«Формула-1». Гран-при США. Квалификация. Строго по ранжиру

С учетом разницы во времени в Минске и Остине субботняя квалификация Гран-при США завершилась для наших читателей далеко за полночь. То есть фактически в воскресенье. Обладателем очередного поула стал лидер чемпионата Макс Ферстаппен, сумевший на 0,2 секунды опередить своего главного конкурента в борьбе за титул британского чемпиона Льюиса Хэмилтона. 

Макс Ферстаппен уезжает из боксов с новыми шинами

Примечательным в этот раз можно считать тот строгий порядок, в котором первая десятка гонщиков распределилась в итоговом протоколе. Словно по армейской команде: «По порядку номеров рассчитайсь!»

Пять самых быстрых команд в полном составе строго по ранжиру, согласно своим скоростным качествам, должны были бы занять первые 5 рядов стартового поля. Как и подобает в таком случае, более сильные гонщики впереди, а их напарники рядом, но чуточку поодаль. Лишь после окончательного вердикта небольшую сумятицу в этот порядок внес Вальттерри Боттас. За замену блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания на его «Мерседесе» финский гонщик получил штраф в 5 позиций. Поэтому стартовать ему придется не с 4-й позиции, как в первичном протоколе, а с 9-й, разделив таким образом пилотов команды «Альфа Таури» Пьера Гасли и Юки Цуноду, которые должны были замыкать десятку лучших гонщиков на стартовой решетке автодрома в Остине. 

Судя по результатам свободных заездов в пятницу, поул должен был достаться кому-то из гонщиков команды «Мерседес». Они уверенно откатывали свои круги на тренировках этой скоростной американской трассы, всякий раз улучшая свое время, если кто-либо из соперников приближался вплотную. Но в самый решающий момент инженеры немецкой команды что-то перемудрили с настройками. Этим и воспользовались пилоты «Ред Булл».  

До отказа заполненные трибуны автодрома Circuit of Americas, что в стиле американского глобализма переводится не иначе как «Трасса Америк», поочередно взрывались одобрительным гулом, едва на табло появлялись результаты лучшего круга их кумиров. Надо сказать, что у лидирующей тройки здесь свои огромные диаспоры фанатов. Возможно, из Нидерландов в силу санитарных ограничительных мер из-за пандемии коронавируса приехало в этот раз не так много болельщиков, но вот из соседней Мексики это сделать было гораздо проще. Поэтому для Серхио Переса поддержка соотечественников была чуть ли не самой представительной. 

У Серхио Переса есть шанс на старте оттеснить Льюиса Хэмилтона от лидера чемпионата

И мексиканский гонщик не подвел своих почитателей. Ему всего каких-то 15 тысячных доли секунды не хватило, чтобы обеспечить себе старт вместе с напарником с первого ряда. А если судить, что в решающей попытке Серхио совершил пару мелких помарок, стоивших ему потери нескольких десятых, то у него и вовсе был шанс завоевать здесь поул-позишен. Обидно, что эти помарки были вызваны не собственной его ошибкой в пилотировании, а изменившимися условиями начинающего накрапывать мелкого дождика. 
 
Следом за тройкой лидеров в гонку уйдут пилоты «Феррари». Леклер смог переквалифицировать своего главного конкурента – испанца Карлоса Сайнса. В стартующей за ними паре гонщиков «МакЛарен» чуточку лучшим в этот раз оказался Даниель Риккиардо. Британец Ландо Норрис признался, что мог проехать зачетный круг лучше своего более опытного австралийского напарника. Но в любом случае их машины стартуют рядом, хотя и пропустив вперед пилотов итальянской скудерии, которые пока что в Кубке конструкторов идут позади британской «конюшни».

Шарль Леклер будет стартовать впереди Карлоса Сайнса

Что же до пары «Альфа Таури», то в очередной раз маленькая команда из итальянской Фаенцы смогла опередить французскую «Альпине». Во внутрикомандной квалификационной  дуэли Пьер Гасли пока бесспорно громит японского дебютанта, счет у них уже 17:0. Такой показатель есть еще только у одной пары гонщиков. Это Джордж Рассел и Николас Латифи из «Уильямс», где будущий пилот «Мерседес» фактически положил на лопатки своего канадского напарника.

Но отдадим должное терпению руководителя скудерии Франца Тоста и доктора Хельмута Марко, ответственного за кадровую политику в гоночном концерне «Ред Булл». Несмотря на ошеломляющее преимущество французского пилота, Юки Цунода подписал с этой командой контракт и на следующий год. Конечно, «Хонда» помогла, ведь именно на ее моторах гоняются машины и «Альфа Таури», и головного коллектива австрийского «энергетика». И именно благодаря японским моторам в сочетании с разработками талантливого в области аэродинамики конструктора Эдриана Ньюи  впервые после начавшейся эры беспредельного доминирования «Мерседес» какая-то другая команда смогла включиться в борьбу за чемпионские титулы как в личном зачете, так и в командном.  

Штрафы как показатель надежности


Это подразумевалось еще в начале сезона. Объявив изменения в регламенте касательно количества двигателей, предусмотренных на весь календарь гонок, в FIA надеялись, что трех моторов явно никому не хватит. И оставалось только ждать, у кого надежность силовых установок начнет страдать первой от износа. Действительно, штраф с потерей в 5, 10, а то и 20 позиций (когда речь идет о полной замене всех компонентов гибридного мотора), вынужденно отправляет в конец стартовой решетки даже чемпионов и лидеров чемпионата. Вопрос лишь в том, на какой именно трассе это происходит.

В Остине о замене силовых установок заявили 4 пилота. Как уже было отмечено выше, Вальттерри Боттас из-за этого переместился с 2-го на 5-й ряд стартового поля. А вот Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Джордж Рассел займут на решетке 3 последних места соответственно.

Себастьян Феттель был недоволен действиями Мазепина

В первом сегменте квалификации произошел инцидент между машинами «Астон Мартин» немецкого чемпиона и «Хаас» Никиты Мазепина. Россиянин на прогревочном круге опередил было болид Феттеля, но затем ошибся в начале быстрого круга. При этом Никита остался на траектории, хотя и сбросил скорость.  И это было как раз место «скоростной змейки», где чередующиеся быстрые повороты позволяют пилотам ехать со скоростью свыше 260 км/ч. Естественно, что за созданную Себастьяну помеху российский пилот получил от немца массу оскорблений в прямом эфире. Обошлось без наказаний для обоих.

В итоге получилось, что на стартовой решетке Мазепин будет начинать свою первую в «Формуле-1» гонку на этой трассе впереди двух чемпионов мира. То есть дебютант впереди обладателей шести чемпионских титулов. Понятно, что долго продержаться Никита на своем тихоходном «Хаас» не сможет. Но в любом случае и Алонсо, и Феттелю  во время своих прорывов вперед придется обгонять российского гонщика. 

Что касается штрафов за неплановую смену двигателей, то осмелюсь предположить, что во всех 7 гонках, остающихся до конца сезона, вряд ли лидеры чемпионата обойдутся без них. И командам еще предстоит поломать голову, где и когда это можно будет сделать наименее болезненно, чтобы не испортить главную интригу чемпионата. Ведь обидно будет, если судьбу титула  в конечном итоге решит не мастерство гонщиков на трассе, а вопрос надежности машины.

Чего ждать от гонки? 


Судя по статистике, здесь, в Остине, за все 8 лет проведения «Формулой-1» Гран-при США ни разу не побеждали пилоты, стартовавшие дальше второго места. Наиболее успешным считается Льюис Хэмилтон, который 5 раз увозил отсюда «золотой кубок». Причем в самый первый сезон в 2012 году британец добился победы на машине «МакЛарен». Одна победа в гонке здесь и на счету Себастьяна Феттеля, в его звездную пору чемпионских титулов за команду «Ред Булл». Даже у Кими Райкконнена есть здесь портрет на Аллее победителей. Финский пилот выиграл гонку, стартовав вторым в 2018 году, когда выступал за «Феррари».

Льюис Хэмилтон всего 0,2 секунды уступил обладателю поула

В 2019 году на этом автодроме доминировал Вальттерри Боттас. Он выиграл здесь и поул, и гонку. В прошлом году из-за коронавируса гонку в США отменили. Поэтому соскучившиеся по этому празднику автоспорта американские гоночные фанаты грозят обеспечить почти полный аншлаг на сегодняшнем событии.  

Нарисованная формульным архитектором Германом Тильке против часовой стрелки трасса в Остине имеет ряд весьма интересных особенностей. В нее включены повороты, очень напоминающие лучшие места из классических трасс. А главное, что на ней можно успешно обгонять. Правда, в связи с этим непонятно, как до сих пор получалось, что никому, стартовавшему далее второго места, еще не удавалось здесь одержать победу. Может быть, эту сложившуюся тенденцию изменят пилоты сегодняшним вечером?

Самым характерным местом  в Остине считается крутой подъем по стартовой прямой к первому повороту, в котором можно смело спрогнозировать массу интересных событий как в начале сегодняшнего Гран-при, так и по ходу его проведения.  Не думаю, что стартующие следом за парой претендентов на титул гонщики будут с каким-то особым уважением и трепетом относиться к борьбе за чемпионство между Ферстаппеном и Хэмилтоном. Темп, который показали болиды в квалификации, говорит о том, что скорости не так уж и сильно отличаются. Достаточно отметить, что в 1 секунду в итоговом протоколе квалификации уложились сразу 8 пилотов. И это обещает нам интригу уже с первых секунд гонки.

Очередной поул достался этому болиду

Вторым интересным фактором на предстоящем Гран-при будут шины, точнее их состояние, поскольку неожиданно в этот уикенд в Техасе установилась жаркая погода. Температура воздуха под 30 градусов, асфальт и вовсе прогревается свыше 40 по Цельсию. Значит, скорее всего будет распространена тактика с двумя пит-стопами. А это лишняя возможность проверки работы механиков в боксах и гоночных стратегов на командных мостиках.  

Гонка начнется в 22:00 по минскому времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter