Формула-1. Гран-при Саудовской Аравии. Квалификация. Надежды, разбитые в последнем повороте

Если бы психологический прессинг и нервное напряжение можно было измерять прибором, то он явно должен был бы «зашкалить» во время вчерашней квалификации гонки Формулы-1 на Гран-при Саудовской Аравии. Борьба за чемпионский титул обострилась настолько, что в счет пошли десятые и сотые доли секунды, которые отделяют обладателей поула от конкурентов в этой финальной части чемпионата.  

Льюис Хэмилтон

За два этапа до окончания сезона лидер личного зачета Макс Ферстаппен опережает своего главного соперника и действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона на восемь очков. Теоретически нидерландец может завоевать свой первый титул в этом элитном классе мирового автоспорта уже в это воскресенье. Неудивительно, что эта мысль подстегивала его вчера, когда он старался выжать из своего болида «Ред Булл» все до последней «лошадиной силы» в квалификации. 

Скоростная трасса в Джидде представляет собой временное сооружение в городской черте вдоль морского побережья. Принятый контролерами вопреки предписанию FIA не за 3 месяца до этого, а в четверг накануне свободных заездов своего первого Гран-при, этот автодром весьма требователен к пилотированию. Здесь нет широких асфальтных зон вылета, а бетонные стены скорее напоминают нынешние трассы в Баку или Сочи. Чуть ошибся, и ты уже в стене.

Эта незнакомая для всех новая трасса, хотя и позволяет совершать обгоны, непредсказуема. Причем не только в гонке, но даже и в квалификации. Чего стоит только категорическое предписание руководства гонки Майкла Маси о том, чтобы пилоты во время квалификационных заездов не сбрасывали скорость в поворотах с 22-го до последнего 27-го. Конфигурация этого скоростного трека делает здесь многие участки «слепыми», что может привести к серьезным авариям гонщиков, заканчивающих свой быстрый круг, и тех, кто только готовится его начать. 

Понятно, что старт с первого места на любой трассе – это предпочтительный фактор для победы в гонке. А на городских автодромах тем более. Поэтому борьба за поул развернулась нешуточная.

Чемпионы за бортом  

Себастьян Феттель

К тому, что в первом сегменте квалификации частенько «застревают» машины «Уильямс» и «Хаас», мы уже привыкли. А вот увидеть в группе аутсайдеров «Астон Мартин» доводится не часто. Пусть даже команда и не блещет своими выступлениями в нынешнем сезоне. Понятно теперь удивление даже самого Себастьяна Феттеля, когда он узнал от своего инженера, что у него лишь 17-й результат. Опередить напарника, пусть даже и сына хозяина команды, дело нехитрое. Это во всяком случае немецкому чемпиону удалось. Но вот остаться со всеми своими регалиями в группе явных аутсайдеров, при этом не совершив ошибок в пилотировании и не став жертвой трафика или неожиданно появившихся желтых флагов, - это уж слишком.

Двум другим чемпионам повезло чуть больше. Кими Райкконнен на «Альфа Ромео» в своей предпоследней в карьере гонке будет стартовать 12-м. Следом за ним на стартовой решетке  будет «Альпине» еще одного ветерана – испанца Фернандо Алонсо. Их позиции позволяют надеяться на очки в гонке, но далековаты для того, чтобы реально претендовать на подиум. Только если отчаявшиеся перед окончанием сезона гонщики, стартующие впереди, вдруг начнут в жесткой манере выяснять отношения на этом весьма опасном автодроме. Этого нельзя исключать, но и уповать на это не стоит. Даже в Монако случаются гонки без сходов.

Поэтому позиции этих двух чемпионов, хотя и лучше, чем у Себастьяна Феттеля, все же выглядят как «за бортом» зачетной десятки. Согласитесь, от чемпионов их многомиллионная армия болельщиков все же ждет ярких выступлений, а не прогулок в группе «середнячков», и тем более «аутсайдеров».   

Дуэль… на троих

Чтобы понять, насколько близки между собой по своей скорости болиды лидирующей группы, достаточно взглянуть в беспристрастную таблицу результатов итогового протокола квалификации. На круге длиной более 6 километров первые 9 пилотов уложились в секундный интервал от обладателя поула. И было очевидно, что сражение за право стартовать во главе пелотона будет идти до последних секунд. Так оно и вышло. Правда, из группы лидеров как-то выпал Серхио Перес. Не сумев правильно разогреть шины на своем «Ред Булл», мексиканец уступил своему напарнику почти полсекунды. 

Макс Ферстаппен

Поэтому вместо 4-х дуэлянтов в борьбе за поул мы увидели на финише квалификации лишь троих.

Сначала Макс Ферстаппен уверенно возглавил протокол, опередив обоих пилотов «Мерседес». Разгоряченный успехом гонщик из Нидерландов тем не менее попросил у командного мостика «Ред Булл» помощи в виде организации ему «слип-стрима». Но увы, Серхио Перес был не в той части трассы, а к «Альфа Таури» с таким предложением обращаться вроде было не с руки. Хотя итальянская скудерия и принадлежит концерну «Ред Булл», напрямую использовать ее пилотов вряд ли будут доктор Хельмут Марко и Кристиан Хорнер.

Поэтому на свою вторую попытку Макс отправился в одиночку, отпустив своих главных конкурентов из «Мерседес» первыми на трассу. И надо отдать должное расчету его инженера. Ферстаппен фактически поймал момент, когда ему никто не мешал. Желание нидерландца вернуть себе отыгранный Льюисом поул было настолько большим, что Макс запредельно взвинтил темп. Уже в начале круга он слегка коснулся колесами бетонного ограждения в одном из поворотов, но машина не пострадала. После двух секторов пилот «Ред Булл» ехал с опережением на 0.4 (!) секунды графика Хэмилтона. Оставался последний поворот, потом выход на финишную прямую и… победа в квалификации.

Увы, именно на последних сотнях метров Ферстаппену не удалось удержать свою машину на траектории. Одно из колес заблокировалось на торможении, «Ред Булл», ударившись об отбойники, потерял скорость и замер на трассе. Так надежды на поул разбились в последнем повороте. 

Стартовать в гонке пилоты «Мерседес» будут с первого ряда. А Ферстаппену теперь придется снова сражаться против этого дуэта на старте. Если только еще не придется заменить на его машине коробку передач. В этом случае нидерландцу будет гарантирована потеря 10 мест на старте.

«Хонда» против «Мерседес» и «Феррари»


Если в целом оценивать результаты квалификации, то следует признать, что японские мотористы хорошенько поработали в этом сезоне. Достаточно отметить, что по количеству в первой десятке машин с их двигателями «Хонда» опережает и своих итальянских, и даже немецких конкурентов. Если бы не досадная ошибка Макса Ферстаппена, то поул наверняка был бы у «Ред Булл». Помимо гонщика из Нидерландовсоответственно на 5-м, 6-м и 8-м местах в итоговом протоколе оказались его напарник Серхио Перес, а также два пилота «Альфа Таури». Таким образом вся четверка болидов с японскими моторами на передовых позициях.

У «Феррари» отлично квалифицировался Шарль Леклер. В гонку он отправится со второго ряда, разделив его с Максом Ферстаппеном. Результат монегаска еще и тем важен, что он его показал после аварии, случившейся  в пятницу вечером. В целом, Леклер в этом сезоне отлично выстреливал в квалификациях  именно на городских автодромах. Так было в Монако, потом в Баку, теперь вот в Джидде. А вот его напарник Карлос Сайнс, чисто пилотировавший на свободных заездах, именно в квалификационной сессии не смог справиться с волнением и допустил разворот. Благо что ему еще повезло не разбить свой «Феррари» об отбойники. Пострадал лишь кончик оперения заднего крыла. Большого ремонта как Шарлю накануне, испанцу не понадобится. Вот только стартовать ему придется с далекого 15-го места.

Ландо Норрис

Помимо болидов заводской немецкой команды с мотором «Мерседес» в первой десятке оказался Ландо Норрис. Правда 7-е место британца вряд ли назовешь успехом, учитывая какую острую борьбу за 3-е место в  Кубке конструкторов команде «МакЛарен» приходится вести в этом сезоне. Напарник Норриса австралиец Даниель Риккиардо будет на стартовой решетке первым в группе тех, кто может себе позволить свободный выбор шин. Наверняка Риччи отправится в гонку на более жестких шинах, чтобы за счет оттянутого по времени первого пит-стопа суметь побольше отыграть позиций. Как знать, может быть улыбчивому австралийцу еще и повезет со своевременным выездом машины безопасности. Глядишь, он сможет не только догнать своего более молодого товарища по команде , но и добраться до подиума. Именно на таких городских автодромах с бетонными стенами ограждения и без широких зон вылета свою птицу удачи могут поймать напористые середнячки.

Гонка начнется в 20.30 по минскому времени. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter