Формула-1. Гран-при Сингапура. Чемпионская гонка под сингапурской луной

Очередная победа Себастьяна Феттеля стала большим разочарованием для болельщиков в Сингапуре, выстроившихся под подиумом для приветствия тройки победителей. Настолько большим, что в адрес немецкого чемпиона вновь, как и 2 недели назад в Монце, раздался неодобрительный свист.

Очередная победа Себастьяна Феттеля стала большим разочарованием для болельщиков в Сингапуре, выстроившихся под подиумом для приветствия тройки победителей. Настолько большим, что в адрес немецкого чемпиона вновь, как и 2 недели назад в Монце, раздался неодобрительный свист. Но, на наш взгляд, такая отрицательная оценка была явно незаслуженной. Поскольку гонщик «Ред Булл» и лидер чемпионата провел безукоризненную гонку высшего мастерства, не допустив ни одной малейшей помарки пилотирования.

 

Росберг вышел в лидеры в начале гонки, но это длилось недолго – Феттель вернул себе лидерство на втором повороте. За ними расположился Фернандо Алонсо с отличным стартом и смелым проходом с седьмого на третье место

 


Нынешняя ситуация, сложившаяся в чемпионате, все больше становится похожей на второй чемпионский сезон команды «Ред Булл» в 2011 году. Тогда Себастьян Феттель, благодаря самой быстрой машине пелотона и своему юному таланту, также уверенно лидировал на протяжении чемпионата и досрочно завоевал своей второй чемпионский титул. Нынешний болид, производства бригады Эдриана Ньюи, благодаря своевременным нововведениям и разработкам, вновь стал заметно быстрее всех остальных машин. Безусловно, машина исключительно хороша. Но только ли в ней дело? Ведь даже если у вас самый быстрый болид, это еще не 100%-ая гарантия победы в гонке.

И простым подтверждением этому доводу является положение, которое занимает в личном зачете напарник Себастьяна Феттеля, более опытный австралийский гонщик Марк Уэббер. На совершенно одинаковой с чемпионом машине Марк, увы, идет лишь на 5-м месте в чемпионате, набрав всего 130 очков против 247, которые сейчас уже на счету у Себастьяна. Значит, все-таки дело не только в машине. Темп, который держал Феттель в самом начале гонки на Гран-при Сингапура, позволил немецкому чемпиону по 2 секунды привозить преимущества над соперниками на круге. Словно речь шла о технике другого поколения.

 

Пятница. Первая часть свободных заездов
Ясно. Сухо. Воздух +31…28С, трасса +33…31С

Сингапурская трасса требует от болидов большой прижимной силы. В пятницу, когда пошел отсчет времени первой сессии свободных заездов, асфальт был еще пыльным и «грязным», снижая этим сцепление шин с покрытием. Гонщики не торопились выезжать на дистанцию. Как и в Монако, команды не доверили резервным пилотам машин, дабы не создавать себе дополнительной «головной боли». Трасса-то городская, то есть не из легких в плане пилотирования.

«Ред Булл» вновь привез обновления диффузора, чем просто шокировал конкурентов. В то время, когда большинство командных штабов уже почти полностью переключились на конструкции болидов следующего сезона, бригада Эдриана Ньюи продолжает методично улучшать существующую версию машины. Причем, стало очевидным, что очередное обновление касается именно этой трассы, как и предыдущее, которое подходило строго к особенностям автодрома в Монце.

То, что «Мерседес» Хэмильтона возглавил протокол результатов утренней пятничной сессии, а Нико Росберг был четвертым, давало надежду, что немецкая команда тоже неплохо подготовилась к Сингапуру. Обе машины «Ред Булл» были рядом, между «Мерседесами», и Марк Уэббер даже потешил свои амбиции, опередив напарника. Третьей дружной парой были болиды «Лотус». Ромэну Грожану удалось замкнуть лучшую «шестерку», хотя из-за проблем с рулевым управлением он проехал всего половину из намеченного числа кругов.

Инцидентов особых не было, многочисленные выезды с трассы завершались без разрушительных контактов с барьерами. Лучшим из «Феррари» был Фернандо Алонсо, но он был лишь 7-м.

 

Пятница. Вторая часть свободных заездов
Темно. Сухо. Воздух +29С, трасса +30…29С

Эта сессия началась уже после захода солнца. Условия, так сказать, были максимально приближены к боевым. Поэтому команды проводили симуляцию гонки, сравнивая поведение болидов на остывающем асфальте с разными составами покрышек и с разным количеством топлива.

В поисках предела скорости Пастор Мальдонадо вылетел с трассы и сломал на своем «Уильямсе» переднее антикрыло. А вот «Лотус» Грожана без участия гонщика вновь преподнес проблемы. Только теперь технические неисправности коснулись главного тормозного цилиндра и падающего уровня жидкости в гидравлической системе. Тем не менее даже половины из намеченной программы для француза хватило, чтобы показать результат лучше, чем у его именитого напарника. Ромэн «отметился» на 5-й позиции. «Ред Булл» потихоньку стал выходить из своей «засады», не стесняясь демонстрировать своего преимущества над соперниками. Результат Феттеля, возглавившего пятничный протокол, был на секунду быстрее времени, которое смогли показать Росберг и Хэмильтон, занявшие виртуальный второй ряд стартового поля.

Фернандо Алонсо сумел свой «Феррари» разместить лишь на 6-й позиции. А его колега по команде Фелиппе Масса по-прежнему был все еще во второй «десятке».

 

Суббота. Третья часть свободных заездов
Ясно. Сухо. Воздух +30…29С, трасса +33…32С

В субботу лидерство в сессии на свободных заездах было за Себастьяном Феттелем. Марк Уэббер уступил ему больше 0,7 сек на круге, пропустив вперед себя в итоговом протоколе Ромэна Грожана и Нико Росберга.

Причем все результаты были улучшены в последние 10 минут, когда команды в квалификационном режиме выехали на более мягкой резине. Алонсо вновь показал лишь 6-е время, проиграв лидеру больше секунды.

А в группе аутсайдеров дуэт «Катерейм» по-прежнему уверенно был впереди гонщиков «Маруси».
Предквалификационное волнение уже начинало расползаться по боксам и трибунам, контрастируя с традиционным спокойствием лоджий паддок-клуба, где его клиенты были заняты по большей части демонстрацией собственного имиджа и поиском новых VIP-знакомых. Положение, что называется, обязывало. Или как это там у французов: «Noblesse oblige».

 

Суббота. Квалификация
Темно. Сухо. Воздух +29С, трасса +30С

Кими Райкконен, жаловавшийся в течение двух дней на боли в спине, вынужден был обратиться перед квалификацией в медицинский центр трассы. Неровности асфальтного покрытия (при больших скоростях любой, даже самый гладкий городской асфальт, кажется «кочковатым») вызвали обострение старых проблем финского гонщика. Ведь многочисленные аварии, через которые практически все пилоты вынуждены проходить за время своей карьеры, не могут не оставлять следов. Зная о жалобах Кими на здоровье, Эрик Булье даже предупредил резервного пилота «Лотус» Давиде Вальсекки, чтобы он был готов в любой момент подменить финского чемпиона. Врачи применили обезболивающие средства, и Райкконен все же решил выехать на квалификацию.

Субботняя дуэль арьергарда пелотона за лучший круг завершилась в пользу «Катерейм». Российская команда «Маруся» была на пол-секунды медленнее. К традиционным аутсайдерам квалификации после первого сегмента присоединились Пастор Мальдонадо («Уильямс») и Пол ди Реста («Форсе Индиа»). Их напарники недалеко ушли в своих результатах. Второй сегмент Адриан Сутиль («Форсе Индиа») и Валттерри Ботас («Уильямс») завершили хуже всех.

Среди неудачников второго сегмента неожиданно оказались Кими Райкконен («Лотус») и Серхио Перес («МкЛарен»), отвоевавшие себе право на старт лишь с 7-го ряда. Их сумели обойти даже Нико Хюлькенберг, на «Заубер» которого отказала DRS, и Жан-Эрик Вернь («Торо Россо»).


Рискованные демарши «Ред Булл»

Уверенное преимущество над соперниками по ходу свободных заездов, а затем и в самой квалификации, едва не сыграло злую шутку с Себастьяном Феттелем. Показав с первой попытки хороший результат в третьем сегменте, Феттель заехал в боксы и даже покинул болид, будучи уверенным, что никто до него не доберется. Однако в решающей попытке, когда уже Себастьяну было поздно выезжать на трассу, сначала Марк Уэббер (лучшее время первого сектора), а потом и Нико Росберг едва не лишили Феттеля поул-позишн. Нико не хватило всего несколько сотых долей секунды, чтобы «утереть нос» своему соотечественнику, который от переживаний, не отрывая глаз от монитора в боксах, даже начал грызть свои ногти, забыв, что на него через объектив смотрят десятки миллионов зрителей. Правда, в этом риске было и свое дополнительное преимущество: Себастьян сохранил новый комплект покрышек для гонки, что давало ему «козырные карты» в удержании соперников на расстоянии.

В итоге первая «шестерка» на стартовой решетке была следующей: Феттель, Росберг Грожан, Уэббер, Хэмильтон и Масса. 4-й ряд стартового поля Фернандо Алонсо разделил с Дженсоном Баттоном, следом за ними были Даниель Риккардо и … Эстебан Гуттьеррес, неожиданно для всех, и в первую очередь для самого себя, добившийся лучшего результата в своей карьере дебютанта сезона.

 

Ночные огни Сингапура

Сингапурская трасса уникальна. Она сравнима с Монако, где на узких городских улицах княжества обгон становится элементом высшего гоночного искусства. В добавок к этому, гонка проходит после наступления сумерек при искусственном освещении, когда солнце уходит за горизонт, а луна становится ночной владычицей неба. Но климат Сингапура значительно более жаркий, чем на Лазурном берегу Франции, где уютненько расположился Монте-Карло. Всего 137 км севернее экватора расположен Сингапур, этот город-государство юго-восточной Азии. И еще одна особенность сингапурского автодрома – это самая скоростная городская трасса. Здесь болиды достигают на прямых участках 290 км/ч. Но поскольку средняя скорость низкая (второе место после Монако), то 308 км дистанции машины едва успевают преодолевать за отведенные два часа гонки. Тем более, что ни разу за 5 предыдущих этапов не обошлось без выезда машины безопасности. Не стал исключением и этот Гран-при.

 

Себ и Нико. Стартовая дуэль

Чуть лучше среагировав на погасшие стартовые огни, Нико Росберг едва не испортил настроения обладателю поул-позишн Себастьяну Феттелю. Во всяком случае, в первый поворот Нико вошел быстрее Себа. Правда, Феттель тут же «перекрестил» траекторию и сумел вернуть себе позицию. А затем ускорение, с которым немецкий чемпион стал отрываться от своего соотечественника, ясно дало понять, что шансов побороться с лидером чемпионата не будет на этот раз ни у кого. К моменту активации директором гонки системы DRS Себастьян оторвался от Нико уже на 4 секунды, обезопасив себя даже от теоретически возможных атак.

В ходе гонки Росбергу пришлось еще дважды с сожалением констатировать тот факт, что его обходят соперники. Сначала Фернандо Алонсо, а затем и Кими Райкконен «отодвинули» Нико от того почетного места, где по окончании гонки раздавали бутылки с шампанским. Единственное, чему мог радоваться Росберг со своего 4-го места, так это то, что он удержал позади себя Льюиса Хэмильтона, своего напарника по «Мерседес».

 

Алонсо. Прорыв на старте

Квалификация у Фернандо Алонсо в этом сезоне не является его лучшим коньком. Испанец редко стартует даже с 3-го ряда, не говоря уже о когда-то закономерных для него стартах с первых рядов. В Сингапуре испанец снова проиграл субботнюю дуэль своему напарнику Фелиппе Масса. Но то, что произошло затем на следующий день на старте, превзошло ожидания даже самых ярых оптимистов итальянской скудерии.

Выбрав траекторию по самой границе внешнего радиуса, Алонсо сумел войти в первый левый поворот на скорости большей, чем у соперников. И тут же уйти по самым поребрикам в правый второй поворот. В этот момент он был уже уже третьим(!). Такой смелый маневр позволил Фернандо оставить позади себя 4-х конкурентов. Учитывая, что никаких инцидентов на старте не произошло, действия испанца принесли ему редкий для сингапурского старта успех. Как потом сам Алонсо пояснил свое решение стартовать по не совсем обычной траектории: «Я внимательно пересмотрел все пять предыдущих стартов здесь в Сингапуре и понял, что для моей стартовой 7-й позиции – это может быть единственным шансом прорваться вперед». Так оно и вышло.

Основная борьба у Фернандо по ходу гонки сложилась против Нико Росберга. Но ко второму пит-стопу в переднем антикрыле «Мерседеса» Нико застрял кусок отработанной резины, что снизило прижимную силу болида и резко увеличило износ шин на нем. Это позволило Фернандо выйти на вторую позицию, на ней и финишировать.


Райкконен. Прорыв по ходу гонки

Получив медикаментозную поддержку, Кими все же вышел на старт, хотя назвать его вполне успешным было бы преувеличением. Обойдя после первого поворота всего одного пилота, Кими затем на несколько кругов застрял за «Заубером» Эстебана Гутьерреса. Обгоны здесь на городской трассе по ходу гонки – штука редкая. Видя, как тяжело дается борьба финну за 11-ю позицию против мексиканского дебютанта, вряд ли кто мог представить себе, что Райкконен не просто наберет очки, но и взойдет на подиум.

И все же финский чемпион остался верен себе: «Тихой сапой, незаметно для окружающих, но к финишу - на подиуме».

Ранний пит-стоп позволил команде вывести Кими на чистую трассу, и без соперников он создал себе достаточное преимущество, чтобы начать борьбу за «бутылку шгампанского». Обгон финном Дженсона Баттона за 5 кругов до финиша и вовсе можно выделить в качестве образцово-показательного. Хотя сам Кими, как всегда, отнесся к нему как к ординарному гоночному событию.

После финиша больше всех прорывом Райкконена удивлялся Льюис Хэмильтон, который стартовал с 5-го места и финишировал 6-м: «Я не понимаю, как и когда Кими смог столько совершить обгонов. Он ведь стартовал так далеко в глубине пелотона, что у него не было шансов на подиум». Как раз именно в этом и состоит секрет финского чемпиона, пока еще пилотирующего за команду «Лотус».

 

Риккардо. Как же без машины безопасности?

Уже получив контракт на будущий сезон с командой «Ред Булл», Даниель Риккардо в каждой гонке пытается доказать, что выбор в его пользу был сделан не напрасно. Очевидно, это создает дополнительный прессинг на молодого австралийца, и он все чаще ошибается. Так вышло и на этот раз. Сначала он «провалил» старт, откатившись на 14-е место. Затем после первого пит-стопа, когда его болид «Торо Россо» набрал хороший темп и, казалось, что сейчас мы увидим серию красивых обгонов, Даниель неожиданно перестарался. На 25-м круге дистанции в повороте, где практически отсутствовала зона безопасности, он ошибся, промахнулся мимо точки начала торможения и, заблокировав колеса, влетел в стену. Таким образом, установившейся традиции обязательного выезда машины безопасности избежать не удалось.

Присутствие сэйфети-кара на трассе изменило стратегию команд. Стало ясно, что программу в 3 пит-стопа придется менять на 2 остановки в боксах. С той лишь разницей, что кто-то рискнул совершить свой второй пит-стоп, следуя за машиной безопасности, а кто-то отложил это действие на потом. Кому-то при этом повезло, кому-то не очень. Хотя явных преимуществ, как это было в свое время от нашумевшей аварии Нельсона Пике («Рено»), принесшей победу его напарнику Фернандо Алонсо, никто в этот раз не получил.

 

Уэббер. «Такси» на трассе стоит дорого

Учитывая долгую светлую «полосу везения» команды «Ред Булл», ее соперники все чаще надеются на то, что эта полоса не может продолжаться вечно. Руководитель «Феррари» Стефано Доменикалли даже откровенно признался журналистам, что у них в скудерии они с нетерпением ждут неполадок на болиде Себастьяна Феттеля, чтобы Алонсо мог сократить ужасающе быстро растущий отрыв немецкого чемпиона от соперников.

И действительно на одном из «Ред Булл» в Сингапуре случились серьезные неполадки. Сначала со штабного мостика пилота предупредили о необходимости переключать передачи раньше, чем обычно, сберегая мотор от излишних оборотов, а затем и вовсе двигатель стал терять мощность. На последнем круге темно-синий болид с разьяренными быками на боковых понтонах загорелся и был припаркован вблизи поста пожарных, которые весьма оперативно загасили очаг возгорания. Только вот к разочарованию «Феррари», это был болид не Себастьяна Феттеля, а его напарника Марка Уэббера.

После того как гонщики пересекли под клетчатым флагом финишную черту, они сбросили скорость и направились на завершение круга по дороге в боксы. Марк Уэббер выбежал на трассу, размахивая руками, прося, чтобы его подвезли. В былые годы такой маневр часто использовался, и болельщики всегда с энтузиазмом поддерживали тех пилотов, которые соглашались подвезти «автостопом» своего приятеля до боксов. На призывы Марка откликнулся Фернандо Алонсо: в обычной жизни испанец и австралиец неплохо ладят, иногда проводя свободное время в одной компании. Трибуны апплодировали этой паре пилотов, хотя нашлись и те из гонщиков, кто осудил затем действия Марка. Мол, выбежал так неожиданно за поворотом, что пришлось его объезжать, чтобы не сбить.

Подобная реакция была и у стюардов. Марк и Фернандо были официальны предупреждены за эти действия, названные проступком. Но самое забавное в этой истории было то, что для Марка это оказалось уже третье предупреждение, и по существующему регламенту он вынужден будет потерять 10 мест на старте следующей гонки в Корее. Хотя, наверное, вместо слова «забавное» уместнее было бы применить слово «грустное». Обиженный Марк в своем твиттере, комментируя решение стюардов, вывесил фотографию, на которой один из сингапурских стюардов, который подписывал решение о наказании Уэббера, сам в былые годы использовал такой «автостоп» после гонки, чтобы добраться до боксов. Но, похоже, времена меняются. И что когда-то было допустимым, теперь пресекается строгим регламентом под эгидой борьбы «за безопасность движения».

 

Седьмая победа Феттеля в этом сезоне еще больше укрепила позиции Себастьяна в личном зачете

 

За 6 гонок до конца чемпионата…

В статистике нынешнего сезона по количеству обгонов на 1-м месте, как посчитали наши колеги из финского издания «Турун Саномат», лидирует их соотечественник Кими Райкконен (46). Второе место делят между собой Фелиппе Масса и Марк Уэббер (по 45). У Фернандо Алонсо (34) – 5-й результат. А вот Себастьян Феттель (16), занимает всего лишь 18-е место. Вот и задаются финские журналисты вопросом, кого же считать более сильным гонщиком? Конечно, статистика здесь показывает лишь относительную сторону. Ведь, чаще других стартуя с первого ряда, Феттелю, как правило, не требуется совершать обгонов. Но это не уменьшает его профессионализма. Мы неоднократно были свидетелями и его красивых обгонов, когда этого требовали обстоятельства.

Уверенно финишировав первым в Сингапуре, Себастьян одержал 7-ю победу в сезоне и уже 33-ю в своей карьере. За 6 гонок до конца чемпионата Феттель лидирует с отрывом в 60 очков от Фернандо Алонсо, для которого в очередной раз «второе» иместо сродни победе. Скудерия «Ферарри» радуется, что они смогли минимизировать потери, хотя с каждой гонкой их надежды на чемпионский титул тают все быстрее.

 

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото f1fanatic.co.uk

 

Положение в чемпионате:

Пилот

      Команда

  Очки

 

1. С.Феттель

 Ред Булл Рэсинг

 247

 

2. Ф.Алонсо

 Скудерия Феррари

 187

 

3. Л.Хэмилтон

 Мерседес

 151

 

4. К.Райкконен

 Лотус Ф1

 149

 

5. М.Уэббер

 Ред булл Рэсинг

 130

 

6. Н.Росберг

 Мерседес

 116

 

7. Ф.Масса

 Скудерия Феррари

 87

 

8. Р.Грожан

 Лотус Ф1

 57

 

9. Д.Баттон

 МкЛарен

 54

 

10. П. ди Реста

 Сахара Форсе Индия

 36

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter