "Почему же Себастьян не предложил Кими объехать его, чтобы не рисковать победой в гонке на Хунгарроринге? Ведь если бы Кими не сдержал Льюиса, то уж с Феттелем (учитывая пробемы с амашиной "Феррари") пилот "Мерседес" расправился бы куда быстрее. 
 
Но Себастьян этого делать не стал, думая главным образом лишь о своем титуле, а не о победе команды. В ситуации с Льюисом картина не столь однозначна. И это действительно добавило шансов Хэмильтону в случае победы в нынешнем чемпионате утверждать, что его титул - честный.
 
"Ред Булл"
 
Опередив в очередной раз своего напарника в квалификации, Макс Ферстаппен сразу же для себя решил, что он - лучший в команде и что его отставание по очкам (57 против 117) от Риккиардо - это лишь дело времени и стечения обстоятельств. Иначе как же можно было бы объяснить последовавшие далее события, приведшие к нелепой аварии с австралийцем во втором повороте?
 Отважный маршал убегает в укрытие с подобранным обломком машины

Уйдя со старта на внешнюю траекторию, Макс надеялся, что ему удастся за счет этого маневра пройти пилотов "Мерседес". Отчасти это ему удалось, Льюис остался чуть позади в стартовой неразберихе первого поворота. Однако ко второму повороту уже Риккиардо вышел на 4-е место, удачно воспользовавшись траекторией внутреннего радиуса.
 
Увидев это, раздосадованный Ферстаппен ринулся безумно в атаку и постарался вытеснить своего напарника за пределы трассы, заняв его теперь уже внешнюю траекторию во втором повороте. Увы, как говорится, "безумству храбрых поем мы песни", но в данной ситуации до песен дело не дошло. Заблокировав колеса, "Ред Булл" Макса ударился в боковой понтон машины Риккиардо. Разбрызгивая маслом, протараненный болид вынужден был остановиться прямо на трассе. Еще повезло, что никто в него не врезался и последствием был лишь сход Даниеля с дистанции.

Обвинение в "дилетантстве" было самым умеренным из тех эпитетов, которыми наградил своего напарника Риккиардо. Макс был наказан 10 секундами штрафа и двумя очками. Надо сказать, что впервые за всю 2,5-летнюю биографию Ферстаппена в Формуле-1 стюарды посчитали его виновным в гоночном эпизоде. А ведь подобных действий за Максом наблюдалось уже неоднократно. Разве что к сходам с дистанции соперников они не приводили, поэтому и оставался Макс в категории "ненаказуемых" столь долгое время.
Принесенные потом извинения перед Риккиардо исчерпали инцидент, но мне хотелось бы верить, что в будущем Ферстаппен все же будет более осмотрителен при подобных ситуациях. Не всегда ведь госпожа Удача будет так милостива к своему слишком юному подопечному. А стюарды со своей стороны впервые смогли сказать "Да!" по поводу виновности Макса, что тоже в принципе заслуживает уважения. Голландец - быстрый гонщик, но когда он частенько переходит грань в плане допустимости поведения на трассе, хотелось бы, чтобы ему по тому поводу делали замечания и не боялись выписывать наказания. Иначе может оказаться, что эйфория успеха и удачливости сыграет с ним очень злую или страшную шутку. Хотелось бы все же этого избежать, поскольку автоспорт по-прежнему остается одним из самых опасных видов спорта.

"Форс Индия"

Когда Эстебана Окона приглашали на работу гонщиком в "Форс Индия", вряд ли кто мог предположить, что француз сразу же навяжет борьбу "ветерану" команды мексиканцу Серхио Пересу. Но получилось как получилось. И теперь после 11 гонок партнеров по команде разделяют всего 11 очков, причем этот отрыв был создан Чеко за первые три гонки сезона, когда талантливый француз проходил обкатку. Если же брать за точку отсчета остальной период, то пилоты сражаются на равных, и именно это все больше раздражает Переса. Тот факт, что в первом повороте он допустил столкновение с Оконом, означает лишь повышенную нервозность мексиканца, теряющего свое лидирующее положение в команде. Ведь по сути дела, с 4-го этапа Окон все время финиширует рядом, постоянно ведя междоусобную борьбу с Пересом. Лишь авария в Баку, где Перес вообще не смог финишировать, нарушает эту тенденцию. А с Гран-при Австрии Окон уже начинает перехватывать инициативу. 
 
Все время оказываясь рядом в стартовых коллизиях, пилоты "Форс Индия" ведут себя по отношению друг к другу не очень-то дружелюбно.
   
В Венгрии Окону удалось на полкорпуса войти лучше в первый поворот, но за это он и получил удар со стороны напарника. Правда, Чеко тут же заявил, что это Эстебан в него въехал. Гонку оба сумели завершить, но по признанию пострадавшего в этом инциденте, его машина была слегка повреждена. Именно поэтому он не сумел на финише оказаться впереди напарника. Но как бы то ни было, он снова был у Чеко на финише буквально на хвосте.

 Болид Грожана после удара едет на двух колесах

"Рено" - "ХААС"
 
Очевидно, не окажись пилотов американской команды рядом с французской, эти "конюшни" тоже вели бы междоусобную борьбу. Но, как говорится, им "повезло" обойтись без внутрикомандной борьбы. Уже в первом повороте слегка безрассудная атака Нико Хюлькенберга на болид Ромэна Грожана заставила машину "ХААС" подпрыгнуть и проехаться на двух колесах. Фотообъектив автора запечатлел как раз этот момент на старте. 

А уже во второй половине гонки тот же Нико Хюлькенберг попытался пройти по внешнему радиусу вторую машину "ХААС". Но ее хозяин Кевин Магнуссен не был расположен уступать свою позицию. Он агрессивно вытеснил немецкого гонщика за пределы трассы, за что и был наказан судьями 5-секундным штрафом. Почему так мало? Потому что касания болидов не было, оба гонщика продолжили гонку. И стюарды наверняка помнили, что они оставили без наказания инцидент в первом повороте, когда сам Хюлькенберг откровенно протаранил Грожана.
Пока убирали поврежденный болид Риккиардо, лидером пелотона был сэйфети-кар

Правда, Нико с таким подходом не согласился. И решил попросить судей уже после гонки наказать дополнительно Кевина за нарушение. Поступок, прямо скажем, необычный. Более того, находясь недалеко от Магнуссена в "загоне для интервью с журналистами", Нико решил высказаться в прямом эфире датского телевидения, на вопросы которого Кевин отвечал в тот момент. Назвав датчанина самым грубым в пелотоне, Хюлькенберг никоим образом не ожидал, что в ответ услышит грубое ругательство, растиражированное затем СМИ по всем каналам. 

Не буду здесь уподобляться любителям "желтого" и "жареного" в масс-медиа и переводить, что именно сказал Кевин Нико. Поверьте на слово - это было очень грубо, хотя и сопровождалось в конце обращением "дружище".

Но ФИА пока никак не отреагировала на этот внегоночный инцидент. Оно и понятно. С одной стороны, надо пресекать подобное, чтобы не превращать трансляцию ТВ в "разговоры с помойки", но с другой стороны, а как же тогда быть с трансляциями переговоров пилотов с командами? Зачастую гонщиков "запикивают" в повторном эфире, давая нам тем самым понять, что в оригинале звучали самые тяжелые непристойности. Кстати, из уст Феттеля эти непристойности звучали как-то в адрес самого Чарли Уайтинга, бессменного директора гонки. И если бы тогда спустя некоторое время Феттель не извинился многократно перед Чарли, то последствия дисквалификации на 1 гонку были бы для него самыми мягкими. 

Итак, ящик Пандоры открыт. И новые хозяева Формулы-1 должны для себя решить: позволять ли гонщикам бороться агрессивно и грубо на трассе или нет, штрафуя за самую малую провинность? Штрафовать гонщиков за нецензурщину в эфире во время гонки и после нее или все же периодически давать "выходить пару" наружу, привлекая публику эмоциональными откровениями пилотов?

Внутрииспанский "междоусобчик"
Фернандо 36 лет

Еще одна дуэль обратила на себя внимание по ходу гонки, которая кому-то могла показаться и вовсе скучной: почти нет обгонов, почти нет аварий и сходов. Два испанца Фернандо Алонсо и Карлос Сайнс стартовали ровно друг за другом, соответственно с 7-й и 9-й позиций. Но уже в стартовой перепалке Карлосу удалось объехать своего более именитого соотечественника и, с учетом схода Риккиардо, расположиться на 6-м месте. Практически всю гонку их болиды находились недалеко друг от друга, а после смены шин испанцы затеяли настоящее сражение. Фернандо даже пришлось пожаловаться по радио, что его грубо вытеснили с трассы. После гонки Алонсо в шутливой форме отметил, что его собственное пилотирование из-за этой борьбы с молодым хулиганом было похоже на самоотверженную борьбу камикадзе. Сайнс же с гордостью говорил журналистам, что ему довелось сражаться с самым лучшим пилотом стартовой решетки.

Но как бы то ни было, Фернандо все же удалось доказать свое мастерство, и он финишировал 6-м впереди Карлоса. Этим своим лучшим результатом в сезоне Алонсо отметил свой 36-й день рождения, по поводу которого мы вместе с остальными журналистами паддока пили шампанское "Шандон" и ели праздничный торт в моторхоуме "МкЛарен". Естественно, не обошлось без фотографий на память, от которых вряд ли бы кто из приглашенных смог отказаться.  

P.S. Для Дани Квята гонка прошла относительно хорошо, если не считать, что его оштрафовали потерей 3 позиций на старте за неумышленную блокировку пилота "Уильямс" в квалификации. Стартовав 16-м, россиянин финишировал на 11-м месте, показывая по ходу гонки отличный темп, сравнимый с его напарником. То есть фактически он мог бы быть в "очковой зоне", если бы не сомнительное решение стюардов. Почему сомнительное? Потому что команда не смогла предупредить гонщика, что за ним едет пилот на быстром круге. И в момент проезда мимо Лэнса Стролла Квяту просто теоретически даже не было куда деваться в том месте на трассе.  
 
Теперь у Дани Квята уже 10 штрафных баллов, и любое нарушение правил (даже превышение скорости на 1 км на пит-лейне - В.В.) приведет к дисквалификации российского гонщика на 1 этап. И в таком положении нависшего дамоклова меча Дане придется гоняться до октября, когда аннулируются прошлогодние штрафные баллы. Неутешительная перспектива. Похоже, что именно Квяту придется впервые в истории современной Формулы-1 по этой причине пропустить гонку.
Фото на память корреспондента СБ с Фернандо Алонсо 

Как сказал сам Даня в нашей личной с ним беседе: "Судя по последним действиям стюардов в мой адрес, начиная с Канады, когда был дважды объявлен штраф за одно и то же незначительное нарушение, связанное с выездом на старт, у меня сложилось полное ощущение, что меня хотят использовать как образец диципилинарных взысканий".

                                                                                                                                                                                Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter