"Формула-1". Гран-при США. Себастьян Феттель теряет последние шансы на титул

Проиграв на техасском автодроме в Остине личную дуэль лидеру чемпионата Льюису Хэмильтону, гонщик "Феррари" Себастьян Феттель свел до минимума шансы выиграть свой пятый чемпионский титул в этом году. Теперь за три гонки до окончания сезона немец отстает уже на 70 очков от своего главного конкурента из "Мерседес". И, скорее всего, повторится прошлогодняя история, когда именно Гран-при Мексики, который через неделю пройдет в столице этой страны, станет официальным местом объявления чемпиона мира "Формулы-1".  

"Дежавю" и Феттель, система или опять случайность?

"Дежавю" в исполнении Себастьяна Феттеля

Наверное, в карьере каждого гонщика случаются взлеты и падения, удачные гонки и "черные дни". Но если полоса неудач затягивается, а повторяющиеся аварии начинают походить одна на другую, то впору пилоту задуматься над тем, а все ли с ним самим в порядке.

В этом сезоне итальянская скудерия смогла предоставить своим пилотам болиды, вполне сравнимые с машинами "Мерседес", которые бесспорно доминировали на всех трассах календаря с начала новой эры гибридных силовых установок. И не случайно ведь с первых гонок Феттель захватил лидерство, одержав подряд две победы. Если смотреть правде в глаза, то первая "черная метка" появилась у Себастьяна в этом году в Шанхае. Именно на Гран-при Китая у него случилась авария с Максом Ферстаппеном, из-за которой обладатель поула финишировал в тот день лишь на 8-м месте. 

Затем был Баку, где из-за собственной ошибки на торможении, защищая свою позицию от атак Льюиса после рестарта, Феттель смог финишировать лишь 4-м. 

Но это были только ягодки, и в целом дела у "Феррари" шли довольно неплохо, позволяя их первому пилоту держать лидерство в чемпионате. Особенно хорошо получались у Феттеля гонки, где он сразу же захватывал лидерство и не вступал в контакт с соперниками. Другое дело когда приходилось бороться колесо в колесо. Именно в этих ситуациях проявляется мастерство профессионалов, и сдают нервы у тех, кому этого мастерства чуточку не хватает. 



Гран-при Франции стал продолжением китайской истории. В толчее первого поворота на французском автодроме Поль Рикар Себастьян развернул машину Боттаса, из-за чего его как виновника стюарды наказали, и на финише немецкий чемпион был всего лишь 5-м. 

На Гран-при Германии под дождем Себастьян, лидируя в гонке, не справился с управлением, выехал в гравий и сошел с дистанции за 15 кругов до финиша. При этом Льюис, стартовав 14-м из-за проблем с машиной в квалификации, финишировал первым.  И тем не менее на летние каникулы Феттель уходил, еще лидируя в чемпионате, укрепив свое положение победой в Спа. 

А вот в Италии, на домашней для "Феррари" трассе, фактически началось скольжение лидера скудерии по наклонной вниз. Пытаясь неумело защитить свою позицию от атаки Льюиса Хэмильтона на первом круге, Феттель сталкивается с "Мерседес" британца, и его машину разворачивает. В итоге на финише он лишь 4-й. В Японии — совершенно ненужное столкновение с Ферстаппеном. Снова разворот и… потерянные очки.  



Когда в США в борьбе с Риккиардо в конце первого круга Себастьян вновь допускает касание с машиной соперника, пытаясь с внутреннего радиуса несмело вытолкнуть болид "Ред Булл", то результат все тот же: разворот и потеря позиций. Словно "дежавю" какое-то. 

Был бы на месте 4-кратного немецкого чемпиона какой-то дебютант, общественное мнение не преминуло бы записать такого умельца в число "крашеров". Но в нашем случае — лишь сочувствие, мол, не справляется Феттель с прессингом, который на него слишком уж активно организует его соперник.

Но мое мнение другое. Феттель просто растерялся, а точнее, растерял свое мастерство обгонов. Ведь не секрет, что в авангарде пелотона он едет безукоризненно. Оставим ошибку в дождь в Хоккенхайме на списание случайности. В остальных же случаях, когда Себ впереди, у него не возникает проблем. Мне могут возразить, мол, мы часто видим яркие прорывы лидера "Феррари" из хвоста пелотона наверх. Но не будем путать обгоны середнячков, имея гораздо более быструю машину, с настоящими боевыми обгонами равных соперников. Тут-то у Феттеля и случаются конфузы. Ведь не случайно, что за всю свою уже почти 12-летнюю карьеру в "Формуле-1" Себастьян еще ни разу не выигрывал гонок, стартуя дальше, чем 3-е место на стартовой решетке. Так что все его показательные прорывы — это словно игра с заведомо слабыми соперниками. 



Есть еще у меня два наблюдения по поводу манеры пилотажа Феттеля. Если внимательно посмотреть записи его обгонов, то они все имеют характерную черту: обойдя соперника, Себастьян тут же предпочитает перекрыть конкуренту траекторию, чтобы предотвратить контратаку. Зачастую это происходит настолько жестко и бесцеремонно, что соперникам немецкого чемпиона приходится оттормаживаться или, по крайней мере, сбрасывать газ, чтобы избежать столкновения. При этом острой необходимости в подобном маневре нет, обгон фактически уже завершен, и эта попытка "добить" соперника  окончательно скорее опасна, чем необходима. 

Второе наблюдение касается его стартов с поул-позишн. Я уж и не припомню гонку, в которой бы Себ, стартуя первым, изменил бы своей привычке "мечущегося зайца". Что это означает? Сначала он устремляется наперерез машине, стартующей на втором месте, а затем перекрывает еще и траекторию третьей машине. Таким образом, он отсекает возможные атаки соперников, и лишь затем уже старается побыстрее уехать вперед в роли единоличного лидера. Мне и раньше приходилось высказывать свое критическое мнение коллегам по этому поводу. И как мрачную перспективу я рисовал в таких случаях высокую вероятность аварий, которые могут случиться с Себом, продолжай он такую же практику в своем пилотировании. И это время настало. Злая до побед молодежь не желает больше играть в поддавки с немецким чемпионом. Макс Ферстаппен, Вальттерри Боттас и Даниель Риккиардо яркий тому пример. 



Осмелюсь предположить, что на следующий сезон, если Шарлю Леклеру удастся быстро найти общий язык с болидом своей новой команды, в "Феррари" наверняка столкнутся с проблемой внутрикомандной войны, или хотя бы жесткого противостояния. И история сезона 2014-го года, когда Феттель был повержен дебютантом "Ред Булл", вечно улыбающимся и жизнерадостным Дэном Риккиардо, вполне может повториться. Только вот бежать из скудерии, как это он спешно сделал, покинув в свое время "концерн энергетиков", Себастьяну будет уже некуда. Разве что на пенсию, но об этом пока он, разумеется, и слышать не хочет. 

Кими — скромная, но такая долгожданная победа

Вы можете себе представить, что чемпион мира, с большой и славной биографией, больше 5 лет гоняется в "Формуле-1" без единой победы? Не повезло с болидом? Да нет же. 30 раз подниматься за это время на подиум невозможно на медленной машине. Просто не везло. Такова история финского чемпиона Кими Райкконнена, которому на прошлой неделе исполнилось 39 лет. По правде сказать, эту долгую беспобедную серию Кими уже мог не единожды прервать. Но, увы, следуя логике командного руководства "Феррари", предписанная финну роль второго пилота скудерии предусматривает самопожертвование в пользу "первого номера", то есть Себастьяна Феттеля. И именно поэтому, даже когда Кими был очень близок к победе, находились обстоятельства, которые вынуждали руководство "Феррари" жертвовать "вторым номером" ради перспектив лидера команды. 



В качестве примера можно привести следующую ситуацию. В очередной раз в гонке Феттель оказывается позади своего напарника и просит командный мостик, чтобы Кими его пропустил. Аргумент — наличие большего числа очков, а значит, больших перспектив для завоевания чемпионского титула. И вот команда передает Райкконнену по радио: "Кими, Себастьян едет быстрее тебя". То ли из-за уважения к ветерану, то ли из-за непонятной боязни быть обвиненным в командной тактике, которая, впрочем, уже давно не запрещена, командный мостик не решается сформулировать свою просьбу прямо, например: "Кими, пропусти Себа". Нет. Финскому чемпиону вежливо напоминают, что его напарник едет быстрее его. При этом интервал между пилотами "Феррари" достаточно большой — не менее двух секунд. 

Кими коротко, со скандинавским кажущимся безразличием произносит "ОК!" и тут же показывает лучший круг в гонке. Понятно, что расстояние между напарниками не уменьшается. Команда вновь предупреждает финна, что его напарник быстрее. Тот снова произносит «ОК!» и тут же показывает еще один самый быстрый круг в гонке. Формально придраться к Кими не за что. Феттель нервничает, и тогда командный мостик скудерии тоже начинает показывать легкое раздражение: "Кими, нужно что-то делать". Тут уж не выдерживает сам финский чемпион: "Так вы мне точно скажите, чего вы хотите, и я сделаю!" Более яркого примера трудно найти.



Когда в Монце Кими объявили, что с ним на следующий год не будут подписывать контракт, у финна словно открылось второе дыхание. Не чувствуя себя уже обязанным всячески помогать Феттелю, Кими позволил себе, что называется, "расслабиться". И тут же завоевал поул-позишн, а затем в гонке финишировал вторым, опередив на две позиции своего напарника. В США история почти повторилась, но только с еще большим успехом. Стартовав вторым (впервые в своей биографии выступления на Гран-при США Кими стартовал с первого ряда), он в великолепной манере обошел обладателя поула Льюиса Хэмильтона в первом повороте. На финише Райкконнену пришлось нелегко, сдерживая атаки Макса Ферстаппена и наседающего на него Льюиса Хэмильтона. Но победа досталась заслуженная, долгожданная, первая после начала сезона 2013 года, когда финн гонялся еще за команду "Лотус". Набранные на Гран-при США очки позволили Кими выйти на 3-е место в общем зачете, опередив своего соотечественника из "Мерседес" Вальттерри Боттаса.  

Хочется верить, что в оставшихся трех гонках, когда практически уже отпала необходимость помощи напарнику в завоевании 5-го титула, мы еще увидим яркие выступления финского чемпиона. И его лебединая песня в команде "Феррари", мажорные аккорды которой он профессионально исполнил в Монце и Остине, будет яркой и выразительной. А уж после нее можно и уйти с гордо поднятой головой на 2 года на предпенсионную работу "легкотрудника" в команду "Альфа-Ромео Заубер".   

Льюис — шампанское можно испить и не рискуя

Самые мягкие и, соответственно, самые быстрые покрышки "суперсофт" явно не подошли для машин "Мерседес" на автодроме "Всех Америк". Пилоты немецкой команды решили их не использовать не только на старте, но и даже в самой гонке. Странное решение, тем более что оно все равно не избавило Льюиса Хэмильтона от необходимости совершить два пит-стопа, в то время как все остальные гонщики шли на тактику с одним обслуживанием в боксах. 



Когда, преследуя Кими Райкконнена, в немецкой команде решили изменить тактику и пораньше зазвать в боксы Льюиса Хэмильтона, многим показалось, что Тото Вольф и К° совершили тактическую ошибку. Слишком уж мало (всего 11 кругов) проехал британский чемпион на первом комплекте колес. 

Однако позднее, когда Льюису удалось не только догнать соперника, но и даже обойти его, ситуация прояснилась. Но именно в этот момент командный мостик "Мерседес" и совершил ошибку. Видя, как стремительно сокращается отрыв Макса Ферстаппена от Льюиса, стратеги в немецкой команде "передержали" два круга своего лидера на трассе.  В итоге после своего второго пит-стопа Хэмильтон выехал и позади Макса Ферстаппена, и позади своего напарника. Это впоследствии и сыграло злую шутку с претендентом на титул. 

Упершись на последних кругах в корму голландца, Льюис пару кругов готовил свою яростную атаку на позиции Макса. И, ринувшись в нее, британский чемпион показал высочайшее мастерство. Борьба колесо в колесо в нескольких поворотах вполне могла бы стать украшением книг по истории "Формулы-1". Но Ферстаппен, несмотря на свои почти "убитые" покрышки, не сдался. Напротив, он весьма удачно блокировал траекторию Льюису, вынудив того даже выехать в одном из быстрых поворотов на асфальт вне трассы. Осознав риск, которому он себя подвергает из-за неуступчивости молодого голландца, Хэмильтон принял весьма резонное для себя решение: лучше сегодня испить шампанского из малой бутылки, чем совершить необдуманное и потерять такую реальную возможность стать 5-кратным чемпионом мира, войдя в тройку самых успешных звезд "Формулы-1".

Как оказалось, решение действительно было правильным. Выиграв в дуэли у своего основного конкурента еще 3 очка, Льюис довел свое преимущество над ним до 70 очков. В прошлом сезоне в Мексику, где он досрочно стал чемпионом мира, Хэмильтон приехал с 66 очками в запасе преимущества все над тем же Феттелем. Тогда этого оказалось достаточно, чтобы мексиканцы получили уникальное право приветствовать у себя новоиспеченного чемпиона мира. 

Полагаем, что этот год не станет исключением. Через три дня моторхомы команд уже вовсю будут бурлить от наплыва журналистов и гостей автодрома имени братьев Родригес в Мексике. А в воскресенье мы увидим еще одну интересную гонку, которыми так славится мексиканская трасса.  

Риккиардо — уход в никуда?

Скорость, с которой Макс Ферстаппен прорывался в авангард пелотона с его хвоста, впечатлила многих. Уже за один круг голландец поднялся с 18-го на 9-е место, а затем и вовсе сумел войти в тройку лучших. Ошибка командного мостика "Мерседес" подарила ему еще одну позицию. В итоге гонщик "Ред Булл" смог финишировать вторым.



Ясно, что если бы он стартовал, где ему позволял это сделать его болид, то вполне мог бы даже выиграть гонку. Только вот ему пришлось бы наверняка поучаствовать в дуэли с Себастьяном Феттелем. Что-то уж слишком часто голландец и немец оказываются рядом на траектории в это сезоне. 

Следует отметить, что в хвост пелотона Макс отправился в общем-то из-за собственной ошибки. Он разбил в квалификации свою подвеску именно о тот поребрик, который мексиканцы установили в месте, где Ферстаппен в прошлом году "незаконно" обогнал перед самым финишем Кими Райкконнена.  Замена подвески вкупе с вынужденной внеплановой заменой коробки передач и вынудили Макса откатиться в хвост пелотона. 

Его роль в неминуемой дуэли с Феттелем исполнил на этот раз его напарник Даниель Риккиардо. Отделавшись "малой кровью" и совсем немного потеряв от столкновения с пилотом "Феррари", австралиец затем стал жертвой другого происшествия. На этот раз от него совершенно не зависящего. Его мотор "Рено" просто выключился перед стартовой прямой на 8-м круге.

Если учесть темп, который демонстрировал на аналогичной машине Макс Ферстаппен, а также показанный болидами заводской команды "Рено" результат в виде 6-го и 7-го мест Нико Хюлькенберга и Карлоса Сайнса, становится очевидным, насколько не повезло в США Риккиардо. Реально у него были шансы попасть на подиум техасского автодрома. 

А пока Дэн вынужден  довольствоваться 6-м местом в личном зачете в ожидании окончания сезона, после которого он перейдет в команду "Рено". Хотелось бы верить, что с его приходом французская "конюшня" не только воспрянет духом, но и вернется на подиумы. Ведь не зря же французы в лице Риккиардо так хотели заполучить в свои ряды гонщика с опытом побед, а не просто быстрого пилота. Возможно, тогда и выяснится, случайными были или нет такие уж частые отказы силовой установки на его болиде в этом сезоне.  



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Владимир ВАСИЛЬЕВ
5
Загрузка...
Новости