Формула-1. Гран-при США. Борьба за титул завершена

Это было очевидным. Набрать каких-то 4 очка за три оставшиеся до конца календаря гонки, тем более при наличии такого болида, как «Мерседес», было делом времени. И Льюис Хэмилтон решил не откладывать в долгий ящик вопрос о своем 6-м чемпионском титуле. Но одно дело просто набрать недостающие очки или подождать, пока ошибется напарник, еще имеющий чисто теоретические шансы помешать праздничному событию. И совсем другое – выиграть гонку, или хотя бы подняться на подиум. Льюис предпочел второе, хотя для этого пришлось ему изрядно попотеть.

Льюис Хэмилтон - и снова чемпионсий титул досрочно

Теоретически, когда из максимально возможных 78 баллов (победа в гонке - 25 и лучший круг – 1) тебе достаточно за три Гран-при заработать всего 4 очка, лидируя в чемпионате, представляется совсем легкой задачей. Но это – автоспорт. И практически здесь может случиться всякое. Скажем, трижды сойти из-за отказа техники или неуклюжих, но агрессивных действий соперников, которым, как говорится, уже нечего терять. Правда, при этом твой напарник должен был бы все эти гонки быть безупречным, побеждая в каждом из трех оставшихся Гран-при. Но в любом случае поводов для психологического стресса у Хэмилтона было достаточно. Возможно, именно поэтому в решающий момент он не смог чисто проехать зачетный быстрый круг и в квалификации оказался с 5-м результатом.

Правда, и Вальттерри Боттас был не так далеко впереди, всего на 0.29 сек быстрее. Однако при этом финскому гонщику удалось завоевать поул-позишн. Собственно говоря, именно она и предрешила исход гонки в силу прочих обстоятельств этого уик-енда.

Сохранив свое лидерство, пилот «Мерседес», совершив две остановки в боксах для замены шин, в финальной части имел преимущество в скорости над своим именитым напарником, который был на тактике с одним пит-стопом. Настигнув британского чемпиона, Боттас предпринял пару атак, чтобы обойти Льюиса. И если в первой попытке Хэмилтон как-то попытался сопротивляться, вытеснив финна на асфальтную зону безопасности, то во второй раз у него не осталось даже возможности на подобный маневр. Тем более, что победный командный дубль, даже при главенстве напарника, выглядел куда более приятным завершением спора о чемпионстве, чем обе сошедшие машины, пусть даже и с таким же исходом в виде 6-го чемпионского титула. 

Льюис хэмилтон соседоточен перед решающим стартом

Куда важнее в тот момент было Хэмилтону сохранить для престижности хотя бы второе место, поскольку Макс Ферстаппен на своем «Ред Булл» был буквально на задних фонарях у ведущих спор за победу пилотов «Мерседес».

Тихая гонка Ферстаппена


По правде сказать, такой спокойной гонки в исполнении голландского гонщика «Ред Булл» давненько мы не видели. На старте в первом повороте Максу удалось опередить Себастьяна Феттеля, который на стартовой решетке был вторым. Но это было сделать не трудно. Как оказалось, у немецкого гонщика «Феррари» с самого начала возникли какие-то проблемы с поворачиваемостью болида. Второй круг он начинал уже 7-м, пропустив вперед себя не только пилотов из лидирующей группы, но еще и Ландо Норриса с Даниелем Риккиардо. А затем, не доехав даже до начала 8-го круга, он и вовсе вынужден был сойти из-за подвески, неожиданно сломавшейся при рядовом проезде через поребрики.

Когда первый комплект шин на машине Ферстаппена износился и к голландцу приблизился Льюис Хэмилтон, то увидеть борьбу за позицию нам не довелось. Макс свернул в боксы, и после обслуживания у своих механиков вернулся позади обоих пилотов «Мерседес». Была надежда, что на командном мостике немецкой «конюшни» ошибутся, и голландцу удастся опередить лидера за счет более быстрого темпа на свежих шинах, но этого не случилось. Вальттерри Боттас вернулся на трассу кругом спустя впереди пилота «Ред Булл».

Макс Ферстаппен был недоволен появлением желтых флагов в конце гонки

Аналогичная ситуация повторилась и через двадцать кругов, по ходу которых ничего существенного в лидирующей группе не происходило. Ферстаппен первым уехал на свой второй пит-стоп, но кругом позже в «Мерседес» ответили тем же. И снова Макс был позади Боттаса. Не будь интересных сражений в остальной части пелотона, только лишь созерцание того, как катилась к финишу первая тройка гонщиков, было бы скучнейшим занятием. Одним из тех, когда можно уйти, оторвавшись от экрана телевизора, чтобы попить кофе и поболтать с друзьями по телефону, а затем вернуться к финишу, убедившись, что все по-прежнему на своих местах.

Лишь когда до клетчатого флага оставалось 5 кругов, Максу удалось сократить отставание от Вальттерри Боттаса до расстояния возможности атаки. Да, и то потому, что к тому времени вконец изношенные шины на болиде Льюиса позволили его преследователям, отыгрывая по секунде на круге, настичь британского чемпиона. С командного мостика «Ред Булл» предупредили голландца, чтобы он не торопился с обгоном, подождав, пока пилоты «Мерседес» завершат свою дуэль. Похоже, Кристиан Хорнер надеялся, что соперники «подерутся» между собой, и его подопечный выйдет вперед без борьбы.

Возможно, в этом был небольшой просчет со стороны руководителя австрийской команды. Продолжи Макс атаковать Боттаса в момент, когда тот наседал на Хэмилтона, глядишь, вероятность ошибки пилотов «Мерседес» была бы куда более очевидной. А так вышло, что Льюис фактически не стал чинить препятствий своему напарнику после первой попытки обгона и вытеснения финна с трассы. А когда настало время Максу последовать примеру Вальттерри, то на трассе появились желтые флаги. Лопнул тормозной диск на машине Кевина Магнуссена. Это и предопределило позиции тройки победителей на подиуме. Хэмилтон финишировал вторым, и после круга почета прямиком направился на специально подготовленную американцами площадку с надписью: «Только для 6-кратного чемпиона, иным автомобилям останавливаться запрещено».

А Ферстаппен вынужден был довольствоваться третьим местом, хотя, по правде сказать, темп его «Ред Булл» позволял в конце гонки быть более активным, а с учетом характера и амбиций голландца, даже попытаться выиграть эту гонку. Увы, этого не произошло.

Мкс Ферстаппен был на финише третьим

«Феррари» провалилась?


Неожиданно возросший темп болидов итальянской скудерии, который отметился сразу же после летних каникул на красных машинах, не мог не волновать соперников. Словно проснувшись после долгого сна, пилоты «Феррари» стали штамповать один за другим «поулы», начиная с Гран-при Бельгии. И к американскому этапу досужие эксперты других команд наконец-то нашли возможную уловку, которой могли теоретически воспользоваться в «Феррари» в обход требований регламента. Речь идет о так называемых «серых зонах», когда инженеры придумывают какое-то новшество, которое официально не запрещено, хотя и разрешения на него тоже нет.

Команда «Ред Булл» направила в FIA запрос, где описала решение, которое гипотетически позволяло обходить ограничение по расходу топлива. Конкретно это выглядело так, что с помощью электронного воздействия на датчик расхода топлива можно было влиять на его показатели по реальному расходу пропускаемого через него бензина. FIA быстро отреагировала на этот запрос, и уже перед началом уик-энда была обнародована директива, где подобные действия однозначно квалифицировались как противоречащие регламенту.

Случайное совпадение или нет, но машины «Феррари» тут же потеряли свое преимущество на прямых, благодаря которому они опережали своих соперников на предыдущих Гран-при.

Фотографы ждут пилотов на красной дорожке перед парадом

Правда, Маттиа Бинотто представил свою версию упавшего темпа итальянских болидов. Мол, в команде рискнули сместить настройки в пользу повышения прижимной силы машин, чтобы иметь преимущество в поворотах, пусть даже и за счет потери темпа на прямых участках. Действительно, в связках поворотов болиды «Феррари» смотрелись в Остине побыстрее соперников. Но в целом, от бывшего преимущества, которое так беспокоило «Мерседес» и «Ред Булл» на предыдущих этапах, начиная с бельгийского Спа, не осталось и следа.

К тому же еще случилась проблема и на машине Шарля Леклера. После того, как была обнаружена течь масла в его моторе, монегаску пришлось заменить двигатель, поставив ему старую версию, которая уже значительно износила свой моторесурс. Не удивительно, что единственная оставшаяся после схода Феттеля машина «Феррари» уступила на финише победителю 52 (!) секунды. Утешением для Леклера было, пожалуй, дополнительное очко, которое он заработал за лучший круг, поставив новый комплект шин.

Судить о том, насколько директива FIA повлияла на падение темпа машин итальянской скудерии, можно будет через полторы недели, когда начнутся свободные заезды, а затем и сама гонка на автодроме Интерлагос в рамках Гран-при Бразилии. Пока же обе версии объяснения случившегося стали предметом широкой дискуссии, развернувшейся в формульных кругах по этому поводу с подачи журналистов.

Вальттерри Боттас победил в Гран-при СЩА и стал вице-чемпионом

Герой дня


Несмотря на высокие ставки борьбы за титул основные интересные сражения в это воскресенье все же были не в авангарде пелотона, а в его глубине. Откатившийся из лидирующей группы после стартового инцидента с Карлосом Сайнсем на последнее место, Александр Элбон сумел затем свой «Ред Булл» довезти на финиш 5-м, совершив по пути массу обгонов не очень-то уступчивых соперников. За это зрители признали тайского пилота по результатам интернет-голосования Гонщиком дня.

Анти-герои


В Остине вновь отличился россиянин Даниил Квят. Как и на предыдущем этапе в Мексике в борьбе за попадание в очковую зону на последнем круге пилот «Торо Россо» попытался обогнать соперника. И как неделю назад он также не сумел избежать столкновения. На этот раз жертвой Дани стал Серхио Перес, болид которого, потеряв при инциденте часть левого переднего крыла, все же сумел финишировать.

Карлос Сайнс старший напутствует Даню Квята перед гонкой

Стюарды, не долго думая, оштрафовали виновника 5 секундами добавленного к его результату времени. Российский пилот снова остался без очков, лишь добавив очередной штрафной балл в свою дисциплинарную копилку.

Отметим, что за несколько кругов до финиша у мексиканского пилота «Рэйсинг Поинт» имел место еще один инцидент, и тоже с болидом «Торо Россо». Только там жертвой Переса был уже Пьер Гасли, вынужденный досрочно сойти с дистанции, хотя французский гонщик имел реальные шансы финишировать 9-м. Несмотря на повреждение итальянского болида, приведшее к его сходу, инцидент был признан гоночным, и Серхио Перес наказан за него не был.

Борьба продолжается?


Даниелю Риккиардо удалось финишировать впереди обеих машин «МакЛарен», которые на старте были значительно впереди австралийца и его болида «Рено». Правда, лишь Даниелю и Ландо Норрису удалось в итоговом протоколе избежать непрестижного звания «круговой». Остальные пилоты отстали от победителя на финише более, чем на круг. Нико Хюлькенберг («Рено») финишировал следом за Карлосом Сайнсем («МакЛарен»). Вот только относительная победа Риккиардо над соперниками из британской «конюшни» вряд ли поправит дела французской команды. Отставание в Кубке конструкторов на 38 очков за два этапа до окончания сезона вряд ли можно будет компенсировать даже при самом удачном стечении обстоятельств, если реально оценивать происходящее.

Даниель Риккиардо финишировал 6-м и стал лучшим среди "остальных"

И, похоже, спор за 4-е место в общем командном зачете уже можно считать выигранным «МакЛарен».

Так что в предстоящих Гран-при Бразилии и Абу-Даби мы будем избавлены от всяких статистических расчетов и распределения титулов. А посему сможем просто смотреть за развитием событий, чтобы увидеть победителей и интересную борьбу за каждую конкретную позицию. Отчасти будет интересным узнать, кто же из тройки некогда претендентов на чемпионскую корону станет 3-м в общем зачете пилотов и заслужит право присутствовать на весьма престижном общем награждении автогонщиков по итогам года. Напомним, что пока в этой компании лидирует Шарль Леклер «Феррари» - 249, за ним идут  Макс Ферстаппен, «Ред Булл» -  235, и Себастьян Феттель «Феррари» - 230.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter