Формула-1. Гран-при Сингапура. Квалификация

И на старуху бывает проруха

Оказывается, что и у такого слаженного гоночного коллектива, которым за последние годы зарекомендовала себя команда “Ред Булл”, случаются промахи. Имея все шансы завоевать свой очередной поул, Макс Ферстаппен на автодроме Марина-Бей в Сингапуре будет стартовать в сегодняшней гонке лишь 8-м. И не по своей вине, а из-за ошибки командного мостика его австрийской “конюшни”.

Во второй тренировке в пятницу Карлос Сайнс был самым быстрым

После трех-недельных каникул Формула-1 вернулась к своей многомиллионной армии зрителей, чтобы провести оставшиеся 6 гонок календаря этого года. Все они пройдут за пределами Европы. Вот отчего эту финальную часть сезона частенько называют заокеанским турне.

Сингапурский автодром имеет все особенности городской трассы, четвертая часть которой искуссно создаётся непосредственно перед каждой гонкой. Особую прелесть ей придает искусственное освещение, поскольку гонка проходит здесь уже после заката солнца. А близость к экватору способна добавлять ещё и непредсказуемость погоды, гарантируя дождь хотя бы в один из трех дней гоночного уик-енда.

Вот и вчерашняя квалификация не обошлась без сырого асфальта и необходимости использовать шины с протектором вместо так называемых гоночных “сликов”. Этот фактор и предопределил субботнюю интригу, подарившую нам увлекательные минуты сопереживания с участниками событий в Сингапуре.

 И глазом не моргнуть…

Когда на табло появились окончательные результаты квалификации, то удивила их плотность в первой тройке. Обладатель поула Шарль Леклер на своей “Феррари” по окончании круга длиной в 5061 м был быстрее “Ред Булл” Серхио Переса всего на 22 тысячных доли секунды. А Льюис Хэмилтон на своем “Мерседес” проиграл победителю 5 сотых секунды. Разница настолько мизерная, что, наблюдая за этим, не успеваешь и глазом моргнуть.

FIA ведет войну против пирсинга и серёжек Льюиса Хэмилтона

Даже Карлос Сайнс, напарник Леклера, уступив своему товарищу 0.15 сек, мог рассчитывать на старт с первого места в гонке, если бы где-то на зачетном круге вчера чуть пореще зашел в какой-то из поворотов. Но получилось, как получилось. И “Феррари” испанца будет на стартовой решётке лишь на 4-м месте.

Выиграв квалификацию, Шарль Леклер растормошил пресс-центр Формулы-1, заскучавший было от доминирования “Рел Булл” в этом сезоне. Понимая, что огромное преимущество в 116 очков, которое обеспечил себе Макс Ферстаппен к этому моменту, уже не вызывает сомнений в его чемпионстве, журналисты цепляются за любой шанс, чтобы вернуть интригу в чемпионат. Так, например, счет в квалификационной дуэли между Максом и Шарлем до этого момента был равным. У обоих было по 17 поулов. Правда, голландец в гонках Формулы-1 с 2015-го года, а монегаск пришел в Большие Призы лишь тремя годами позже. И хотя бы по этому показателю пилот “Феррари” вчера опередил действующего чемпиона.

Итальянская пресса по этому случаю даже позволила себе оптимистичные нотки в своих репортажах. Мол, нынешний обладатель поула вернул надежду тиффози, что судьба чемпионского титула еще не решена. И всё может случиться. Действительно, в автоспорте бывает всякое. Помимо ошибок команды или гонщика даже нелепая авария может привести, скажем, к перелому ног и выходу участника сражений из борьбы. Так было, например, в 1999-м году с Михаэлем Шумахером, когда чемпионство досталось “МакЛарен” и Мике Хаккиннену. Но эта попытка теоретизировать статистику автоспорта мне, прямо скажу, не по душе.

Просчет в штабе “энергетиков”

У “Ред Булл” в этом сезоне действительно самая быстрая и надежная машина. И судьба титула уже фактически предрешена. Даже Серхио Перес, заметно уступающий своему напарнику в темпе на любом из автодромов календаря Формулы-1, был вчера очень близок к поулу. А это значит, что Макс Ферстаппен потенциально был бы победителем квалификации. В своей решающей последней попытке на подсыхающем асфальте он ехал с почти секундным опережением над соперниками, но по приказу штаба своей команды голландец вынужден был свернуть на пит-лейн, а не торжественно проехать под «клетчатый флаг» в роли обладателя поула.

Шарль Леклер  и Серхио Перес (слева) будут стартовать с первого ряда

Вышло так, что стратеги «Ред Булл», которую в обиходе называют командой «энергетиков» из-за брендового товара в виде энергетических напитков, просчитались с количеством топлива, залитого в бак машины Ферстаппена. И если бы он поехал не в боксы, а на финишную прямую, то ему пришлось бы ехать ещё 5 км дистанции, прежде, чем попасть на контрольную проверку инспекторов FIA. Они должны брать по окончании заездов пробы оставшегося в баке топлива. И если бензина окажется меньше одного литра, требующегося для проведения контроля, то гонщика безоговорочно дисквалифицируют.То есть, не послушайся Макс приказа с командного мостика, ему пришлось бы стартовать с пит-лейна, а не с 8-й позиции, на которой он оказался в итоге после финиша всей десятки пилотов финальной части квалификации.

Можно теперь представить уровень возмущения действующего чемпиона и причину, по которой его слова в адрес команды в эфире активно «запикивались» операторами.

По правде сказать, голландский гонщик и сам был небезупречен в той ситуации. Ведь проедь он предыдущий круг без ошибок, ему бы хватило показанного времени для старта в первой тройке или даже с поула. Но Макс, имея преимущество над соперниками, ошибся в медленном 18-м повороте и вынужден был пойти на дополнительный круг. И когда он приближался к финишу, расчеты компьютера показали, что топлива для контроля не хватит. Вот и пришлось командному мостику «Ред Булл» принудить своего пилота свернуть на пит-лейн. 

Воспрянувший духом Льюис Хэмилтон

Давненько после квалификации мы не видели британского чемпиона в таком приподнятом настроении. С самого начала этого сезона команда «Мерседес» оставалась далеко не на первых местах в квалификационных заездах. Но в Сингапуре Льюис, словно решил тряхнуть стариной. Уже утром в пятницу он заявил о своих претензиях на подиум, лучше всех проехав первую сессию свободных заездов.

Обладатель поула Шарль Леклер не скрывает радости

А в финальной части самой квалификации он долгое время возглавлял протокол, и лишь на последних секундах его опередили совсем на чуть-чуть Шарль Леклер и Серхио Перес.

Успех Хэмилтона на этом городском автодроме ещё примечателен и тем, что его напарник Джордж Рассел будет стартовать лишь с 11-го места. Самый стабильный гонщик этого сезона жаловался на то, что при торможении в медленных поворотах его машина продолжала вопреки желанию пилота «газовать». В «Мерседес» подтвердили, что по непонятным причинам дроссельная заслонка на машине Рассела во время торможения почему-то оставалась открытой на 10%. И как описывал британец сам свое состояние: «Меня будто кто-то подталкивал в спину в тех местах, где я должен был сбрасывать скорость по максимуму.»

На сингапурской трассе обгонять довольно сложно, и в сухую погоду у стартующих впереди гораздо больше шансов сохранить свои стартовые позиции, чем у тех, кто по каким-то причинам оказался в глубине пелотона, прорываться на подиум и тем более победить. Именно поэтому, пусть и осторожно, но Хэмилтон впервые в этом сезоне заговорил о возможной победе в Гран-при.

На контроле у FIA машина Джорджа Рассела

Правда, статистика Марины-Бей гарантирует 100-процентное появление машины безопасности в гонке. Многие даже очень удивились, что непосредственно в самой квалификации, несмотря на пост-дождевые условия, никто не разбил своего болида. А ведь при переходе с промежуточных шин на слики такое часто случается, поскольку в поисках дополнительных секунд преимущества пилоты осознанно идут на риск, пилотируя по мокрому асфальту на непредназначенных для этих условий колесах.

Заговор против Льюиса?

К этой теме мы ещё вернемся, она требует более детального изучения. Но «по горячим следам» расследуя случившееся в Сингапуре, можно предположить, что у нового президента FIA имеется особая предвзятость по отношению к Льюису Хэмилтону. То ли Мохамед Бен Сулайем не может простить Льюису его отсутствие на заключительном награждении прошлого сезона, то ли есть еще какая-то иная причина, но развернутая в этом году кампания против пирсинга у гонщиков однозначно была нацелена именно против британского чемпиона. Ведь никто другой в пелотоне пирсингов не имеет. Во всяком случае на виду. Льюис в этом плане оригинален.

В дождевых условиях в Сингапуре эта машина "Феррари" была самой быстрой

И если поначалу это было чисто теоретически, то в Сингапуре стюарды решились на конкретные пенициарные меры против нарушителей. Точнее сказать, против нарушителя. Заметив, что в носу у Льюиса был небольшого размера пирсинг, стюарды вызвали к себе Хэмилтона для объяснений. Льюис пояснил, что предварительно он снял пирсинг, как это он делал и на предыдущих гонках, но его личный врач из-за возникшего небольшого воспалительного процесса, рекомендовал ему вернуть бриллиантовый пирсинг на место.   

Объяснения были приняты стюардами, а вот команду решили наказать штрафом в 25 тысяч евро. В своём стандартном заявлении перед гонкой руководство “Мерседес” расписалось в том, что правила касательно отсутствия пирсингов во время гоночных заездов соблюдены. Тем самым была выявлена недостоверность информации. И даже если это было неумышленно, то наказание в любом случае должно было последовать. Судя по размеру штрафа, можно предположить, что новое руководство FIA любыми путями намеревается упрочить финансовое положение федерации.

Фернандо Алонсо не стареет

В неразберихе, которая всегда возникает, когда трасса начинает подсыхать и требуется своевременное и правильное принятие мер по замене шин, огромную роль играет опыт гонщиков. В этом плане Фернандо Алонсо показал достойный пример всем остальным. В то время, как его напарник Эстебан Окон не смог даже пробиться во вторую часть квалификации, испанский чемпион сумел заработать 5-ю стартовую позицию в сегодняшней гонке для своего болида «Альпине».

Юки Цунода остается на следующий сезон в Формуле-1

Есть такое понятие, как «играть по нотам». Это означает, не допускать никаких ошибок. Вот именно так и характеризовал выступление своего подопечного во вчерашней квалификации бывший инженер Фернандо в его бытность чемпионом в «Рено» в 2005-2006 годах Алан Пармейн, нынешний спортивный директор французской «конюшни».

Лично я не удивлюсь, если Алонсо сумеет в Сингапуре удивить нас еще и в гонке. Мастерства Фернандо не занимать. А по скорости реакции он нисколько не уступает даже самым молодым соперникам, несмотря на свой «предпенсионный» возраст.

Макс в окружении неуступчивой молодежи

Прорыв Ферстаппена в гонке неизбежен. Его машина позволяла ему финишировать победителем, стартуя с 7-го, 10-го и даже 14-го места в трех предыдущих гонках,. Только не будем забывать, что это были так называемые классические автодромы. Сингапур к таковым не относится. Марина-Бей – это закрученная против часовой стрелки городская трасса, сравнимая с Монако. Здесь много медленных поворотов, мало обгонных мест, а главное практически нет безопасных зон вылета, как скажем во французском Ле-Кастеле, бельгийском Спа или итальянской Монце. Бетонные стены и близость защитных барьеров означают максимальный риск при совершении любой ошибки в пилотировании.

На мокром асфальте важно поставить правильные шины

И одно дело, если вы со старта лидируете в пелотоне на самой быстрой машине, лишь контролируя свою траекторию и отрыв от преследователей. Другое дело, если впереди у вас неуступчивые Ландо Норрис на «МакЛарен» и Пьер Гасли на «Альфа Таури», а позади амбициозные «хулиганы» Кевин Магнуссен на «Хаас» и Юки Цунода на «Альфа Таури». Компания подобралась, что надо. Вряд ли Ферстаппен будет безмерно рисковать. Ему достаточно просто приезжать в очках в оставшихся гонках, чтобы заработать второй чемпионский титул. Но если не рисковать, когда сзади тебя на городской трассе подпирают те, кому терять, как говорится, нечего, то своё положение этим не улучшишь. Интересно будет сегодня в гонке наблюдать за тем, как Макс будет справляться с новой для себя ролью.

Начало гонки в 15:00 по минскому времени.

Фернандо Алонсо надеется на подиум в Сингапуре

У Серхио Переса без напарника впереди появился шанс выиграть гонку

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter