Формула-1. Гран-при России. Дебютант «Феррари» громит чемпионов

Как и на предыдущем этапе в Сингапуре сегодня на сочинском автодроме Шарль Леклер в квалификации проехал свой зачетный круг быстрее, чем его ближайшие преследователи, многократные чемпионы мира Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. 4-й завоеванный подряд поул монегаска встрепенул заснувшую было от скучного бессменного лидирования «Мерседес» публику Формулы-1.  

Льюис Хэмилтон будет стартовать с первого ряда

А то, что он опережает в субботней квалификации 9-й раз подряд своего именитого напарника, и вовсе выглядит уже не сенсационно, а скорее вызывающе. Так Феттель еще никому в своей формульной биографии не уступал в скорости на одном круге. Создается впечатление, будто дебютант «Феррари» этого сезона едет в своей собственной лиге, всякий раз значительно опережая преследователей. Вот и в Сочи на этот раз он на 0.4 секунды был быстрее в своей финальной попытке, чем лидер чемпионата Льюис Хэмилтон, который в свою очередь всего на 0.02 сек опередил Себастьяна, своего главного формального конкурента последних лет.

Но если мы припомним, как Шарль выступал в молодежных чемпионатах ГП3, затем и в Формуле-2, с первого же сезона становясь чемпионом и побеждая  подчистую  всех своих соперников по числу выигранных поулов, то нынешнее его преимущество в квалификации уже не кажется неожиданным. Так было в его биографии всегда: как только Леклер «вкатывался» в чемпионат и начинал чувствовать машину, равных ему в скорости на единственном зачетном круге уже не было. История продолжается и в Формуле-1.  

Феттель слишком медленный или Леклер слишком быстрый?


Этот вопрос сегодня волнует многих. Когда на фоне успешных выступлений «Мерседес» Себастьян Феттель был главным конкурентом у Льюиса Хэмилтона в борьбе за чемпионский титул, то принято было считать, что машины «Феррари» все же уступают немецким болидам. И потуги немецкого чемпиона в прошлом году вперемежку с его нелепыми авариями мы пытались как-то объяснять желанием Себастьяна добиться побед на заведомо более медленной машине. 

Покрышки "Пирелли" для любых условий погоды

Да, и в начале этого сезона все еще склонны были списывать неудачи «Феррари» то на ошибки тактических решений их командного мостика, то  на преимущество болидов «Мерседес». Так продолжалось до того момента, пока дебютант скудерии полностью не освоился со своей новой машиной и не скорректировал стиль своего пилотирования под ее особенности. А когда, начиная с Гран-при Бельгии, юный монегаск оформил себе «постоянную прописку» на поул-позишн, от этапа к этапу подтверждая свою новую репутацию самого быстрого пилота, стало очевидным следующее. 

Шарль Леклер выиграл четвертый поул подряд

Итальянской скудерии действительно удалось еще в начале прошлого сезона подготовить вполне конкурентную машину, способную выигрывать не только отдельные гонки, но и весь чемпионат. И значит, причина отсутствия этих самых побед и титулов кроется в том, что несмотря на свое звание 4-кратного чемпиона, Себастьян Феттель все же не дотягивает до того уровня, чтобы на равной, и даже опережающей на половине трасс машине, составить конкуренцию действующему чемпиону.  

Ведь даже если дебютант «Феррари», пусть и очень талантливый, с первого же своего сезона в скудерии начинает выигрывать у ее именитого ветерана, а в квалификациях и просто уверенно «громить» его, то причину отсутствия у итальянцев титулов нужно искать уже не только в машине. 

Феттель проиграл квалификацию своему напарнику девять раз подряд

Конечно, будь в распоряжении у Себастьяна Феттеля сегодня болид, заметно опережающий по своим скоростным и аэродинамическим качествам «Мерседес», немецкому пилоту вполне хватило бы уровня мастерства, чтобы захватить и удержать лидерство. А поскольку разница в машинах невелика, то на этом фоне уровень мастерства Льюиса Хэмилтона все же оказался повыше.

Конечно, справедливости ради отметим, что проще всего было бы сравнить британского и немецкого чемпионов, посадив их в одинаковые машины. Но в связи с отсутствием такой реальной возможности, подошел для сравнения вариант и с Леклером. Вряд ли у кого возникнут сомнения в том, что у Шарля и Себа одинаковые по своим характеристикам болиды. И значит, их сравнение между собой  вполне претендует на объективность. 

Что же касается расхожего аргумента, мол, машина больше подходит Леклеру, чем Феттелю, то подобное мы уже слышали в качестве оправдания неудач немецкого чемпиона в сезоне 2014, когда он вчистую проиграл внутрикомандную дуэль дебютанту «Ред Булл» Даниелю Риккиардо. Объяснение никого не впечатлило тогда, и вряд ли что-то изменится теперь. Ведь чего скрывать очевидное: в обоих случаях новый болид строился в первую очередь исходя из личных особенностей именно Феттеля, а не его молодых напарников-дебютантов. 

Боттас не справляется с нервами


Когда я слышу, что какой-то гонщик не справился с психологическим прессингом и не смог обойти своего напарника в квалификации, допустив ошибки на быстром круге, у меня есть на это свое объяснение. Ошибки пилоты допускают тогда, когда приходится рисковать в поисках тех долей секунд, на которые их опережают напарники. А это значит, что приходится переступать тот барьер безопасного разумного пилотирования, который гонщики себе устанавливают, исходя из особенностей той или иной трассы и возможностей машины. 

Боттас снова уступил Хэмилтону в квалификации

У кого-то это получается, и мы в очередной раз слышим знакомое выражение «кто не рискует, тот не пьет шампанского». У кого-то это не получается, и нам говорят, мол, что гонщик «перегорел» под прессингом, перенервничал, не повезло, не так вошел в поворот, чуть-чуть просчитался с атакой поребриков и т.д.. Так ведь именно этим и отличаются быстрые гонщики один от другого. Плюс еще к чисто природному дару следует добавить и элемент везучести. Без него нельзя рассматривать гонки в автоспорте вообще. Здесь все проходит на грани, как по тонкому лезвию бритвы. И зачастую госпожа Фортуна бывает настолько непредсказуемой в выборе своих героев дня, что просто диву даешься.

В Сочи Вальттерри Боттас уже побеждал. В прошлом году он тоже мог бы , наверное, выиграть, но пропустив вперед себя  по просьбе команды своего напарника в гонке, он затем не получил ответного жеста от Льюиса. Хотя, по правде сказать, Боттас особо и не стремился тогда на этом настаивать. Ему проще было сделать вид слегка обиженного, но все же согласного с командной тактикой  человека, тем самым оправдав подписанный с ним контракт на следующий сезон.  Льюис же получил на прошлогоднем Гран-при России  несколько очков в свой загашник, которые, в принципе, ему и не очень тогда были уже нужны. 

Перед нынешним этапом, отвечая на провокационные вопросы журналистов, намерен ли он и в этот раз помогать Хэмилтону, финский гонщик позволил себе сделать заявления, мол, такого больше не повторится. Да, Боттас может так говорить, потому что нынешнее преимущество Льюиса в 96 очков над соперниками из других команд, и 65 очков  - над напарником, слишком уж весомо, чтобы сомневаться  в серьезности намерений  британца завоевать свой 6-й титул. Только вот для демонстрации серьезности собственных намерений Вальттерри неплохо было бы и опережать Хэмилтона в субботних квалификациях. Увы, в Сочи Боттас будет стартовать завтра лишь с 4-го места, да и то благодаря штрафу, который получил Макс Ферстаппен за неплановую замену элементов силовой установки и который отправил голландца на 9-е место стартовой решетки. 

Стоит ли переживать Льюису по поводу конкуренции в борьбе за титул со стороны напарника? Думаю, что нет, хотя чисто теоретически отставание в 65 очков можно было бы снивелировать за 3 успешные гонки, при провальном выступлении или невыступлении вообще напарника по причине технических сходов, травм или болезни. Иные соперники и того дальше, причем они ведут еще борьбу не только за титул, но и между собой, раз за разом забирая очки друг у друга. Слишком уж хорошо проехал британский чемпион первую половину нынешнего сезона, чтобы сейчас особо переживать по поводу своего очередного чемпионства. И если интрига чемпионского титула вряд ли сможет обозначиться в этом году даже при всех успешных выступлениях пилотов «Феррари», то вот борьба за победы на конкретных этапах вполне может еще порадовать зрителей и журналистов. Именно этого захватывающего сражения мы и ждем с вами от Формулы-1.  

Чехарда в «Ред Булл»

   
Австрийская «конюшня» не перестает подбрасывать нам сюжеты для дискуссий. Как успешными выступлениями и нелепыми стартовыми ошибками своего лидера Макса Ферстаппена, еще имеющего чисто теоретические шансы на самый молодой чемпионский титул, так и перестановками остальных своих пилотов. На предыдущем этапе руководство «Ред Булл» подтвердило контракт на следующий сезон Даниилу Квяту. Эдакий своеобразный сладкий тортик с «горчинкой». Можно порадоваться, что россиянин получил возможность продолжить гоночную карьеру в Формуле-1 в команде «Торо Россо». А можно и огорчиться, что Даню вычеркнули из списка даже теоретических кандидатов на место в самой команде «Ред Булл». Спор за право в следующем сезоне быть напарником Ферстаппена продолжат Александр Элбон и Пьер Гасли. 

Леклер и Элбон. Даже на свободных заездах была борьба

Перед началом гоночного уик-энда в Сочи шансы Элбона выглядели получше: он неплохо проехал 3 гонки после летних каникул, и главное – у него тайские корни, что для австрийских «энергетиков» весьма привлекательно в плане маркетинга и бизнес-модели, поскольку в «Ред Булл» присутствует и тайский капитал. 

Но сочинский автодром оказался коварным для Александра. В квалификации в самом первом сегменте он не справился с управлением машины. Его развернуло в повороте после быстрой задней прямой, и тайский гонщик ударился кормой своего болида об отбойники. Старт с хвоста пелотона для болида, который должен был бы быть, по меньше мере, в первой десятке, вряд ли выглядит воодушевляющим. 

Пьер Гасли на своем «Торо Россо» показал 11-й результат, проехав в завершающий попытке свой лучший, по его утверждению, за весь уик-энд круг. С учетом штрафа в 5 позиций за неплановую замену силовой установки, как и в случае с Ферстаппеном, француз отравится завтра в гонку лишь с 16-го места. Ровно за ним с 18-го и 20-го мест отправятся на прогревочный круг Элбон и Квят.

Даня не теряет оптимизма, несмотря на проблемы с машиной

С российским пилотом на домашней трассе приключилась и вовсе невероятная история.  Сначала в пятницу отказала именно на его болиде «топливная система», лишив его возможности поучаствовать в первой сессии свободных заездов. А затем и в субботней «практике» теперь уже весь мотор «приказал долго жить». А ведь это была уже новая версия двигателя, из-за неплановой установки которой Квят и так должен был бы стартовать с хвоста пелотона. В итоге, Даня не только пропустил субботние заезды, но и даже саму квалификацию. В плюс ко всему, ФИА запретила российскому гонщику использовать его новую версию шлема, сославшись на то, что в этом сезоне Квят уже менял на нем раскраску. Действительно, в регламенте ФИА имеется пункт, предусматривающий подобные ограничения. Только вот странно, почему этот пункт правил не применялся раньше к другим гонщикам (например, Феттель, Ферстаппен), а по отношению к российскому пилоту, да еще и на домашней трассе, инспекторы ФИА решили подойти со всей строгостью закона? 

«МакЛарен» против «Рено»


В очередной раз болиды с французскими моторами дружно прорвались в первую десятку стартовой решетки. Спор, который ведут между собой команды «МакЛарен» и «Рено» за место в Кубке конструкторов, - весьма принципиальный. Британцы стремятся доказать, что у них самый быстрый в пелотоне по своим аэродинамическим характеристикам болид. И что сражаться за титул им мешает лишь недостаток мощности и надежности их мотористов. Французы же, 6-й сезон никак не могут достигнуть поставленных целей вернуться в лидирующую группу со своими турбомоторами и начать наконец-то побеждать. 

Карлос Сайнс - лучший из второго эшелона, будет стартовать пятым

Упорство борьбы показывает хотя бы тот факт, что с 5-го по 7-е места на старте займут Карлос Сайнс («МакЛарен»), Нико Хюлькнберг («Рено») и Ландо Норрис («МкЛарен»). В общем зачете британцы пока опережают французов, и, похоже, не собираются уступать своих позиций. Хватит ли французским мотористам политкорректности, чтобы не воспользоваться «тайными рычагами» управления ситуации и не прибегнуть к «вредительству и саботажу» в свою пользу ради очков в Кубке конструкторов? Ведь чисто теоретически такая возможность имеется у любого моториста, работающего с клиентами, которые устанавливают такие же двигатели на своих машинах. А на кону может стоять несколько миллионов евро «призовых денег». Велик соблазн.

Кстати, в Сочи было официально объявлено, что с 2021-го года команда «МакЛарен» вновь вернется к силовым установкам от «Мерседес». А это значит, что ее «замужество» с «Рено» продлится всего лишь еще один сезон. Конечно, на фоне прошлых неудач с «Хондой» нынешнее положение «МакЛарен» выглядит относительным успехом. Но видно британцам понутру все же будет вернуться «под крышу» немецких мотористов, с которыми у них были победы в чемпионате Формулы-1 в 1998,1999-м и 2008-м годах.

Механики вновь колдуют над мотором болида Квята

Завтрашняя гонка обещает быть интересной, несмотря на то, что в предыдущие разы на сочинском автодроме обгоны были слишком редким явлением, чтобы обращать на себя внимание. Есть еще вероятность, что и погода вмешается в определение условий гонки. Во всяком случае, это обещают прогнозы в виде легкого дождя, и этого желали бы местные зрители, жаждущие увидеть прорыв их кумира Даниила Квята с последнего ряда в лидирующую группу. Смелые ожидания? А почему бы и нет? Ведь смог же Даня в Германии в дождевой гонке удивить всех невероятной удачей и приехать на подиум? 

Может быть пилотская Фортуна и на этот раз решит ему посодействовать, отдавая должок за свое безразличие к россиянину в 2016-м году, когда его карьера круто изменилась после стартовой аварии с Себастьяном Феттелем?

Трансляция гонки начнется в 13.50 по минскому времени. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter